Журнал «Бухгалтер-Дока
Вопрос-ответ, примеры и комментарии»

Персональный журнал для тех, кто хочет быть в курсе дел.

Выходит два раза  в месяц + Спецвыпуски по отчетности!

 


Листать журнал On-line
Хотите знать как выглядит журнал?
Выгодная стоимость подписки!

Стоимость подписки в 2-3 раза меньше, чем на аналогичные издания!


Содержание номера 22 января 2018

2011 05
ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПРИБЫЛИ - "В ОДНОМ ФЛАКОНЕ"


Вернутся к содержанию

Статья на стр. 5: "Автовиражи" в налоговом учете

 

Вряд ли какое-либо событие в хозяйственной деятельности компании может пройти незамеченным для налогового учета. К примеру, покупка автомобиля, который так необходим в бизнесе, «наследит» в нем по многим статьям. Тут тебе и транспортный налог, и налог на имущество, и, конечно же, налог на прибыль. Но что произойдет, если договор купли-продажи автомобиля, который какое-то время уже прослужил верой и правдой предприятию, в один «прекрасный» момент будет признан недействительным?

Приобретая автомобиль, компания несет определенные расходы, которые, безусловно, хотелось бы учесть при налогообложении прибыли. И если авто куплено для использования в предпринимательской деятельности, то препятствий этому никаких нет. Другое дело, что списывать расходы в данном случае придется постепенно через механизм амортизации. Дело в том, что как правило, цена автомобиля составляет более 40 000 рублей, а срок нормальной эксплуатации – более 12 месяцев. Следовательно, он согласно правилам главы 25 Налогового кодекса подпадает под определение амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256 НК).

Для начисления амортизации прежде всего необходимо узнать, какова первоначальная стоимость актива. При этом если речь идет об автомобиле, купленном для эксплуатации в предпринимательских целях, то в силу пункта 1 статьи 257 Кодекса его следует квалифицировать как основное средство. Согласно той же норме в первоначальную стоимость ОС включаются как расходы на его приобретение (сооружение, изготовление), так и издержки по доставке и доведению объекта до состояния, пригодного для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов.

Обратите внимание! Минфин считает, что в «первоначалку» следует включать в том числе государственную пошлину, уплаченную за регистрацию авто в ГИБДД (письмо ведомства от 1 июня 2007 г. № 03-03-06/2/101). Однако судьи эту точку зрения не поддерживают, относя подобные суммы к прочим расходам организации (постановление ФАС Уральского округа от 25 ноября 2008 г. № Ф09-8694/08-С3, ФАС Центрального округа от 7 апреля 2006 г. по делу № А08-601/05-9).

Вторым шагом следует определение срока полезного использования транспортного средства. По большому счету таковой устанавливается компанией самостоятельно на дату ввода объекта в эксплуатацию исходя из срока, в течение которого он будет служить для целей налогоплательщика. Однако при этом необходимо ориентироваться на Классификацию ОС, утвержденную постановлением правительства от 1 января 2000 г. № 1. Например, легковые автомобили отнесены данным документом к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования от 3 до 5 лет. Следовательно, фирма вправе установить СПИ лишь в этих пределах.

Пойдем далее: если применяется линейный метод, то рассчитывается норма амортизации, для чего используется следующая формула:

К = 1 : n x 100%,

где:

K – норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;

n – срок полезного использования объекта в месяцах.

Путем умножения нормы амортизации на первоначальную стоимость основного средства определяется размер ежемесячных амортизационных отчислений. Амортизировать актив следует с 1-го числа месяца, следующего за тем, когда он введен в эксплуатацию, и до полного списания его стоимости либо выбытия.

Пример 1

ООО «Лютик» приобрело легковой автомобиль стоимостью 531 000 руб. (в т.ч. НДС – 81 000 руб.). Срок полезного использования авто – 40 месяцев. Дополнительных расходов по доставке и доведению авто «до ума» общество не производило.

Первоначальная стоимость актива будет равна:

531 000 руб. – 81 000 руб. = 450 000 руб.

Норма амортизация составит:

1 : 48 х 100% = 2,5%

Ежемесячные амортизационные отчисления будут равны:

450 000 руб. х 2,5% = 11 250 руб.

Обратите внимание! При применении нелинейного метода амортизация начисляется не пообъектно, а по той или иной амортизационной группе, в которую актив включается исходя из его срока полезного использования. Ежемесячная сумма амортизационных отчислений в данном случае рассчитывается исходя из суммарного баланса группы, то есть из суммарной стоимости всех ее объектов и установленной для нее Налоговым кодексом фиксированной нормы амортизации (п. 4, 5 ст. 259.2 НК).

Транспортный налог

Согласно статье 357 Налогового кодекса организации, на которые в установленном порядке зарегистрированы транспортные средства, признаются плательщиками одноименного налога. Конечно, данное правило верно только в том случае, если эти ТС являются объектами налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса. Однако если говорить об обычном легковом или грузовом автомобиле, то избежать уплаты транспортного налога на этом основании не удастся.

Чтобы рассчитать величину транспортного налога в отношении того или иного ТС, необходимо соответствующую ему налоговую базу умножить на определенную региональным законодательством налоговую ставку. Размер авансового платежа будет равен ¼ этого произведения. При этом, если авто было зарегистрировано за компанией не во всех месяцах года (отчетного периода), то необходимо использовать корректирующий коэффициент. Он определяется как отношение полных месяцев, в течение которых ТС числилось за налогоплательщиком, к числу календарных месяцев налогового (отчетного) периода. В этих целях месяц регистрации автомобиля, а также месяц снятия его с учета принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с учета транспортного средства в течение одного календарного месяца таковой также принимается за один полный месяц.

При этом для автомобилей с двигателем размер налоговой нагрузки определяется таким параметром, как мощность мотора в лошадиных силах.

Пример 2

Продолжим наш пример. Предположим, что ООО «Лютик» приобрело автомобиль марки Peugeot 307 с мощностью двигателя 75 л. с. Автомобиль зарегистрирован в ГИБДД в январе 2011 года. Таким образом, считается, что общество владело им все три месяца I квартала 2011 года. Сама организация расположена на территории Московской области. Ставка налога, установленная Законом Московской области от 16 ноября 2002 г. № 129/2002-ОЗ для автомобилей Peugeot 307, – 7 руб./л. с.

Рассчитаем сумму авансового платежа по транспортному налогу по итогам I квартала 2011 года:

75 л. с. х 7 руб./л. с. х ¼ = 131,25 руб.

Налог на имущество

Согласно статье 374 Налогового кодекса движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе компании в качестве основных средств, является объектом обложения налогом на имущество. При этом автомобиль, приобретенный в предпринимательских целях, в целях бухгалтерского учета, как правило, отвечает всем признакам ОС, перечисленным в пункте 4 ПБУ 6/01, утвержденном приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н. Соответственно, с момента отражения его стоимости на счете 01 она должна увеличить базу по налогу на имущество.

Базой по налогу на имущество признается среднегодовая стоимость ОС, которая определяется исходя из их остаточной стоимости (п. 1 ст. 375 НК). При этом используется следующая формула:

X = (Оc1 + Оc2 + ... + Оcп) / (N + 1),

где:

X – среднегодовая стоимость основных средств;

Оc1, Оc2... – остаточная (восстановительная) стоимость ОС на 1-е число каждого месяца налогового периода;

Оcп – остаточная (восстановительная) стоимость ОС на последнее число последнего месяца налогового периода;

N – количество месяцев в налоговом периоде.

Авансовые платежи по налогу на имущество по итогам отчетных периодов уплачиваются исходя из средней стоимости имущества за этот период. Она определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества, на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Пример 3

Продолжим наш пример. Предположим, что первоначальная стоимость авто, приобретенного ООО «Лютик», а также срок полезного использования и метод начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете совпадают. Актив введен в эксплуатацию сразу после регистрации в ГИБДД, то есть в январе 2011 г. Тогда остаточная стоимость ТС будет равна:

– на 1 января – 0 руб.;

– на 1 февраля – 438 750 руб.;

– на 1 марта – 427 500 руб.;

– на 1 апреля – 416 250 руб.

Средняя стоимость имущества за I квартал 2011 года составит:

(0 + 438 750 руб. + 427 500 руб. + 416 250) : 4 = 320 625 руб.

Согласно Закону Московской области от 21 ноября 2003 г. № 150-2003-ОЗ ставка налога на имущество равна 2,2 процента.

Таким образом, сумма авансового платежа по налогу на имущество за I квартал 2011 года будет равна:

320 625 руб. х 2,2% х ¼ = 1763,44 руб.

Не ждали, не гадали…

Таким образом, три месяца или даже один месяц эксплуатации автомобиля не пройдет для компании без налоговых последствий. Между тем по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом, любая сделка может быть признана судом (или даже без его вмешательства) недействительной (п. 1 ст. 166 ГК). При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса таковой она будет считаться с момента ее совершения.

Как ни прискорбно, в подобной ситуации признанные при налогообложении прибыли за время эксплуатации авто амортизационные отчисления компании придется восстановить. А вот уплаченные суммы транспортного налога и налога на имущество вернуть не удастся. По крайней мере, к такому выводу пришли эксперты Минфина в письме от 27 декабря 2010 г. № 03-03-06/2/221. Причем логика в этом, безусловно, есть. В конце концов, компания до признания сделки недействительной пользовалась автомобилем в полной мере.

Утешает лишь то, что финансисты не видят препятствий для включения таких сумм налогов в состав прочих расходов по налогу на прибыль на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.

Довольно лояльно чиновники отнеслись и к расходам организации на страхование авто и оплату стоянки для него.

Как указали представители финансового ведомства, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, с момента передачи продавцом товара риск случайной гибели или повреждения последнего переходит на покупателя (п. 1 ст. 459 ГК). При этом он несет таковой вплоть до признания сделки недействительной, что и обосновывает, по мнению специалистов Минфина, расходы на страхование авто и оплату стоянки для него в целях налогового учета.

Пример 4

Продолжим наш пример. Предположим, что 2 апреля 2011 года сделка по приобретению ООО «Лютик» автомобиля была признана судом недействительной. Поскольку с момента ввода авто в эксплуатацию общество по налогу на прибыль еще не успело отчитаться (отчетными периодами для него являются квартал, полугодие, 9 месяцев), то сдавать «уточненки» не придется. Тем не менее начисленную амортизацию придется восстановить, исключив из расходов следующие суммы:

– 11 250 руб. – в феврале;

– 11 250 руб. – в марте;

– 11 250 руб. – в апреле.

Исчисленные суммы транспортного налога и налога на имущество компании придется уплатить, однако она может включить их в состав прочих расходов по налогу на прибыль.

Борис Пасторин, корреспондент ООО «Центр экономической информации»

Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 1617 / Комментариев: 0
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.18/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.2 | 17 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться