|
|||
Вернутся к содержанию
Статья на стр. 3: Что ждет «вмененку» – реформа или ликвидация?
О том, что система налогообложения в виде ЕНВД уже «отжила» свое, говорят довольно давно. Причем данным спецрежимом недовольны как чиновники, так и непосредственно его «пользователи». И вот, наконец, представители Минфина всерьез взялись за реформу «вмененки». Правда действовать они решили слишком уж радикально.
«Вмененка», хотя ее и называют льготным режимом налогообложения, в свое время вводилась лишь потому, что доходы от отдельных видов деятельности налоговикам просто не под силу проконтролировать. По этой причине применение ЕНВД носит обязательный характер. То есть, если уж «вмененка» в отношении осуществляемой налогоплательщиком деятельности введена в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, то работать на ином режиме налогообложения попросту запрещено. Можно лишь совмещать.
Среди плюсов спецрежима следует отметить освобождение от уплаты ряда «общих» налогов: от налога на прибыль, налога на имущество, НДС (за исключением случаев уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ). Естественно, освобождение касается доходов, полученных от «вмененной» деятельности, да и имущество должно быть использовано непосредственно в ней. Что касается земельного и транспортного налогов, а также иных сборов, то их «вмененщики» уплачивают наравне с хозяйствующими субъектами, применяющими иные режимы налогообложения. С 1 января 2011 года плательщики ЕНВД будут «по полной» рассчитываться и с внебюджетными фондами.
Ограничения в применении ЕНВД
Поскольку спецрежим имеет определенные налоговые поблажки, законодатели сделали все возможное, чтобы «отсечь» от его применения крупный бизнес. Так, «вмененка» не применяется в случае осуществления деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, а также в ситуации, когда таковая ведется налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших в соответствии со статьей 83 НК. Об этом сказано в пункте 2.1 статьи 346.26 НК.
На уплату единого налога в соответствии с пунктом 22 статьи 346.26 НК не переводятся:
– организации и ИП, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;
– юрлица, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Здесь важно отметить следующее. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, являющиеся учредителями бюджетных учреждений, не могут быть признаны организациями. Следовательно, их доля в уставном капитале «вмененщика» может и превышать данное ограничение. Такой вывод можно сделать из письма Минфина от 31 марта 2009 г. № 03-11-06/3/83;
– учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, если они неотъемлемы от функций данных учреждений и оказываются непосредственно ими;
– индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН на основе патента;
– организации и ИП, в части оказания услуг по передаче во временное владение или пользование автозаправочных и автогазозаправочных станций.
В общем, ограничений более чем достаточно. А если учесть, что «шаг в сторону» означает переход на иной режим налогообложения, то становится понятно, почему и сами налогоплательщики от «вмененки» не всегда в восторге. Да, у одних, действительно, получается сэкономить на налоговых платежах, другим «вмененка» только в тягость. Ведь платить налог с вмененного дохода нужно даже в том случае, если фактический доход до него, что называется, не дотянул.
Совершенству нет предела
Как бы там ни было, Минфин решил усовершенствовать специальные налоговые режимы. Причем изменения в первую очередь коснутся плательщиков ЕНВД. Так, предлагается с 1 января 2011 года сократить среднесписочную численность работников организации (индивидуального предпринимателя) с нынешних 100 человек до 15, с начала 2012 года – сократить перечень видов «вмененной» деятельности, а с 1 января 2014 года – и вовсе отказаться от ЕНВД.
Чиновники отмечают, что в настоящее время «вмененка» конкурирует с УСН на основе патента. При этом они отдают предпочтение именно патенту, который, по их мнению, является более удобным в использовании. Поэтому предлагается утвердить перечень из 22 обязательных видов деятельности, регулируемых патентами, и из 70 видов деятельности, когда патент может выдаваться по усмотрению муниципалитета. Соответственно и функции по выдаче патентов будут переданы на муниципальный уровень, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. Доходы от платежей за патенты будут перечисляться в местные бюджеты. То есть у муниципальных властей появится стимул к развитию малого бизнеса на местах. Законопроект, который предусматривает внесение перечисленных изменений в Налоговый кодекс, Минфин обещает внести в правительство до конца июля текущего года.
Отметим, что переход на патентную систему в целом поддерживает и Минэкономразвития. Здесь все объясняется просто. В 2009 году доходы бюджета от патентов составили 65 млн рублей. И это при том, что приобрели патенты около 14 тыс. предпринимателей. Если расширять практику применения патентов, то, очевидно, платежи можно существенно увеличить. Вместе с тем, по мнению главы департамента МЭР Андрея Шарова, сокращение среднесписочной численности сотрудников со 100 до 15 человек должно происходить не резко, а плавно. Также, по его словам, стоит применить большую градацию для микропредприятий. В частности, предприниматель должен иметь возможность приобретать патент лично для себя (самозанятость) или же с учетом привлечения наемных работников – в количестве 5 или 15 человек, что, по словам чиновника, требует дополнительного обсуждения.
Интересы бюджета превыше всего?
Свое заключение на законопроект Минфина представила и «ОПОРА России», которая в некоторой степени все же ближе к бизнесу, нежели чиновники. Ее представители отметили, что данный документ не в полной мере отражает интересы и потребности малого и среднего предпринимательства. И в нем есть ряд положений, с которыми «ОПОРА» не может согласиться. В первую очередь речь идет о ликвидации «вмененки» как таковой. Обоснование в необходимости данной меры, которое приводят чиновники, по меньшей мере сомнительно: «применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности позволяет субъектам предпринимательской деятельности минимизировать налоговые обязательства». Ну а где какие-либо статистические показатели? Получается, что Минфин голословно обвиняет всех и вся в недобросовестности. А между тем, по данным статистики ФНС за 2009 год, «вмененку» применяли более половины субъектов малого и среднего предпринимательства. За что ж их так всех под одну гребенку?
В «ОПОРЕ России» считают, что лучше бы Минфин уделил внимание ситуации с применением ЕНВД в разных муниципалитетах. По данным бизнес-объединения, «примерно в половине регионов и муниципалитетов, где власти уделяют значительное внимание развитию малого и среднего бизнеса, предприниматели не испытывают никаких проблем с применением ЕНВД. В остальных же муниципальных образованиях устанавливаются максимальные коэффициенты К2, что делает применение данного режима по отдельным видам деятельности для малого бизнеса обременительным».
Решить эту и остальные проблемы с применением «вмененки», по мнению экспертов «ОПОРЫ России», способна норма о добровольности применения ЕНВД, так как это «позволит предпринимателям самим выбирать наиболее удобную систему налогообложения».
Неравносильная замена
Отмечают представители бизнес-объединения и неравнозначность мер по отмене ЕНВД при недостаточном развитии УСН на основе патента. В настоящее время только 69 видов деятельности подпадают под нормы о применении патента, а предлагаемые изменения направлены на увеличение данного перечня только до 92 видов. Это не сможет кардинальным образом изменить ситуацию с применением патента, поскольку в перечень не попали наиболее распространенные виды бизнеса, в отношении которых сегодня введено применение ЕНВД. Самый яркий пример – излюбленные «вмененщиками» розничная торговля и общественное питание. «Это приведет к тому, что значительная часть субъектов малого и среднего предпринимательства будут вынуждены переходить на общую систему налогообложения, что в итоге увеличит их налоговую нагрузку», – считают эксперты «ОПОРЫ России».
Кроме того, не следует забывать, что патентом могут пользоваться только индивидуальные предприниматели. Это означает, что организациям, которые сейчас применяют «вмененку», в любом случае придется переходить на общую систему налогообложения либо на УСН. А в условиях сложной экономической ситуации это может привести к снижению количества субъектов малого и среднего предпринимательства и, как следствие, к снижению уровня налоговых поступлений в государственный бюджет». Иными словами, чиновники рискуют добиться обратного эффекта.
Положительные тенденции
Вместе с тем нельзя не отметить, что в предложениях Минфина присутствует и доля здравого смысла. В первую очередь речь идет о передаче доходов от патента на уровень местных бюджетов. Это, безусловно, будет способствовать заинтересованности органов местной власти в развитии малого бизнеса на своей территории. А стало быть, и цель увеличения размера налоговых поступлений в бюджет муниципалитета будет достигнута. При этом органы местного самоуправления получат возможность расширить сферу финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства, что является немаловажным в период финансово-экономического кризиса.
Положительно можно охарактеризовать и предложение чиновников внести изменения в Закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», направленное на освобождение плательщиков УСН на основе патента от обязанности применения контрольно-кассовой техники. Тем более что «вмененщики» от данной «почетной» обязанности не так давно были освобождены.
P. S.
Говорят, в споре рождается истина. В этом смысле не может не радовать тот факт, что судьбоносный для «вмененщиков» законопроект был представлен общественности заблаговременно. Так что есть шанс, что полезные советы предпринимателей на сей раз будут законодателями услышаны.
Н. Ярошенко, корреспондент ООО «Центр экономической информации»