Журнал «Бухгалтер-Дока
Вопрос-ответ, примеры и комментарии»

Персональный журнал для тех, кто хочет быть в курсе дел.

Выходит два раза  в месяц + Спецвыпуски по отчетности!

 


Листать журнал On-line
Хотите знать как выглядит журнал?
Выгодная стоимость подписки!

Стоимость подписки в 2-3 раза меньше, чем на аналогичные издания!


Содержание номера 26 апреля 2018

2010 20
СУБСИДИИ НА ОТКРЫТИЕ БИЗНЕСА: НАЛОГОВАЯ "ТРОПА" В УЧЕТЕ


Вернутся к содержанию

Статья на стр. 4: Субсидии на открытие бизнеса: налоговая «тропа» в учете

Государство поддерживает самозанятость граждан – что в период кризиса более чем актуально – не только словом, но и деньгами. И чем большее число безработных обещает трудоустроить «новоиспеченный» предприниматель, тем более значительные суммы он сможет получить. Однако любая финансовая помощь хороша при условии, что львиную ее долю «не съедают» налоги. Между тем применение поправок, внесенных в этих благих целях в Налоговый кодекс в апреле текущего года, до сих пор вызывало немало вопросов. Зато сейчас можно с уверенностью сказать, что все точки над «i», наконец, расставлены. Причем ни один режим налогообложения не остался обделенным.

 

Российским законодательством о занятости населения предусмотрено предоставление субсидий из федеральной казны бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Начиная с 2009 года финансироваться таким образом могут, в частности, и региональные программы по содействию безработным гражданам (подп. «г» п. 2 Правил, утвержденных постановлением правительства от 31 декабря 2008 г. № 1089, далее – Правила № 1089). Так, последним в случае изъявления ими желания начать собственный бизнес может быть предоставлена субсидия в размере 12-кратного максимального пособия по безработице (п. 10 Правил № 1089). С учетом того, что на 2010 год данная величина составляет 4900 рублей, то начинающий бизнесмен может рассчитывать на 58 800 рублей (постановление правительства от 14 ноября 2009 г. № 926).

Впрочем возможность увеличить размер финпомощи все же имеется: с 2010 года государство расширило программу поддержки безработных. Теперь субсидии в той же сумме выделяются не только на самого вновь испеченного предпринимателя, но и на каждое рабочее место, созданное им для трудоустройства безработных, зарегистрированных в центре занятости (подп. «е» п. 2 Правил, утв. постановлением правительства от 14 декабря 2009 г. № 1011). При этом за счет средств регионального бюджета выплаты на развитие самозанятости могут быть повышены с учетом районного коэффициента (письмо Минздравсоцразвития от 29 июня 2009 г. № 23-3/10/2-5058).

Порядок предоставления подобных субсидий, как правило, выглядит следующим образом: договор о предоставлении финансовой помощи заключается центром занятости  с безработным гражданином, а после того как тот зарегистрируется в налоговой как ИП или создаст ООО, деньги перечисляются на соответствующий лицевой или расчетный счет.

Вместе с тем поправки в Налоговый кодекс, которые позволили бы начинающим бизнесменам полученную финпомощь направлять по прямому назначению, а не на уплату налогов, были внесены лишь в апреле текущего года. Впрочем, хотя соответствующие положения Закона от 5 апреля 2010 г. № 41-ФЗ (далее – Закон № 41-ФЗ) и вступили в силу только с 7 апреля текущего года, они распространяют свое действие на правоотношения возникшие с 1 января 2009 года (п. 4 ст. 5 Закона № 41-ФЗ).

Нивелируем доходы расходами

Итак, Законом № 41-ФЗ были внесены аналогичные поправки в несколько глав Налогового кодекса: по НДФЛ, налогу на прибыль и УСН.

Суть их сводится к тому, что полученные суммы субсидий признаются в доходах только по мере осуществления целевых расходов, то есть затрат, указанных в бизнес-плане, согласованных с центром занятости и принятых им как «расходы, произведенные по назначению». Тем самым фактически с сумм финансовой помощи никакие налоги не уплачиваются. Однако такой порядок учета действует только в течение первых трех лет. Если же к окончанию третьего года коммерческой деятельности сумма расходов предпринимателя окажется меньше полученной им субсидии, то неиспользованные средства все же придется единовременно включить в доходы третьего налогового периода. Кроме того, вся сумма финпомощи должна увеличить налоговую базу, если будут нарушены условия ее получения (п. 3 ст. 223, п. 4.1 ст. 271, п. 2.1 ст. 273, п. 1 ст. 346.17 НК).

Вместе с тем внесенные в НК поправки на практике вызвали немало вопросов. Так, на первый взгляд, не у дел остались «вмененщики» и налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения «доходы». Ведь ни те, ни другие в принципе не учитывают при налогообложении какие-либо расходы (за исключением налогового вычета в виде уплаченных страховых взносов и выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности).

Более того, первоначальная позиция налоговиков по вопросу налогообложения субсидий на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания ими дополнительных рабочих мест, сводила на нет возможность применения на практике изменений, предусмотренных Законом № 41-ФЗ, индивидуальными предпринимателями. Нередко подобные выплаты инспекторы квалифицировали как не имеющие никакого отношения к хозяйственной деятельности ИП, поскольку они не связаны с поставкой товаров, оказанием услуг или выполнением работ для органа, перечисляющего средства. Иными словами, речь идет о личном доходе физлица, облагаемом НДФЛ, удержать и перечислить в бюджет который должен налоговый агент, то есть центр занятости населения (проще говоря, без вычета расходов). Благо, что налоговики все же попросили разъяснить этот вопрос своих старших коллег из Министерства финансов.

Ничего личного

Проанализировав нормы Налогового кодекса, посвященные обязанностям налоговых агентов по НДФЛ, в письме от 1 июня 2010 г. № 03-04-08/8-111 финансисты указали, что удержание налога должно производиться ими только в случае выплаты физлицу дохода. Между тем согласно нововведенному пункту 3 статьи 223 Налогового кодекса рассматриваемые субсидии признаются доходом физлица вне зависимости от его статуса только после осуществления им расходов. В связи с этим чиновники посчитали, что положения пунктов 1 и 2 статьи 226 Кодекса в данном случае неприменимы. Соответственно, организации, перечисляющие средства в виде финансовой помощи фирмам для открытия собственного дела и новых рабочих мест, не являются налоговыми агентами и налог коммерсант должен рассчитывать самостоятельно в порядке пункта 3 статьи 223 НК.

Данные разъяснения финансового ведомства приняла к сведению и ФНС, разослав их письмом от 10 июня 2010 г. № ШС-37-3/3860@ своим сотрудникам для использования в работе. Об этом, в частности, представители налоговой службы сообщили в пункте 4 письма от 19 августа 2010 г. № ШС-37-3/9373@, в котором решили разом снять все вопросы относительно порядка учета рассматриваемых субсидий на разных режимах налогообложения.

Три в одном: ОСН, ЕНВД и УСН на основе патента

Как пояснили контролеры в пункте 1 письма от 19 августа 2010 г. № ШС-37-3/9373@, суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан, не могут признаваться доходом, полученным от «вмененного» вида деятельности. По этой причине, указали они, налогообложение подобных поступлений плательщики ЕНВД должны производить в рамках общего режима налогообложения. При этом порядок их учета будет разниться в зависимости от юридического статуса хозяйствующего субъекта.

Так, индивидуальные предприниматели должны отражать соответствующие доходы в сумме оплаченных за счет субсидии расходов на дату их оплаты (п. 13 Порядка, утв. совместным приказом Минфина и МНС от 13 августа 2002 г. № 86/№ БГ-3-04/430). Ну и, конечно, же в случае неиспользования средств в полном объеме в течение трех лет остаток средств придется учесть при расчете НДФЛ (п. 1 ст. 221, п. 3 ст. 223 НК).

Порядок же отражения рассматриваемых доходов организациями будет зависеть от применяемого ими способа признания расходов. Если используется кассовый метод, то алгоритм действий тот же, что и у индивидуального предпринимателя, с той лишь разницей, что в данном случае речь, конечно же, идет о налоге на прибыль (ст. 273 НК). В случае применения метода начисления доход следует отражать в размере и на дату признания целевых расходов вне зависимости от факта их оплаты (п. 1 ст. 272 НК).

Необходимо отметить, что УСН на основе патента применяется индивидуальными предпринимателями так же, как и «вмененка», лишь в отношении отдельных видов деятельности. Иными словами, рассчитывать, что инспекторы посчитают полученную коммерсантом субсидию доходом от «патентного» бизнеса, не приходится, что, собственно, и подтвердили чиновники в пункте 2 письма от 19 августа 2010 г. № ШС-37-3/9373@. Проще говоря, руководствоваться в данном случае коммерсанту необходимо теми же правилами, что и предпринимателю-«вмененщику», то есть главой 23 Налогового кодекса.

Впрочем вполне может сложиться и так, что налогоплательщик осуществляет не только «вмененный» или «патентный» вид деятельности, но и какой-либо иной, в отношении которого применяет УСН. В этом случае, полагаем, руководствоваться «общережимными» нормами НК нет никакой нужды – в силу вступает «упрощенная» глава Налогового кодекса.

«Упрощенные» тонкости

Прежде всего сразу отметим, что особым порядком отражения доходов в виде субсидий на содействие самозанятости и стимулирование создания рабочих мест вправе воспользоваться «упрощенцы» не только с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Аналогичными правилами могут руководствоваться и те «спецрежимники», которые уплачивают единый налог непосредственно с доходов. Данный факт, сославшись на письмо Минфина от 23 апреля 2010 г. № 03-11-09/33, специалисты Федеральной налоговой службы подтвердили в пункте 2 письма от 19 августа 2010 г. № ШС-37-3/9373@.

Таким образом, «упрощенцы», вне зависимости от выбранного объекта налогообложения, равно как и юридического статуса, признают доходы в виде рассматриваемых субсидий в размере израсходованных за их счет средств на дату их оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК). При этом, поясняют налоговики, в графе 4 раздела I Книги учета доходов и расходов на УСН указываются суммы полученной финпомощи в размере фактически произведенных расходов, а в графе 5 раздела I – величина соответствующих затрат. Вместе с тем, несмотря на отражение подобных доходов в Книге учета, «упрощенцы» с объектом налогообложения «доходы» при расчете единого налога их не учитывают. Аналогичным образом указывать их по строке 210 декларации по УСН им не следует, равно как и соответствующие расходы по строке 220.

Ольга Привольнова, эксперт ООО «Центр экономической информации»

Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 2858 / Комментариев: 29
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.29/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.3 | 31 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться