|
|||
Вернутся к содержанию
Статья на стр. 3: Налоговые новации 2010: часть 1
Налоговые новации’2010: часть I
Налогоплательщики и представители ИФНС по определению находятся по разные стороны баррикад. Законодатели не раз предпринимали попытки «оздоровить» взаимоотношения между этими субъектами, практически кардинальным образом переписывая с этой целью соответствующие положения Налогового кодекса. Но, видимо, этого оказалось недостаточно. Законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ внесена очередная порция поправок в часть I Кодекса, большинство из которых вступит в силу уже в текущем году. Примечательно, что на сей раз налогоплательщикам уготованы не только пряники, но и хороший такой кнут.
Конец июля традиционно привнес в жизнь налогоплательщиков очередные изменения, ведь именно этими числами, как правило, датируются летние законодательные акты, вносящие «судьбоносные» поправки в Налоговый кодекс. Этот год не стал исключением: Законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ (далее – Закон № 229-ФЗ) были скорректированы нормы обеих частей НК. На сей раз речь пойдет о первой из них. Сразу же отметим, что практически все изменения вступают в силу с начала осени, а именно со 2 сентября 2010 года.
Прежде всего следует сказать, что часть вносимых поправок носит чисто технический характер. Например, в ряде случаев были подправлены такие формулировки, как «представлять по месту нахождения» на более верное «представлять в налоговый орган по месту нахождения» (п. 4 ст. 1 Закона № 229-ФЗ). Кроме того, более точные расшифровки получили некоторые из определений. Среди прочего, при раскрытии смысла понятия «свидетельство о постановке на учет» будет также указано, что данная бумага выдается при постановке на учет по месту нахождения обособленных подразделений иностранных компаний (п. 1 ст. 1 Закона № 229-ФЗ. И так далее.
Вместе с тем есть куда более значимые правила, меняющие процедурную составляющую общения с контролерами.
Цифровые технологии
Прежде всего следует отметить, что согласно новым правилам, налогоплательщики могут намного реже встречаться лично с контролерами из ИФНС, передавая куда большее число сведений о своей деятельности посредством телекоммуникационных каналов связи. Так, с момента вступления в силу нововведений, в электронном виде можно будет пересылать сведения:
– об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов);
– обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях;
– обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ;
– о реорганизации или ликвидации организации (подп. «г» п. 2 ст. 1 Закона № 229-ФЗ, п. 7 ст. 23 НК в нов. ред.);
– заявление о постановке на учет (о снятии с учета) в ИФНС (подп. «б» п. 31 ст. 1 Закона № 229-ФЗ, п. 5.1 ст. 84 НК в нов. ред.).
Помимо этого наконец-таки получил свою законодательную основу тот факт, что декларация (налоговый расчет) в равной степени может являться и электронным документом (п. 29 ст. 1 Закона № 229-ФЗ, ст. 80 НК в нов. ред.). Коли уж направляться в ИФНС может сама налоговая отчетность, вполне логично, что в цифровом варианте может быть сдана и копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание декларации. То же правило и для документов, которые истребуют налоговики при проведении контрольных мероприятий (подп. «а» п. 35 ст. 1 Закона № 229-ФЗ, п. 2 ст. 93 НК в нов. ред.). Отдельно следует сказать о тех ситуациях, когда хозяйствующий субъект обязан отчитываться перед ИФНС в электронном формате. За несоблюдение формата представления отчетности законодатели установили отдельные штрафные санкции. Так, с начала осени в Налоговом кодексе будет действовать новая статья – 119.1 «Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)», согласно которой нарушения формата отчетности чреваты штрафными санкциями в размере 200 рублей. Подобная норма привнесена пунктом 44 статьи 1 Закона № 229-ФЗ.
Кстати говоря, благодаря поправкам во вторую часть Налогового кодекса электронным форматом обзавелись также и счета-фактуры.
В любом случае для того чтобы полностью перейти на цифровые технологии на практике, хозяйствующим субъектам придется дождаться утверждения определенных форматов такой документации, а также порядка их представления.
В свою очередь инспекторы будут иметь право требовать предъявления сведений именно по таким форматам (подп. «а» и подп. «б» п. 5 ст. 1 Закона № 229-ФЗ, подп. 1 п. 1 и п. 4 ст. 31 НК в нов. ред.). В любом случае сданные «цифровые» варианты данных документов налогоплательщикам придется заверять электронной цифровой подписью лица, представившего их, или электронной цифровой подписью его представителя.
Одновременно правом общаться по каналам телекоммуникационной связи теперь будут наделены и налоговики. Например, в электронном виде может быть направлено:
– уведомление об уплате налога, если таковой рассчитывает ИФНС (п. 13 ст. 1 Закона № 229-ФЗ, п. 4 ст. 52 НК в нов. ред.). Кстати, то же правило действует и для налоговых агентов.
– требование об уплате налога (подп. «в» п. 23 ст. 1 Закона № 229-ФЗ, п. 6 ст. 69 НК в нов. ред.). Учтите, что данная просьба инспекторов должна быть исполнена налогоплательщиком теперь в более короткие сроки – в течение восьми календарных дней, а не десяти (подп. «б» п. 23 Закона № 229-ФЗ, п. 4 ст. 69 НК в нов. ред.);
– акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (подп. «а» п. 7 ст. 1 Закона № 229-ФЗ, подп. 11 п. 1 ст. 32 НК в нов. ред.);
– свидетельство и уведомление о постановке на учет (подп. «б» п. п. 31 ст. 1 Закона № 229-ФЗ, п. 5.1 ст. 84 НК в нов. ред.);
– требование о представлении документов в ходе проверок (подп. «а» п. 35 ст. 1 Закона № 229-ФЗ, п. 1 ст. 93 НК в нов. ред.).
Кроме того, в цифровом варианте ИФНС может строить отношения и с банком, имея право направлять в кредитное учреждение поручения на списание денежных средств со счета налогоплательщика (подп. «а» п. 11 ст. 1 Закона № 229-ФЗ, п. 2 ст. 46 НК в нов. ред). Да и требование о перечислении налога в бюджет должно быть передано в банк в электронном виде (подп. «б» п. 15 ст. 1 Закона № 229-ФЗ, п. 4.2 ст. 60 НК в нов. ред.).
Счетная «блокировка»
Были уточнены и несколько дополнены правила, касающиеся приостановления операций по счетам налогоплательщиков. Так, в частности, законодатели предупредили своими поправками возможность избежать «заморозки» расходных операций путем изменения данных налогоплательщиков. В новой редакции пункт 7 статьи 76 НК будет содержать указания на то, как следует поступать банкам, если после принятия решения о приостановлении операций по счетам изменились наименование налогоплательщика-организации или реквизиты счета, операции по которому приостановлены. Как указано в «новоиспеченной» норме, уже имеющееся решение ИФНС будет подлежать исполнению и в этом случае, разумеется, уже в отношении «преобразившейся» фирмы и реквизитов ее счета.
Другое дело, если окажется, что инспекторы неправомерно «заморозили» счета подопечных компаний. В силу положений, на которые был «пополнен» пункт 9.2 статьи 76 НК, налоговики обязаны будут платить штрафные санкции подопечным компаниям не только в случае, если были нарушены сроки разблокировки счета, но и тогда, когда расходные операции были приостановлены инспекторами ошибочно, то есть в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам (подп. «е» п. 26 Закона № 229-ФЗ).
Обособленное подразделение
Довольно значительно изменилось законодательство в части, которая будет весьма интересна компаниям, имеющим обособленные подразделения. Итак, что же было «скорректировано» и в каком варианте теперь будет представлено вниманию налогоплательщиков?
До вступления в силу поправок в НК организации, создавшие обособленные подразделения, должны были сообщать о данном событии в свои ИФНС в месячный срок. Согласно изменениям срок для уведомления остался прежним, только сообщать придется еще и об изменениях в сведения, которые были переданы в отношении подразделений прежде. На передачу подобной информации компании отводится три дня с момента возникновения повода для уведомления.
Мало того, согласно введенному подпункту 3.1 в пункт 3 статьи 23 Кодекса, информировать налоговых контролеров потребуется также и в отношении «обособленцев», через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):
– в течение трех дней со дня принятия решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (о закрытии филиала или представительства);
– в течение трех дней со дня закрытия бизнеса через иное подразделение (закрытия иного ОП).
Причем при постановке на учет в ИФНС зарегистрироваться предстоит по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Тот факт, что компания уже «зарегистрировано» в данной налоговой, значения иметь не будет. Сроки на данное мероприятие изменились с «одного месяца» на «не позднее 30 календарных дней». Правда если прежде отсчет производился с момента создания «обособленца», что само по себе вызывало много вопросов, так как было неясно, какое число считать датой создания, теперь точкой отсчета является начало осуществления бизнеса через ОП.
На то, чтобы отреагировать на подобные знаки «внимания», инспекторам также отводится пять дней. Хотя теперь данный промежуток времени будет отсчитываться не с того момента, когда хозсубъект наконец-таки соизволит представить все бумаги, а с того дня, как он сообщит о начале своей работы через ОП. В целом можно сказать, что постановка на учет теперь будет носить упрощенный и скорее уведомительный характер.
А вот если речь идет об открытии филиала или представительства, то тут налогоплательщику придется опять-таки потрудиться, собрав необходимый пакет документов и написав соответствующее заявление (подп. «б» п. 30 ст. 1 Закона № 229-ФЗ, п. 4 ст. 83 НК в нов. ред.).
Да и в целом изменения в порядке постановки на учет в ИФНС коснулись не только обособленных подразделений. Статья 84 Налогового кодекса была наполовину переписана; с сентября будут действовать полностью обновленные первые пять пунктов данной нормы. Интересно, что они обещают в значительной степени упростить жизнь налогоплательщиком, приступающим к работе.
Правда штрафные санкции за нарушение порядка постановки на учет изрядно подросли. Так, при опозданиях в подаче заявления о постановке на учет налагается штраф в размере 10 тысяч рублей. За то, что бизнес ведется без «регистрации», будет взыскан штраф величиной в 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей. А каждый несданный вовремя документ обойдется на 150 рублей дороже – в 200 рублей вместо 50 рублей.
Штрафные санкции
Надо отметить, что штрафные санкции и вовсе изрядно подросли. Так, в частности, непредставление налоговой декларации будет караться штрафом в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей (п. 43 ст. 1 Закона № 229-ФЗ, ст. 119 НК в нов. ред.). Никакие 180 дней и более в данном случае даже не упоминаются.
Подросли и другие санкции. Штраф за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения при отсутствии признаков налогового правонарушения будет составлять 10 000 рублей. То же действие, но в течение более одного налогового периода чревато уже наказанием в 30 000 рублей. Если при этом произошло занижение налоговой базы, то можно лишиться 10 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 рублей. При этом грубым нарушением теперь будут считаться не только ошибки в ведении регистров бухгалтерского учета, но и налогового.
Несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, подросло с 10 000 до 30 000 рублей. А несообщение (несвоевременное сообщение) сведений, которыми необходимо «снабжать» ИФНС, обойдется налогоплательщику не в 1000 рублей и 5000 рублей при повторном нарушении в течение года, а в 5 000 рублей и 20 000 рублей соответственно.
Иными словами, отныне ошибки будут стоить налогоплательщикам куда дороже…
Елена Амаргорова, эксперт ООО «Центр экономической информации»«НАЛОГОВЫЕ НОВАЦИИ 2010: ЧАСТЬ 1»