|
|||
Вернутся к содержанию
Статья на стр. 21: Дышите глубже, или Плата "за воздух"
Невзирая на финансовые трудности, государство намерено выполнить все взятые на себя социальные обязательства перед гражданами. Чиновники обещают (и до сих пор, кстати говоря, слову своему не изменяли) даже повысить уровень жизни пенсионеров. Вообще-то и других «расходных» мероприятий запланировано немало. Но вот за счет чего они будут реализовываться, если уже практически никто не сомневается в том, что работодатели «саботируют» повышение взносов во внебюджетные фонды? В последнее время прозвучало достаточное количество идей, каким образом залатать «дыру» в бюджете. Самая «гениальная» из них – обязать юрлица платить… за воздух.
В какой-то степени кризис в целях оздоровления экономики очень даже полезен. Ведь что ни говори, в результате (за редким исключением) выживает сильнейший. При этом не только компании и предприниматели пересматривают свои бизнес-планы, сокращают расходы и т. д. Чиновникам также нужно иначе взглянуть на госбюджет, поскольку тут «промах» может сказаться на благополучии всех граждан страны. Рассчитывать на то, что цены на нефть пойдут в рост?.. Такая вероятность, конечно, не исключена, тем более что начало текущего года было ознаменовано этим событием. Впрочем, подобный традиционный подход все-таки нельзя назвать дальновидным. Как ни крути, но природные ресурсы небезграничны, а значит, с «нефтяной иглы» слезть явно не помешает. «Бюджетная» компенсация Но откуда тогда взять деньги на все грандиозные проекты, которые запланировали чиновники? Одно переименование «милиции» в «полицию» («смена вывески», изготовление новых удостоверений и т. д.) «съест», по оценкам различных экспертов, от 0,5 до 2,2 млрд рублей бюджетных средств. И это всего лишь капля в море из того, на что государство готово потратиться. Справедливости ради отметим, что чиновники не только «расточительством» занимаются. По некоторым статьям они все же готовы затянуть пояса потуже (напр., объявлено сокращение «бюрократического аппарата» на 20%). Однако для того чтобы бюджет спасти от дефицита, этого вовсе не достаточно. В конце минувшего года министр финансов Алексей Кудрин заявил, что не видит иного выхода из ситуации, кроме как пойти на повышение налоговых ставок. С одной стороны, логика, конечно, в этом есть. Ведь в конечном счете именно на средства, поступающие от налогоплательщиков, государство и живет. С другой, – терпению налогоплательщиков когда-нибудь придет конец. В общем, есть риск и вовсе остаться ни с чем. Идея-фикс Итак, глава Минфина пока может предложить лишь такие непопулярные меры, как повышение налогов, акцизов на алкоголь и табак, пенсионного возраста и т. п. Что касается акцизов на алкоголь и табак, то их судьба практически предрешена: повышение «тарифов» очень даже неплохо вписывается в политику государства, направленную на борьбу с курением и алкоголизмом. С другими идеями чиновника все обстоит несколько хуже. Во всяком случае на сегодняшний момент руководство страны заявило о неготовности их даже обсуждать. Руководителю главного финансового ведомства страны и в голову не могла прийти мысль пополнить казну за счет… воздуха. А вот представители Липецкого областного Совета депутатов очень кстати нашли нужный для этого «пробел» в природоохранном законодательстве. Свою «находку» они даже оформили в качестве законопроекта, который теперь предстоит рассмотреть их федеральным коллегам. Наидревнейшие «ископаемые» Суть претензий к природоохранному законодательству региональных депутатов состоит в следующем. Согласно статье 1 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) к компонентам природной среды относятся земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и т. д. В статье 26 этого закона сказано также, что нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются соответствующим законодательством. Так вот: в настоящее время правовые основы владения и пользования землей регулируются Гражданским и Земельным кодексами. Забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных и подземных водных объектов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, порядки заключения договоров водопользования, расчета и взимания платы за пользование водными объектами, прописаны в Водном кодексе. Правила пользования недрами закреплены в Законе от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах». В Лесном кодексе уделено достойное внимание растительному миру. И даже с животным миром все в порядке – виды, способы и условия пользования этим компонентом природной среды оговорены в Законе от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ. А вот с атмосферным воздухом вышла «заминка». Закон-то есть (от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ), но никаких правил «по эксплуатации» воздуха в нем, представьте себе, не установлено. Это противоречит статье 3 Закона № 7-ФЗ, которой определен принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду. По какой-то причине липецкие парламентарии решили «закрыть глаза» на существование платы за негативное воздействие на окружающую среду. Хотя, если уж очень хотелось увеличить поступления в бюджет, можно было бы просто «подогнать» расчеты, обосновывающие рост «грязных» платежей. С другой стороны, почему бы не «ободрать» компании, которые используют атмосферный воздух в своих производственных процессах, как липку – пусть и вред природе компенсируют, и за разрешение «дышать» (его оценили в две тысячи рублей) платят. И вообще, что это за несправедливость такая? Изъятие атмосферного воздуха и выделение парниковых газов в процессах горения для производственных нужд осуществляется коммерческими юридическими лицами, а лесовосстановление и воспроизводство лесов, которые поглощают парниковые газы, «ложится на плечи» местных и региональных властей. Причем ограничивать и сокращать выбросы парниковых газов, в частности путем содействия лесовосстановлению, внедрения экотехнологий Россию обязывает и Киотский протокол. Кстати говоря, законопроектом также устанавливается, что предельно допустимые нормы на использование атмосферного воздуха в производственных целях будут зафиксированы в соответствующем постановлении правительства. По всей видимости, предполагается, что «дышать» компании должны будут с перерывами. P.S. Регламент работы Госдумы не позволяет слугам народа оставить без внимания и «втихую» отправить «в корзину» даже самую бредовую инициативу, по всем правилам внесенную в нижнюю палату парламента. Так что идею липецких депутатов еще ждет бурное обсуждение в нижней палате парламента. Хорошо, если депутаты воспримут «творение» своих региональных коллег как шутку, над которой можно посмеяться и забыть. А если нет? Компаниям уж точно смешно не будет. На секундочку, помимо всего прочего законопроектом предусмотрено внесение поправок и в КоАП. Так, потребление атмосферного воздуха без спецразрешения предлагается «отметить» штрафом от 40 тыс. рублей до 50 тыс. рублей, а то и вовсе «заморозкой» деятельности нарушителя на срок до 90 суток. За пренебрежение правилами эксплуатации, неиспользование воздухозаборов и средств учета за объемами потребления атмосферного воздуха будет выписываться штраф от 10 тыс. рублей до 20 тыс. Санкции, надо сказать, не такие уж и маленькие. Но, честно говоря, в данной ситуации пугает другое. Если, не дай бог, конечно, Госдума поддержит инициативу Липецкого областного Совета депутатов, то нет никакой гарантии, что в недалеком будущем нам всем не придется платить за то, что мы дышим. Светлана Галкина, корреспондент ООО «Центр экономической информации»