|
|||
Вернутся к содержанию
Статья на стр. 23: «Страхи» на УСН в 2011 году
Начиная со следующего года «упрощенцы» утратят существующие ныне льготы при расчетах с внебюджетными фондами. В отличие от плательщиков ЕНВД, пользователи УСН могут «попрощаться» со спецрежимом. Однако, представляется, что такое решение должно быть как минимум взвешенным. Причем, что существенно, результат данной операции носит сугубо индивидуальный характер.
Основной привилегией УСН является не столько простой способ ведения бухгалтерского и налогового учета, сколько льготное налогообложение. Ведь помимо более низких ставок единого налога по сравнению с налогом на прибыль, который «упрощенцы» и вовсе не платят, «спецрежимники» освобождаются от уплаты налога на имущество, а также не признаются плательщиками НДС. До сего года данная категория налогоплательщиков отличалась еще одной привилегией: у них отсутствовала обязанность перечислять взносы на обязательные виды социального и медицинского страхования. Вместе с отменой ЕСН данное правило также перестало действовать, и с 2010 года «упрощенцы» признаются плательщиками страховых взносов в общем порядке.
Другое дело, что финансовом плане применяющие УСН компании и ИП подобных перемен не заметили, ведь до начала следующего года, как и прежде, пополнять необходимо лишь ПФР на взносы, расчет которых производится все по той же ставке 14 процентов. Расчет остальных платежей, которые бы увеличили бюджет Соцстраха и фондов обязательного медстрахования, должен производиться исходя из ставок тарифов, равных нулю (подп. 2 п. 2 ст. 57 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ; далее – Закон № 212-ФЗ).
Однако уже с начала 2011 года ситуация кардинальным образом изменится. Никаких льгот в общем случае для «упрощенцев» не предусмотрено, и рассчитываться с Соцстрахом, ПФР и ФОМС они будут исходя из тех же ставок, что и «общережимники». Таким образом, у применяющих УСН фирм и предпринимателей статья затрат увеличится не только на суммы взносов на обязательное социальное и медицинское страхование, но и в части роста взносов на ОПС. В общей сложности с вознаграждений придется начислить аж 34 процента. Из них согласно пункту 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ приходится:
– в Пенсионный фонд – 26 процентов;
– в Фонд социального страхования – 2,9 процента;
– в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 2,1 процента;
– в территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 3 процента.
Следует учесть, что до наступления нового года размер платежей в фонды ОМС может измениться. Если принимать во внимание законопроект «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», который нашел поддержку в Госдуме в первом чтении, тариф страховых взносов в ФОМС может быть увеличен с 2,1 до 3,1 процента. Ставка же страховых взносов в ТФОМС снизится на 1 процент. Но в любом случае на общую нагрузку плательщиков взносов это никак не повлияет, поскольку в силу настоящей редакции Закона № 212-ФЗ, предполагается, что всего в фонды обязательного медстрахования будет перечисляться 5,1 процента.
Конечно же, сохранилось и некое подобие регрессии, применявшейся при расчетах посредством уплаты единого социального налога. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона № 212-ФЗ, с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физлица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала года, страховые взносы не взимаются. Однако если в настоящее время максимальная нагрузка «упрощенца» составляет 58 100 рублей (415 000 руб. х 14%), то со следующего года это число достигнет 141 100 рублей (415 000 руб. х 34%). И все это, понятное дело, в разрезе каждого человека, которому хозяйствующий субъект выплачивает вознаграждение за выполнение функций на основании трудового или гражданско-правового договора. Причем последняя из указанных сумм станет еще больше с учетом индексации.
Таким образом, никакой экономии на взносах при применении «упрощенки» нынче не будет. Об этом следует в особенности призадуматься индивидуальным предпринимателям, в планах которых был переход на «доходно-расходную» УСН. Принимать решение, конечно же, необходимо в каждом конкретном случае отдельно – общего рецепта здесь нет. Тем не менее, налоговая ставка по НДФЛ ниже, чем при 15-процентной «упрощенке». Особенно невыгодным становится УСН, если среди контрагентов ПБОЮЛ преобладают плательщики налога на добавленную стоимость, в результате чего коммерсант все равно регулярно выставляет счета-фактуры и уплачивает налог в бюджет, а перечня затрат, приведенного в статье 346.16 НК, ему явно не хватает. Помимо прочего, индивидуальные предприниматели при расчете профессионального вычета в отличие от иных плательщиков налога на прибыль и единого «упрощенного» налога могут пусть и не в полном объеме, но все-таки учесть затраты при отсутствии документального их обоснования.
Новый уровень
Поскольку Соцстрах наконец-таки будет получать от «упрощенцев» платежи на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, схема отношений с ним изменится если и не кардинально, то весьма значительно.
В настоящее время ставка тарифа в ФСС составляет для «упрощенцев» 0 процентов, а работодатели получают возмещение из Соцстраха в виде тех сумм, которые были затрачены ими на выплату пособий, что называется, «живыми» деньгами. Речь идет о затратах работодателей на выплату пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет и соцпособие на погребение (п. 1 ст. 1.4 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ; далее – Закона № 255-ФЗ). Однако как только у компаний и ИП, применяющих УСН, появится сумма к уплате в ФСС (а это, как мы знаем, произойдет в следующем году), компенсацию за уплату сотрудникам пособий можно будет получить в порядке, которым сейчас руководствуются те хозсубъекты, кто пополняет казну Соцстраха в полном объеме.
Итак, в общем случае произведенные расходы можно будет зачесть, то есть снизить ежемесячный платеж в части взносов на обязательные виды социального страхования, перечисляемые в ФСС (рассчитанные исходя из ставки 2,9 процента). При этом возместить, что, в общем, практикуется и нынче, можно будет не все суммы. Во Компенсацию получить не удастся в отношении тех выплат, которые работодатель должен производить за свой счет. Сюда можно причислить оплату первых двух дней нахождения сотрудника на больничном (подп. 1 п. 2 ст. 3 Закона № 255-ФЗ). Остальные суммы данного пособия должны оплачиваться за счет ФСС, если, конечно, работодатель позаботился о наличии надлежащего документального обоснования подобных затрат и не просчитался при начислении пособий в большую сторону. Кроме того, не станет Соцстрах возмещать и суммы доплат к пособиям, которые работодатель произвел по собственной инициативе. В данном случае никаких новшеств для «упрощенцев» не предвидится.
И только если суммы верно рассчитанных и обоснованных пособий превысят размер взносов, подлежащих уменьшению, «упрощенец» сможет получить разницу в денежном эквиваленте.
Невыгодный учет
Кстати, именно те суммы, в отношении которых работодатель не сможет получить компенсацию от ФСС, он сможет учесть при налогообложении, но не более того, о чем напомнили финансисты в письме Минфина от 16 сентября 2010 г. № 03-11-06/2/146. Следует сказать, что данное письмо разъясняет правила компенсации затрат на уплату пособий только теми «упрощенцами», которые выбрали в качестве объекта обложения свои доходы. Напомним, что данная категория вправе уменьшить величину уже рассчитанного единого налога на суммы взносов на обязательные виды страхования и пособий. Однако здесь отразить можно будет затраты, которые работодатель произвел по велению закона – те же два дня оплаты за дни, когда работник провел на больничной койке. Рассчитывать же на то, что инспекторы разрешат снизить единый налог еще и на те суммы, которые работодатель уплатил по собственной инициативе, не приходится.
Да, в общем-то, особо субъект, применяющий «доходную» УСН, именно от этого вряд ли пострадает: в налоге «уместились» суммы начисленных взносов. Ведь платежи-то немалые, а снизить налог можно не более чем вполовину (п. 3 ст. 346.21 НК).
Несколько проще обстоит дело у тех «упрощенцев», которые отдали предпочтение 15-процентному спецрежиму. Они списывают что взносы, что перечисленные за свой счет суммы пособий в налоговой базе. И в результате если и не за один, то за несколько периодов (с учетом обязанности уплачивать минимальный налог) они компенсируют затраченное. Надежду на это дают подпункты 6 и 7 пункта 1 статьи 346.16 НК. Но с суммами превышения расчетного минимума пособий все по-прежнему сложно. Дело в том, что в целях налогообложения, да и расчетов с внебюджетными фондами, такие суммы не признаются пособиями. Это всего лишь выплаты персоналу. При этом, если прежде согласно Налоговому кодексу подобные доплаты считались расходами на оплату труда, то с 2010 года соответствующее положение было из Кодекса изъято. Конечно же, прописав эту обязанность в трудовом договоре, можно попытаться учесть их на основании пункта 25 статьи 255 НК как иные обоснованные выплаты персоналу на основании соглашений с работодателем. Напомним, расходы на оплату труда «упрощенцы» учитывают так же, как и плательщики налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16 НК). Однако в таком случае указанные величины автоматически должны будут попасть в базу для исчисления взносов. А ведь процент взносов с 2011 года куда выше, чем суммы единого налога. И уж лучше уплатить с той же суммы 15 процентов, чем 34, что очевидно.
Таким образом, многим компаниям и предпринимателям, использовать упрощенную систему и вовсе отпадает смысл. На этот раз постарались и законодатели, и чиновники.
Тамара Юрина, эксперт ООО «Центр экономической информации»