|
|||
Вернутся к содержанию
Статья на стр. 6: Декларация по налогу на прибыль за 2010 год
Не позднее 28 марта 2011 года организации, применяющие общий режим налогообложения, должны отчитаться перед налоговыми инспекторами по налогу на прибыль за 2010 год (п. 4 ст. 289, п. 7 ст. 6.1 НК). Причем если компания имеет в своем составе обособленные подразделения, то представить декларацию придется и за них, по месту расположения каждой из таких структур. При этом в ИФНС, курирующую место нахождения головного офиса, потребуется подать отчетность в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям (п. 5 ст. 289 НК).
Если обособленные подразделения находятся на территории одного региона и налог на прибыль в бюджет этого субъекта РФ уплачивается централизованно через ответственного «обособленца», то декларация представляется только по месту нахождения этого подразделения и основному месту учета. Отчитываться в ИФНС, где расположены остальные структурные единицы в регионе, через которые налог не уплачивается, необходимости нет (письма ФНС от 31 октября 2005 г. № ММ-6-02/916@, Минфина – от 24 ноября 2005 г. № 03-03-02/132).
Форма декларации
Законом от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ полномочия по разработке и утверждению форм налоговых деклараций и порядка их заполнения были переданы из ведения Минфина Федеральной налоговой службе. Между тем финансисты по-прежнему остаются причастными к этому процессу – формы новых бланков должны быть с ними согласованы.
Своего рода пробой пера для налоговиков стала декларация по налогу на прибыль. Проект приказа ФНС, утверждающего ее новую форму и порядок заполнения, был обнародован еще в начале ноября 2011 года. При этом предусматривалось, что документ вступит в силу как раз с представления отчетности по налогу на прибыль за 2010 год. Однако по какой-то причине данный НПА никак «не заслужит» визы Минюста, равно как и приказ Минфина, отправляющий в «отставку» ныне действующую редакцию декларации. Кроме того, потребуется время на официальную публикацию этих документов. Пока же этого не произошло, можно отчитываться по текущей форме отчетности, утвержденной приказом Минфина от 5 мая 2008 г. № 54н, руководствуясь Порядком заполнения, приведенным в этом же НПА (далее – Порядок).
Вместе с тем в любом случае нельзя сказать, что изменения в порядке составления отчетности после вступления в силу новой формы будут грандиозными. Данный вывод позволяет сделать сравнительный анализ двух деклараций.
Порядок представления
Как известно, декларация может быть оформлена двумя способами: либо – на бумажном носителе, либо – в электронном варианте. Однако свобода выбора в данном случае есть далеко не у всех организаций. Ряд из них обязаны представлять декларации только в электронном виде. К таким налогоплательщикам относятся (абз. 1, 2, 4 п. 3 ст. 80 НК):
– организации, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
– вновь созданные организации с численностью работников более 100 человек;
– крупнейшие налогоплательщики.
До недавнего времени подобные компании, столкнувшись со сбоем в работе телекоммуникационных систем, имели возможность подстраховаться – своевременно сдать отчетность в бумажном варианте, а уже впоследствии представить ее «виртуальный» аналог. В частности, тот факт, что в данном случае оснований для привлечения к ответственности за несвоевременное представление декларации нет, подтвердил Президиум ВАС в постановлении от 17 февраля 2009 г. № 11500/08. Дело в том, что в подобной ситуации речь идет лишь о нарушении порядка и формы сдачи отчетности, а не об опоздании с ее представлением, за что предусмотрен штраф по статье 119 Налогового кодекса.
Однако теперь несоблюдение порядка сдачи налоговой декларации (расчета) в электронном виде признается отдельным составом налогового правонарушения. Ответственность за него установлена статьей 119.1 Кодекса, введенной Законом № 229-ФЗ. Впрочем размер штрафных санкций при этом не так уж велик – 200 рублей.
Тем не менее данное обстоятельство также означает, что не удастся без потерь отказаться от установки необходимого программного обеспечения и сдавать отчетность в обязательном электронном виде на магнитном носителе, к примеру, на дискете, диске или «флэшке», а не по телекоммуникационным каналам связи. Начнем с того, что в этом случае декларацию ревизоры могут вовсе не принять. Законом № 229-ФЗ в пункт 4 статьи 80 НК было внесено уточнение, согласно которому отчетность в электронном виде может быть передана только телекоммуникационным путем. Ну и, конечно, в этом случае речь опять-таки идет о несоблюдении порядка сдачи налоговой декларации.
К слову сказать, и согласно еще не утвержденному порядку заполнения новой формы декларации по налогу на прибыль представление отчетности на съемном носителе, содержащем данные в электронном виде, возможно лишь в качестве приложения к бумажному варианту декларации.
В остальном же порядок представления декларации остался прежним, и те фирмы, которые подготовят отчетность на бумажном носителе, могут сдать ее несколькими способами. Во-первых, принести декларацию непосредственно в налоговый орган. Сделать это может как законный, так и уполномоченный представитель. Кроме того, декларацию можно переправить почтовым отправлением с описью вложения. В данном случае датой представления налоговой отчетности считается день отправки (п. 4 ст. 80 НК). Так что в качестве доказательства своевременности исполнения данной обязанности лучше сохранить квитанцию, которую вам обязаны выдать сотрудники почты (п. 12 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением правительства от 15 апреля 2005 г. № 221).
Состав декларации
«Годовая» декларация по налогу на прибыль состоит из титульного листа и семи листов; некоторые из них также содержат приложения. Вместе с тем далеко не каждый из таких элементов отчетности представляется в ИФНС при сдаче данных за налоговый период. К примеру, подраздел 1.2 Раздела 1, заполняемый фирмами, которые уплачивают ежемесячные авансовые платежи, в декларацию за год не включается (п. 1.1 Порядка). Кроме того, большей частью те или иные листы необходимо формировать только при условии наличия информации, которая подлежит отражению в них.
В обязательном же порядке всеми плательщиками налога на прибыль в составе годовой декларации должны быть поданы:
– Лист 01 – титульный лист,
– подраздел 1.1 «для организаций, уплачивающих авансовые платежи и налог на прибыль организаций» Раздела 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика»,
– Лист 02 «Расчет налога на прибыль организаций»,
– Приложения № 1 «Доходы от реализации и внереализационные доходы», и № 2 «Расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам» к Листу 02. Именно этим структурным элементам мы и уделим внимание в данном материале.
Для некоторых же категорий налогоплательщиков не является обязательным и подраздел 1.1 Раздела 1. К таковым, в частности, относятся резиденты особых экономических зон. Аналогичное правило действует и в отношении налоговых агентов. Более того, если последние вынуждены отчитываться лишь за иного налогоплательщика, то они могут обойтись представлением Расчета в составе подраздела 1.3 Раздела 1, а также листа 03 «Расчет налога на прибыль, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)», плюс титульного листа.
В том, что касается перечисленных правил формирования годового отчета по налогу на прибыль, то все это останется верным и для новой формы декларации. Тем не менее состав ее все же немного обновится благодаря появлению еще одного приложения – на этот раз к отчетности в целом. Речь идет о Приложении № 1 «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы; расходы, учитываемые для целей налогообложения отдельными категориями налогоплательщиков». Очевидно, что налоговики все большую ставку делают именно на камеральные проверки.
Новое Приложение № 1 представляет собой два блока строк. Один из них посвящен доходам, не участвующим в налогообложении прибыли, перечень которых приведен в Приложении № 4 к приказу ФНС, утверждающему новую форму декларации. В него, в частности, попали такие доходы, как списанная в связи с безнадежностью взыскания кредиторская задолженность по уплате налогов и взносов и сумма капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в арендованное имущество.
Во втором блоке отражаются расходы, которые, судя по всему, признаются ревизорами заслуживающими особого внимания. В том числе к ним относятся: суммы амортизации, начисленной с применением повышающих коэффициентов; расходы на НИОКР, учитываемые с коэффициентом 1,5; расходы на обучение, профессиональную подготовку и переподготовку работников и пр. Полный их список приведен в том же Приложении № 4. Каждому перечисленному в нем виду дохода или расхода присвоен свой код, который и указывается в Приложении № 1 к декларации напротив соответствующей суммы.
Что касается общих правил заполнения декларации, то отчетность по налогу на прибыль уже давно была перекроена на машинно-ориентированный формат с соответствующими особенностями заполнения. И хотя разработанный ФНС порядок оформления декларации в этом смысле, на первый взгляд, будет отличаться от действующего, по сути, все уже привычные правила сохранены. Отметим лишь некоторые моменты, не предусматренные текущим Порядком, но учтенные в новом:
– при заполнении отчетности с использованием программного обеспечения значения числовых показателей выравниваются по правому (последнему) знакоместу (соответственно знак «минус» в отрицательных числах указывается в знакоместе перед числовым значением, а не в первой ячейке, как обычно);
– прочерк, проставляемый при отсутствии того или иного показателя, должен представлять собой прямую линию, проведенную посередине знакомест по всей длине поля;
– при распечатке отчетности на принтере следует использовать шрифт Courier New высотой 16-18 пунктов (в действующей редакции – 12 пунктов с разрежением в 5 пунктов).
Факультативные разделы
Среди разделов декларации по налогу на прибыль, которые включаются в состав отчетности только при условии наличия информации для отражения в них, пожалуй, наиболее существенные изменения были внесены:
– в лист 03 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты дохода)»;
– лист 05 «Расчет налоговой базы по налогу на прибыль организаций по операциям, финансовые результаты которых учитываются в особом порядке (за исключением отраженных в Приложении № 3 к Листу 02)».
Лист 03 заполняется применительно к каждому решению о распределении доходов от долевого участия. Иными словами, если в текущем периоде осуществляется выплата дивидендов по результатам нескольких решений, то придется заполнить несколько листов 03.
Лист 03 включает в себя три раздела. В разделе «А» рассчитывается налог на прибыль с доходов в виде дивидендов. В разделе «Б» – с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам. Раздел «В» представляет собой реестр получателей соответствующих доходов в виде дивидендов и процентов.
Заполнение раздела «В» особой сложности не вызывает. В разделе «Б» речь идет о ценных бумагах, не вошедших в Перечень, утвержденный приказом Минфина от 5 августа 2002 г. № 80н. Налоговым агентом по доходам в виде процентов по таким ценным бумагам является банк-дилер, уполномоченный Министерством финансов (письмо МНС от 30 августа 2002 г. № 02-4-08/641-АЖ260), поэтому останавливаться на разделе «Б» не будем. К тому же и изменения коснулись только раздела «А».
Прежде всего, ФНС «переиграла» расшифровку суммы дивидендов, подлежащей распределению российским акционерам и проставляемой по строке 40 раздела «А» листа 03, в зависимости от применяемой ставки налога и типа получателя дохода. Проще говоря, как уточняется в еще не вступившем в силу Порядке заполнения, речь идет о показателе «д» и знаменателе показателя «К» в формуле расчета налога, подлежащего удержанию налоговым агентом из доходов налогоплательщика – получателя дивидендов, приведенной в пункте 2 статьи 275 Кодекса (далее – формула). Для расшифровки этой величины теперь отведены строки 041–044.
По строке 041 отражаются суммы дивидендов, подлежащие распределению российским организациям – плательщикам налога на прибыль, указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 284 Кодекса. То здесь речь идет о случаях, когда применяется ставка 9 процентов.
В строку 042 заносят суммы, которые должны быть выплачены опять же российским организациям – плательщикам налога на прибыль, но которые облагаются по ставке 0 процентов (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК).
Обратите внимание, что в строках 041– 042 в том числе указываются дивиденды, распределяемые организациям, перешедшим на УСН, а также на уплату ЕНВД или ЕСХН.
По строке 043 отражаются суммы доходов от долевого участия, причитающиеся физическим лицам – резидентам Российской Федерации, с которых в соответствии со статьей 214 Кодекса и пунктом 2 статьи 275 Кодекса удерживается НДФЛ.
В строке 044 аккумулируется информация о дивидендах лиц, не являющихся плательщиками налога на прибыль. В частности, речь идет о доходах, выплачиваемых по акциям, находящимся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований; дивидендах по акциям, составляющим имущество паевых инвестиционных фондов.
Таким образом теперь заменены такие строки текущей формы декларации, как 50–53 и 60.
Кроме того, в разделе появилась новая строка 071, в которой выделяется из общей суммы дивидендов, полученных самим налоговым агентом, их величина без учета доходов от долевого участия, которые облагаются по «нулевой» ставке. Это значение соответствует показателю «Д» в формуле расчета налога, приведенной в пункте 2 статьи 275 Кодекса.
К слову сказать, общая сумма в новом варианте декларации отражается по строке 70 и включает в себя как дивиденды, полученные в предыдущем отчетном (налоговом) периоде, так и поступления текущего налогового периода, но до распределения дивидендов между акционерами (участниками).
Эти новшества повлияли и на порядок расчета показателя по строке 090 «Сумма дивидендов, используемая для исчисления налога», который соответствует разности показателей «д» и «Д» в формуле. Следовательно, он равен разнице строк 040 и 071. Если показатель по строке 090 имеет отрицательную величину, то обязанность по уплате налога не возникает и возмещение из бюджета не производится, а по строкам 091–120 ставятся прочерки.
Лист 05 предназначен для расчета налоговой базы по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок. Он заполняется отдельно по видам ценных бумаг и финансовых инструментов, с которыми имели место какие-либо манипуляции:
– по ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг (код «1»);
– по ценным бумагам, не обращающимся на организованном РЦБ (код «2»);
– по финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (код «3».
– по ценными бумагами, полученным первичными владельцами государственных ценных бумаг в результате новации (код «4»).
Новая форма декларации предусматривает также код «5» – по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг заключенным после 1 июля 2009 года, дата завершения которых наступает с 1 января 2010 года.
Заполнять лист 05 с этим кодом должны все профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе ведущие дилерскую деятельность, так что не будем на этом подробно останавливаться.
Помимо прочего лист 05 новой формы декларации включает в себя две новые строки. По строке 031 отражается сумма отклонения фактических затрат на приобретение ценных бумаг или финансовых инструментов, в зависимости от кода, по которому заполняется лист: выше максимальной цены сделок на дату совершения операции, выше расчетной цены с учетом предельного отклонения цен, от расчетной стоимости инвестиционного пая, финансового инструмента и т. п.
В «новоявленной» строке 091 отражается сумма убытка по завершенным сделкам, которые не погашены до 1 января 2010 года.
Затронули изменения также и лист 04 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, исчисленного по ставкам, отличным от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 НК». В нем появился новый код заполнения – «6». Указывать его следует при заполнении листа 04 в отношении доходов в виде дивидендов от долевого участия в российских организациях, облагаемых по ставке 9 процентов.
В Приложении № 4 к листу 02 новой формы декларации изменен порядок расчета налоговой базы, которая используется для определения суммы убытка предыдущих налоговых периодов, уменьшающей базу текущего года. В новой версии он равен показателю строки 100 Листа 02, алгоритм исчисления которого также скорректирован. Но поскольку данное значение находится в «обязательной части программы» по подготовке отчетности, то вернемся к этому в свое время.
Приложение № 1 к Листу 02
В данной составляющей декларации отражаются доходы, полученные налогоплательщиком за налоговый период. Доходы от реализации указываются по строкам 010–040, внереализационные поступления – по остальным строкам Приложения № 1.
В строке 010 отражается общая сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса. По строкам 011–014 она подлежит расшифровке по объектам продажи: «Продукция (работы, услуги) собственного производства», «Покупные товары», «Имущественные права и прочее имущество». Строки с 020 по 022 заполняют только организации, которые являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Им следует обратить внимание, что в новой форме декларации в этих строках речь идет об отклонениях от минимальных расчетных цен сделок.
В строку 030 следует перенести суммарный показатель выручки по операциям, отраженным в Приложении № 3 к листу 02, то есть значение, отраженное по строке 340 данного Приложения.
По строке 040 отражается общая сумма доходов от реализации.
По строке 100 указывается общая сумма внереализационных доходов, оставшиеся строки представляют собой ее расшифровку по видам доходов. В новой форме декларации профессиональным участникам рынка ценных бумаг в данном случае необходимо будет выделить по новой строке 106 – «Доходы, полученные по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке».
Приложение № 2 к листу 02
В данной составляющей отчетности подлежат отражению сведения о расходах организации, учитываемых при налогообложении прибыли.
Прежде всего следует отметить, что порядок заполнения Приложения № 2 разнится в зависимости от метода признания затрат в налоговом учете, который применяет налогоплательщик. В частности, компании, применяющие кассовый метод признания доходов и расходов, не заполняют строки 010–030, поскольку не делят расходы на прямые и косвенные, а учитывают их по факту оплаты. Суммы затрат они указывают по строке 040, предназначенной при методе начисления для отражения косвенных затрат. Так или иначе значение этой строки должно быть равно сумме строк 041, 042, 043, 045, 046, 047, 052, в которых расшифровываются некоторые виды расходов.
Так, по строке 041 выделяются суммы налогов и сборов, начисленные в соответствии с законодательством, за исключением тех, что упомянуты в статье 270 Налогового кодекса. Порядок заполнения еще не утвержденной формы декларации исключает из этого показателя также страховые взносы во внебюджетные фонды.
В строке 047 показываются расходы на приобретение права на земельные участки и на приобретение права на заключение договоров аренды земельных участков. В зависимости от способа признания в налоговом учете они выделяются по строкам 048– 051.
Строка 052 посвящена расходам на НИОКР, расшифровываемым по строкам 053– 055.
Для профессиональных участников рынка ценных бумаг в Приложении № 2 к Листу 02 новая форма декларации опять «предусмотрела» дополнительные строки. Таким налогоплательщикам при заполнении нового бланка по строке 071 нужно будет указать сумму отклонения от максимальной (расчетной) цены от фактических затрат на приобретение той или иной ценной бумаги. По строке 206 – сумму убытка, полученного по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.
Строки с 090 по 110 посвящены суммам убытков организации. Обратите внимание, что значение в строку 100, посвященную убытку от реализации амортизируемого имущества, попросту переносится из строки 060 Приложения № 3. Но если по упомянутой строке зафиксирована общая величина убытка, то в строке 100 необходимо указать лишь ту часть отрицательного результата от продажи, которую организация реально сможет учесть при налогообложении в 2010 году.
Подытоживает строки 010, 020, 040, 050–120 строка 130, где следует отразить общую сумму признанных затрат.
Отдельно налогоплательщикам следует вписать суммы начисленной за год амортизации (строки 131, 133) с разбивкой по методу начисления амортизации, отдельно выделив ту часть, что приходится на нематериальные активы (строки 132, 134). В строке 135 указывается код, соответствующий методу начисления амортизации, который закреплен в учетной политике организации.
Затем следуют строки, посвященные внереализационным расходам (строка 200 с расшифровкой по строкам 201–206) и приравненных к ним убытков (строка 300 с расшифровкой по строкам 301 и 302).
Стоит отметить, что действующий Порядок содержит запрет на включение в показатель по строке 301, предназначенный для убытков прошлых лет, выявленных в текущем периоде, расходов, которые относятся к предыдущим отчетным (налоговым) периодам, когда были составлены подтверждающие их документы. В еще не вступившем в силу Порядке такой запрет отсутствует. Дело в том, что согласно редакции пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса, действующей с начала 2010 года, ошибки прошлых лет, которые не привели к занижению суммы налога, налогоплательщик теперь вправе исправить перерасчетом текущей базы.
Лист 02 и Подраздел 1 Раздела 1
Заполнять Лист 02 на основании уже оформленных приложений, что называется, сплошное удовольствие. Дело в том, что практически вся информация для внесения данных в соответствующие строки уже подготовлена. «Грядущий» порядок заполнения декларации мало что в этом меняет. Немного скорректирован лишь алгоритм расчета налоговой базы, отражаемой по строке 100. Так, в действующей форме отчетности она рассчитывается по следующей формуле:
Стр. 060 – стр. 070 – стр. 080 – стр. 090 + стр. 100 Листов 05 + стр. 530 Листа 06
По новым правилам из этой формулы исключаются значения строк 100 Листов 5 и строки 530 Листа 06. В данном случае эти показатели будут плюсоваться уже при определении налоговой базы для исчисления налога, указываемой по строке 120.
Обращаем ваше внимание и на то, что строка 080 подлежит заполнению исключительно Центральным банком РФ, а строки 290–310 при формировании декларации за год не заполняются.
Завершительным этапом оформления «расчетных» листов декларации является заполнение подраздела 1.1 Раздела 1. Порядок его оформления Федеральная налоговая служба, очевидно, решила не менять. В данном разделе указываются итоговые сведения о суммах налога на прибыль, которые подлежат уплате в бюджет по данным налогоплательщика. Тем фирмам, которые имеют в своем составе обособленные подразделения, заполнять его необходимо как в отношении головной организации, так и в отношении обособленных подразделений, через которые перечисляется налог. При этом по основному месту учета необходимо представить оба варианта, а в ИФНС, к которой прикреплен «обособленец», – только подраздел 1.1, оформляемый в отношении подразделения.
На титуле
Небольшие изменения ФНС внесла в титульный лист декларации. В нем появились такие реквизиты, как «Форма реорганизации, ликвидации (код)» и ИНН/КПП реорганизованной организации (обособленного подразделения). Подобные новшества вполне соответствуют разъяснениям, данным специалистами налоговой службы в письме от 11 ноября 2010 г. № ШС-37-3/15203.
Декларацию по налогу на прибыль, указали они, за последний налоговый период реорганизованной компании – правопреемнику следует представить по своему месту учета. При этом в верхней части титульного листа необходимо указать ИНН и КПП вновь образовавшейся компании. А вот в реквизите «организация/обособленное подразделение» – наименование реорганизованного юрлица.
Таким образом, с вступлением в силу новой формы декларации вопрос о том, чьи данные указывать на Титульном листе при сдаче декларации за правопредшественника, отпадет окончательно.
Ирина Пристечкина, эксперт ООО «Центр экономической информации»
«СТРАХОВЫЕ НОРМЫ ИП-2011»