Содержание номера 21 ноября 2018

2010 22
НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ ОТКРЫТЫ ДЛЯ ПРЯМОГО ДИАЛОГА СО ВСЕМИ, КТО НАСТРОИЛСЯ РАБОТАТЬ ЧЕСТНО


Вернутся к содержанию

Статья на стр. 41: «Иностранные работники: налоги, пошлины и взносы»

По какой ставке удерживать НДФЛ с доходов иностранного работника, который является высококвалифицированным специалистом? Влияет ли на уплату налога на доходы физлиц тот факт, что физлицо имеет двойное гражданство, одно из которых российское?

Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином России и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Именно такое определение приведено в Законе от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (далее – Закон № 115-ФЗ). При этом в целях указанного Закона понятие «иностранный гражданин» включает понятие «лицо без гражданства».

Высококвалифицированным специалистом признается иностранец, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере двух и более миллионов рублей за период, не превышающий одного года. Об этом сказано в статье 13.2 Закона № 115-ФЗ.

В пункте 3 статьи 224 Налогового кодекса закреплено общее правило, согласно которому налоговая ставка по НДФЛ устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физлицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ. Исключение предусмотрено для доходов, получаемых от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Законом № 115-ФЗ. В отношении таких категорий «тружеников» ставка «подоходного» налога установлена в размере 13 процентов.

Особые нормы главы 23 Кодекса касательно высококвалифицированных специалистов применяются лишь в отношении нерезидентов-иностранцев (лиц без гражданства). Данные правила не распространяются на граждан Российской Федерации. Следовательно, если человек имеет двойное гражданство, одно из которых российское, то НДФЛ нужно удерживать по ставке 30 процентов, поскольку фактически речь идет о россиянине-нерезиденте. Данный вывод следует из содержания письма Минфина от 27 июля 2010 г. № 03-04-06/0-160.

Кто должен уплачивать госпошлину за постановку иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания – принимающая сторона (работодатель) или сам работник?

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 333.28 Налогового кодекса государственная пошлина за постановку иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания уплачивается в размере 2 рублей за каждые сутки пребывания, но не более 200 рублей. Напомним, что в соответствии со статьей 333.17 Кодекса плательщиками госпошлины признаются организации и физические лица, в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК.

Традиционно уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания подает в отделение миграционной службы принимающая сторона. Таково требование статьи 20 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ (далее – Закон № 109-ФЗ).

В то же время в пунктах 3, 3.1 и 4 статьи 22 Закона № 109-ФЗ перечислены случаи, когда уведомление представляет сам иностранец:

– при наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в подразделение ФМС;

– если у иностранца имеется право собственности на жилое помещение, находящееся на территории России, он может заявить такое помещение в качестве своего места пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой человек лично подает уведомление миграционщикам;

– постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин с письменного согласия принимающей стороны вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии соответствующее отделение миграционной службы непосредственно либо почтовым отправлением.

Плательщиком госпошлины признается именно тот, кто обращается в территориальные органы ФМС за постановкой иностранных граждан на учет по месту пребывания (принимающая компания или сам работник). Юридическое действие в «миграционке» производится на срок, указанный в уведомлении о прибытии и подтвержденный суммой из квитанции об уплате суммы, предусмотренной статьей 333.18 Кодекса. На этом акцентируют внимание чиновники из Минфина в письме от 28 июля 2010 г. № 03-05-05-03/35.

А как быть, если изначально был неправильно определен период пребывания иностранного гражданина, прибывшего в безвизовом режиме?

Напомним, что традиционно срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток. Данное правило закреплено в статье 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (далее – Закон № 115-ФЗ).

Если иностранец изначально неправильно определил продолжительность своего пребывания в России и выражает намерение находиться в нашей стране дольше чем 90 суток, то принимающей его стороне необходимо подать в отделение ФМС новое уведомление о прибытии с соответствующими документами. К документу нужно приложить новую квитанцию об уплате государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 20 пункта 1 статьи 333.28 НК.

Если иностранный гражданин желает пребывать в России свыше 90 суток, то после решения о продлении ему срока нахождения в Российской Федерации его принимающей стороне необходимо подать в подразделение миграционной службы новое уведомление о прибытии с соответствующими документами. Правда, на сей раз придется заплатить госпошлину согласно подпункту 21 пункта 1 статьи 333.28 НК (2 рубля за каждые сутки, максимум 600 рублей) и приложить квитанцию о ее уплате. Именно так считают чиновники из Минфина в письме от 28 июля 2010 г. № 03-05-05-03/35.

Подлежат ли иностранные граждане и лица без гражданства, временно находящиеся в России, обязательному медицинскому страхованию?

Не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации. Данное правило зафиксировано в подпункте 15 пункта 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Следовательно, временно находящиеся в России иностранные граждане и лица без гражданства, работающие на территории РФ по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, обязательному медицинскому страхованию не подлежат. К такому выводу пришли чиновники из Минздравсоцразвития в письме от 26 января 2010 г. № 20-1/253427.

Отдельно стоит упомянуть о «физиках», являющихся индивидуальными предпринимателями. Временно находящиеся в России иностранные граждане и лица без гражданства, зарегистрированные в качестве ИП, не производящие выплаты и иные вознаграждения гражданам, являются плательщиками страховых взносов в отношении самих себя. Соответственно, данная категория коммерсантов подлежит обязательному медицинскому страхованию. Именно так считают представители Минздравсоцразвития (письмо от 26 января 2010 г. № 20-1/253427). В обоснование своей позиции государственные мужи ссылаются на положения подпункта 2 пункта 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ.

Как определять налоговый статус работника – гражданина Республики Беларусь в целях исчисления НДФЛ? Какими документами подтверждать гражданство Республики Беларусь и время нахождения данного работника в России?

Налоговыми резидентами для целей главы 23 Налогового кодекса признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК). Как видим, налоговый статус физического лица определяется только исходя из фактического времени его нахождения на территории России, что должно быть документально подтверждено, и не зависит от гражданства.

Вместе с тем следует иметь в виду Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 г. (далее – Протокол). Из пункта 1 статьи 1 этого документа следует, что вознаграждение, получаемое белорусскими «наемниками» в России в течение не менее 183 дней за последние 12 месяцев, может облагаться налогом в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в РФ.

Кроме того, в силу пункта 4 статьи 1 Протокола при определении налогового статуса работника в текущем календарном году организации следует учитывать время его нахождения в Российской Федерации до заключения трудового договора. В целях подтверждения времени нахождения в России может, в частности, использоваться справка с места учебы. Главное, чтобы в бланке было указано: студент (аспирант) действительно посещал учебное заведение в соответствующем периоде.

Для подтверждения же белорусского гражданства достаточно иметь паспорт гражданина Республики Беларусь. Именно такие рекомендации по определению налогового статуса в целях исчисления и уплаты НДФЛ приведены в письме Минфина от 27 ноября 2008 г. № 03-04-06-01/323.

Продолжение читайте в печатном номере журнала №22

Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 2378 / Комментариев: 0
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.52/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.5 | 29 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться