Содержание номера 20 2018

2011 06
РАСЧЕТ ДЕТСКИХ ПОСОБИЙ: "ДВОЙНЫЕ" СТАНДАРТЫ


Вернутся к содержанию

Статья на стр. 43: «Взаимоотношения с ФСС»

Что является объектом обложения взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний?

Напомним, что до 2011 г. страховыми взносами на травматизм облагалась начисленная по всем основаниям оплата труда работников и осужденных к лишению свободы лиц. Об этом говорилось в пункте 3 Правил, утвержденных постановлением правительства от 2 марта 2000 г. № 184. Вознаграждения по гражданско-правовым договорам облагались «несчастными» взносами, если это было прямо предусмотрено заключенным контрактом (п. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

С начала текущего года, а именно 1 января, вступила в силу статья 20.1 Закона № 125-ФЗ, которой уточнен порядок определения объекта обложения взносами на травматизм и базы для их начисления. Теперь объектом обложения «несчастными» взносами считаются выплаты и иные вознаграждения, перечисляемые работодателем в пользу застрахованных лиц (работников и осужденных к лишению свободы лиц) в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров. При этом на выплаты по ГПХ-контрактам взносы начисляются, как и раньше, если только это предусмотрено договором (п. 1 ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ). Таким образом, отныне объект для начисления взносов на травматизм аналогичен объекту для начисления взносов, предусмотренных Законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Суммы, которые не включаются в указанную базу, перечислены в статье 20.2 Закона № 125-ФЗ (в ней приведен закрытый перечень). Если выплаты производятся в натуральной форме, база равна стоимости переданных товаров. На основании пункта 3 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ в расчет принимается указанная сторонами договора цена с учетом НДС и акцизов.

 

Как в 2011 году рассчитывается средний заработок для определения пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также по уходу за ребенком?

С начала текущего года изменен расчетный период, исходя из которого рассчитываются пособия. В силу пункта 1 статьи 14 Закона от 26 декабря 2006 г. № 255-ФЗ теперь это два календарных года, предшествующих тому году, когда наступил страховой случай. В расчет берется также заработок, полученный трудящимся у другого работодателя (работодателей). Исключение действует для совместителей, когда пособия застрахованному лицу назначаются и выплачиваются на основании пункта 2 статьи 13 Закона № 255-ФЗ. Кстати, до 2011 года средний заработок для расчета пособий определялся за 12 последних месяцев, предшествовавших месяцу наступления страхового случая.

Нельзя не упомянуть про новшество, внесенное Законом от 25 февраля 2011 г. № 21-ФЗ. Пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по правилам 2010 года. Более того, если пособие уже выплачено, то его можно пересчитать. Естественно, делать это имеет смысл, когда по старым нормам его размер оказался выше, чем по новым. Что же касается страховых случаев, наступивших до 2011 года, то при расчете пособия за текущий год его величина должна рассчитываться обоими способами: и по новым, и по старым правилам. Какая из сумм получилась больше, ту и назначают в качестве пособия.

Не обошлось и без особенностей расчета среднего заработка. Они описаны в статье 14 Закона № 255-ФЗ. В ситуации, когда в расчетном периоде работница находилась в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, эти годы могут не включаться в расчет согласно пункту 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ. При данном раскладе для исчисления среднего заработка женщина вправе использовать любой другой год (годы) при условии, что такая «операция» приведет к увеличению пособия.

К слову сказать, в 2010 году расчет делался иначе. Если застрахованное лицо не имело периода работы непосредственно перед наступлением страхового случая, то сумма пособия исчислялась исходя из среднего заработка работника за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествовавших месяцу наступления предыдущего страхового случая.

Обратите внимание вот на что. Минимальный размер оплаты труда, установленный на федеральном уровне, признается средним заработком застрахованного лица, если в расчетные периоды человек не имел заработка или его средний заработок был ниже МРОТ. Таково требование пункта 1.1 статьи 14 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.

Еще один момент, который касается людей, на момент наступления страхового случая работающих на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели. В данном случае средний заработок определяется пропорционально продолжительности рабочего времени такого сотрудника (п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

Как бы то ни было, исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше установленного минимального размера. С 2011 г. такого рода выплата по уходу за первым ребенком равна 2194,34 руб., за вторым и последующими детьми – 4388,67 руб.

 

А какие выплаты и вознаграждения включаются в средний заработок, с учетом которого определяется размер пособия?

Как и раньше, во внимание принимаются все виды выплат в пользу застрахованного лица, на которые начислены взносы в ФСС согласно Закону от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Но есть и существенное отличие. Если до 1 января 2011 г. для исчисления пособия использовался средний дневной заработок работника, который определялся путем деления зарплаты за расчетный период на количество учитываемых для расчета календарных дней, то отныне сумма начисленного за расчетный период заработка делится на 730 (п. 3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Количество календарных дней, приходящихся на расчетный период, значения не имеет. На этом акцентируют внимание представители ФСС в письме от 14 декабря 2010 г. № 02-03-17/05-13765. Иными словами, сколько бы человек ни отработал в 2009 и 2011 годах, делить средний дневной заработок на 730 нужно во всех случаях.

Принципиальный момент: сумма годового заработка для расчета пособия не может превышать установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления взносов в ФСС, как того требует пункт 3.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ. В предыдущие два года за основу нужно было брать 415 000 рублей (п. 2 ст. 2 Закона от 8 декабря 2010 г. № 343-ФЗ). В текущем же году лимит был проиндексирован и ориентироваться нужно на значение 463 000 руб. (постановление правительства от 27 ноября 2010 г. № 933). А вот когда годовая зарплата составила менее чем 415 000 руб., нужно брать фактический заработок, но не меньше МРОТ. 

Продолжение читайте в печатной версии журнала №6-2011

Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 1601 / Комментариев: 0
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.42/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.4 | 26 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также: