Журнал «Бухгалтер-Дока
Вопрос-ответ, примеры и комментарии»

Персональный журнал для тех, кто хочет быть в курсе дел.

Выходит два раза  в месяц + Спецвыпуски по отчетности!

 


Листать журнал On-line
Хотите знать как выглядит журнал?
Выгодная стоимость подписки!

Стоимость подписки в 2-3 раза меньше, чем на аналогичные издания!


Содержание номера 17 января 2018

2011 01
СПЕЦВЫПУСК ПО ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2010 ГОД (2 ЧАСТЬ)


Вернутся к содержанию

Статья на стр. 44: Форма и содержание декларации: налоговые приоритеты

Налоговое законодательство в нашей стране, увы, стабильностью не отличается. Столь же регулярно обновлению подвергаются и формы отчетности по налогам. И далеко не всегда удается уследить за всеми этими новшествами. Налоговики рассматривают декларации, сформированные по устаревшей форме, как вовсе не представленные, со всеми, как говорится, вытекающими… Благо судьи к данному вопросу относятся не столь формально.

Законодательство о налогах и сборах меняется с завидной регулярностью. И некоторым из новшеств старые формы налоговой отчетности не соответствуют, или же правильность применения вновь введенных правил весьма трудно отследить по действующим шаблонам деклараций. Конечно же, чиновники разрабатывают удовлетворяющие нововведениям формы. Тем не менее таковые не всегда своевременно вводятся в силу. За примерами далеко ходить не приходится – чего только стоит ситуация, сложившаяся в начале года с декларацией по НДС, когда форма вроде и была утверждена, но заблаговременно о ее публикации не позаботились.

Несомненно, отражаются все эти недоработки на налогоплательщиках. А потому организациям и ИП лучше заранее быть готовым к последствиям представления отчетности по старым формам.

Момент устаревания

Прежде всего стоит разобраться, когда же вообще форма декларации начинает считаться устаревшей и не подлежащей использованию.

Нормативно-правовые акты, к которым среди прочего относятся приказы того же Минфина, утверждающие формы налоговых деклараций, могут вступать в силу в разное время, но в любом случае исключительно по факту их официальной публикации. Например, с конкретной указанной в НПА даты (что, как правило, относится к федеральным законам) или, если такое условие не содержится в документе, по истечении определенного периода с момента его выхода в свет. С приказами, утверждающими формы налоговых деклараций, как правило, еще интереснее: их вступление в силу привязано к периоду, за который новой формой предстоит отчитаться. Но, повторимся, пока документ не получит широкой огласки путем официальной публикации, пользоваться им нельзя. Именно в этом ключе, кстати, и была уже упомянутая проблема с декларацией по НДС. Ведь она должна была применяться при подаче деклараций за определенный IV квартал 2009 года, а публикация состоялась уже на «финальном» этапе сдачи отчетности – в январе. В свою очередь законодательством установлены конечные даты сдачи деклараций, а значит, хозяйствующие субъекты могут представить вниманию налоговиков соответствующие документы и до наступления «часа икс». Разумеется,  наиболее нетерпеливые налогоплательщики успели изучить новую форму еще до того, как ее конечный вариант вышел в свет. Но фактически как правильно отчитываться, вообще никто не знал: должна была применяться новая декларация, но ее форма еще не была опубликована, а значит ее использование было приостановлено.

Безусловно, в дело вмешались (хотя и со свойственной им неторопливостью) чиновники Минфина. В письме от 13 января 2010 г. № 03-07-15/01 они заявили, что в данной конкретной ситуации до публикации новой версии декларации, а именно утверждающего ее приказа Минфина от 15 октября 2009 г. № 104н, можно использовать старую форму отчетности. Как известно, если для налогоплательщиков разъяснения финансового ведомства носят рекомендательный характер, то налоговики на местах попросту обязаны прислушиваться ко мнению вышестоящих инстанций.

Но для пущей убедительности и скорейшего применения этих указаний в работе ФНС направила данное письмо Минфина нижестоящим инстанциям (письмо ФНС от 13 января 2010 г. № ШС-17-3/2@). Однако такие письма-рекомендации, как ни крути, лишь частный случай: они пусть и являются примером того, что при некоторых обстоятельствах правилами могут поступиться, но ни к каким ситуациям, кроме как к указанной,  неприменимы.

Благо это не единственные разъяснения чиновников насчет отсутствия опубликованных на момент сдачи отчетности новых форм. Так, в частности, в письме от 4 марта 2009 г. № 03-02-07/1-108 финансисты указали, что со дня официального опубликования актов, утверждающих новые формы налоговых деклараций (расчетов), в которых указано на их вступление (применение) начиная с »отчетной «сессии» за определенный налоговый (отчетный) период, следует применять утвержденные ими формы налоговых деклараций (расчетов). Другими словами, отчитываться (до официального выхода в свет новых шаблонов деклараций) по старым формам можно, что называется, со спокойной душой. Причем несмотря на то что представлять в установленном порядке декларации (расчеты) –  прямая обязанность налогоплательщиков (подп. 4 п. 1 с. 23 НК), о чем, кстати, не забыли упомянуть и финансисты, сдавать повторно декларацию за тот же период уже по новой форме не потребуется.

Цена вопроса

Несомненно, сам по себе факт сдачи декларации по устаревшей форме был бы не так страшен, если бы не повлек за собой никаких последствий. А последствие, в общем-то, одно: налоговики могут не принять декларацию – «со всеми вытекающими».

По правде говоря, пунктом 4 статьи 80 НК предусмотрено, что ИФНС не вправе отказать в принятии декларации, оформленной в установленном порядке. Иначе говоря, налоговикам отнюдь не вменяется в обязанность оставлять «за бортом» отчетность по устаревшему шаблону. Тем не менее на практике именно так и происходит. В результате, если налогоплательщик не принесет переделанный вариант декларации в установленные для ее сдачи сроки, подобный проступок скорее всего будет квалифицирован как непредставление отчетности. А за такую «шалость» хозсубъект может быть привлечен:

– к налоговой ответственности – по статье 119 НК, предполагающей наложение штрафов в размере 5 процентов от суммы, заявленной в декларации, но не более 30 процентов и не менее 1000 рублей;

– к административной ответственности в силу статьи 15.5 КоАП, предусматривающей санкции для должностных лиц в виде предупреждения и опять-таки штрафа величиной от 300 до 500 рублей.

В данном случае необходимо сделать оговорку. Если декларация представляется лично, налогоплательщик сразу же получит информацию о том, что декларация оказалась не принятой. Одновременно отказ в принятии декларации автоматически равняется непредставлению таковой налогоплательщиком. И если отчетность сдается не в последние часы срока для ее представления, время для «переделки» у налогоплательщика будет.

А вот с почтой и телекоммуникационными каналами связи ситуация диаметрально противоположная. По сути, не принять сдаваемую таким образом декларацию налоговики в принципе не могут. Для того, чтобы понять, почему, неплохо бы вспомнить, что считается датой представления декларации. И в случае с направлением по телекоммуникационным каналам связи, и при почтовом отправлении днем сдачи декларации считается дата отправки (п. 4 ст. 80 НК). Иными словами, как только налогоплательщик «сбагрил» декларацию, можно считать, что свои отчетные обязанности он исполнил. Поэтому, налоговики в принципе не могут уже не принять данную форму и применить штрафные санкции.

Однако, как показывает практика, факт принятия декларации не означает, что налоговики не будут пытаться оштрафовать подопечные компании и коммерсантов за несдачу отчетности. Но с подобным поведением вполне запросто можно бороться в зале суда. Правда с одним условием: неправомерность применения штрафных санкций можно будет доказать только в том случае, если в поданной по старой форме декларации содержатся все те же необходимые для расчета и уплаты налога сведения, что и в новом образце отчетности. В таком случае попросту не будет возникать состава налогового правонарушения. Следовательно, положительный исход судебного разбирательства при таком раскладе практически гарантирован, ведь на стороне налогоплательщиков не только федеральные арбитры, но и высшие судьи. Целый каскад решений был принят в пользу хозяйствующих субъектов, а при их пересмотре в Высшем Арбитражном суде данные выводы были оставлены в силе, как не нуждающиеся в оценке Президиума ВАС (определения ВАС от 27 октября 2010 г. № ВАС-14432/10, от 22 августа 2008 г. № 10685/08, от 26 февраля 2008 г. № 1789/08, от 4 мая 2007 г. № 5227/07 и т. д.).

Татьяна Прасолова, эксперт ООО «Центр экономической информации»

Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 3025 / Комментариев: 1
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.06/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.1 | 17 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться