Журнал «Бухгалтер-Дока
Вопрос-ответ, примеры и комментарии»

Персональный журнал для тех, кто хочет быть в курсе дел.

Выходит два раза  в месяц + Спецвыпуски по отчетности!

 


Листать журнал On-line
Хотите знать как выглядит журнал?
Выгодная стоимость подписки!

Стоимость подписки в 2-3 раза меньше, чем на аналогичные издания!


Содержание номера 16 января 2018

2011 16
ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ: НОВЫЕ "ВЗАИМОСВЯЗИ"


Вернутся к содержанию

Статья на стр. 3: Трансфертное ценообразование: новые «взаимосвязи»

Вряд ли найдется компания, которая готова практически всю свою прибыль направить в бюджет в виде налогов. До недавнего времени в целях налогообложения налоговики «мешали» отдельным фирмам «договориться» о ценах. Проблема в том, что в «черный список» к инспекторам частенько попадали и добросовестные налогоплательщики, которым также ни за что ни про что доначисляли налоги. Подобный беспредел призван устранить Закон от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ, который по праву можно признать «законодательным долгостроем». Говорят, что если долго мучиться, то что-нибудь да получится. Посмотрим, кого теперь налоговики удостоят своим вниманием и какие сделки однозначно попадают в разряд контролируемых.

В общем случае для целей налогообложения применяется та цена сделки, которая согласована сторонами в договоре. Иными словами, предполагается, что она соответствует рыночной цене. Таким образом, манипулируя ценами, взаимозависимые компании могут переносить основную прибыль в страны или регионы с низким уровнем налогообложения. Это наиболее простая и распространенная схема международного налогового планирования, имеющего целью минимизацию уплачиваемых налогов. Как раз этим и объясняется борьба чиновников с так называемым трансфертным ценообразованием. В частности, налоговикам предоставлено право при определенных условиях проверять цены, применяемые сторонами сделки, на предмет их соответствия рыночным и в случае выявления отклонений производить необходимые доначисления.

На сегодняшний день трансфертное ценообразование регулируется статьей 40 Налогового кодекса. Согласно данной норме инспекторы прежде всего вправе проверить правильность применения цен в целях налогообложения, если стороны сделки являются взаимозависимыми лицами в соответствии со статьей 20 Кодекса. Однако помимо этого к числу операций, требующих особого внимания ревизоров, статья 40 НК относит:

– товарообменные сделки;

– внешнеторговые операции;

– сделки, цена которых более чем на 20 процентов отклоняется как в сторону повышения, так и в сторону понижения от уровня цен, примененных самим налогоплательщиком в течение непродолжительного периода времени.

Закон № 227-ФЗ от 18 июля 2011 г. (далее – Закон № 227-ФЗ) вводит с 1 января 2012 года новый порядок регулирования трансфертного ценообразования в целях налогообложения как в части перечня контролируемых налоговиками сделок, так и в части правил признания сторон договора взаимозависимыми. С 1 января 2012 года Налоговый кодекс будет дополнен новым разделом V.1, включающим в себя шесть глав.

Вместе с тем следует отметить, что статьи 20 и 40 из Кодекса при этом не исключаются. Их положения будут применяться в отношении тех сделок, доходы и расходы по которым в целях налога на прибыль признаны до 1 января 2012 г. Новый порядок распространяется на доходы и расходы, учтенные начиная с указанной даты. При этом дата заключения самой сделки значения не имеет (п. 5, 6 ст. 4 Закона № 227-ФЗ).

Под колпаком

Собственно говоря, понятие «контролируемые сделки» ранее в Налоговом кодексе не использовалось. Его вводит как раз Закон № 227-ФЗ. Вместе с тем содержание данного определения ничего нового в себе не несет. Под контролируемыми понимаются сделки, цены которых налоговики вправе проверять на соответствие рыночному уровню. К их числу согласно новому порядку будут относиться:

1.                  Сделки между российскими взаимозависимыми лицами, в том числе совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг), совершаемых с участием посредников, не признаваемых взаимозависимыми, при условии, что последние:

– не выполняют никаких дополнительных функций, за исключением организации перепродажи одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

– не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации товаров (работ, услуг). Данные сделки признаются контролируемым, если общая сумма доходов по ним превышает:

– 3 млрд рублей за календарный год в 2012 г., 2 млрд – в 2013-м, и 1 млрд рублей в каждом последующем году;

– 100 млн рублей, если за каждый календарный год, начиная с 2014 года, одна из сторон сделки применяет спецрежим в виде ЕНВД или ЕСХН;

– 60 млн рублей за календарный год, если одна из сторон сделки не признается плательщиком налога на прибыль или применяет «нулевую» ставку, уплачивает НДПИ или является резидентом особой экономической зоны.

2.                  Внешнеторговые сделки с товарами мировой биржевой торговли, если общая сумма доходов по таким сделкам превышает 60 млн руб. за календарный год и предметом сделки являются:

– нефть и товары, выработанные из нефти;

– черные и цветные металлы;

– минеральные удобрения;

– драгоценные металлы и драгоценные камни.

3.                  Сделки с резидентами юрисдикций, внесенных Минфином в перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны), если общая сумма доходов по таким сделкам превышает 60 млн руб. за календарный год.

4.                  Сделки, формально не отвечающие признакам контролируемых, но признанные таковыми судом. Это возможно при наличии оснований полагать, что условия, при которых спорная сделка не подпадает под критерии контролируемой, созданы искусственно, с помощью группы однородных сделок.

К сведению! Для целей определения доходного порога для признания сделок контролируемыми сумма доходов за календарный год определяется путем сложения цен сделок с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК.

Предусмотрен Законом № 227-ФЗ также и ряд исключений, когда сделка не признается контролируемой, хотя формально и отвечает установленным признакам таковой. Это касается сделок:

– между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков;

– между лицами, зарегистрированными в одном субъекте РФ, которые не имеют обособленных подразделений в других регионах или за рубежом, не уплачивают налог на прибыль в бюджеты иных субъектов РФ, не имеют убытков, учитываемых в целях налогообложения прибыли (при условии, что в сделке не участвуют плательщики ЕНВД, ЕСХН или НДПИ, а также участники проекта «Сколково» или резиденты ОЭЗ).

Опасные связи

По общему правилу взаимозависимыми лицами в соответствии с порядком, предусмотренным Законом № 227-ФЗ, являются любые стороны сделки, если отношения между ними могут оказывать влияние на условия и (или) итоги таковой либо на экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. При этом речь идет не только о влиянии, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, но и об иных возможностях одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. Причем сосредоточены они в одних руках или реализуются только совместно с взаимозависимыми лицами, значения не имеет.

В частности, исходя из данного определения, судом могут быть признаны взаимозависимыми и те стороны сделки, взаимная связь которых напрямую Налоговым кодексом не установлена. В остальном же Закон № 227-ФЗ насчитывает 11 оснований, по которым стороны сделки могут быть признаны взаимозависимыми. Так, организации, а также организации и физлица считаются взаимозависимыми, если:

1) одна компания прямо и (или) косвенно участвует в другой и доля такого участия составляет более 25 процентов;

2) физлицо прямо и (или) косвенно участвует в организации, и доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) доля участия одного и того же юридического или физического лица в компаниях превышает 25 процентов;

4) одна из компаний или физлицо имеет полномочия по назначению (избранию) руководителя другой фирмы или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава ее коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета);

5) руководители организаций либо не менее 50 процентов состава их коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) назначены или избраны по решению одной и той же фирмы либо одного и того же физлица;

6) более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) компаний составляют одни и те же физлица совместно с их супругами, родителями детьми и т.п.;

7) руководителем компаний выступает одно и то же физлицо;

8) если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

9) физлицо является руководителем компании;

Кроме того, физлица признаются взаимозависимыми, если:

1) одно из них подчиняется другому по должностному положению;

2) состоят в родственных связях, а именно являются супругами, родителями (в том числе усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, а также опекунами (попечителями) и подопечными.

Если заключена контролируемая сделка

Обо всех совершенных в течение календарного года контролируемых сделках налогоплательщик должен будет сообщить в инспекцию по месту своего учета. На это отводится срок – не позднее 20 мая года, следующего за отчетным. Форму уведомления еще предстоит разработать и утвердить ФНС, но в ней в обязательном порядке должны присутствовать такие сведения, как:

– отчетный календарный год;

– предметы сделок;

– сведения об участниках сделок;

– суммы полученных доходов и произведенных расходов.

В случае если данные будут представлены с ошибками, их можно будет уточнить. Причем пренебрегать подобной возможностью не стоит, поскольку за сдачу недостоверных сведений, как и за несвоевременное их представление, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 5000 рублей. Правда до 2014 г. она будет применяться лишь в тех случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным в календарном году, превышает определенный лимит: 100 млн руб. – в 2012 г., и 80 млн руб. – в 2013 г.

В целом же при применении трансфертных цен у налогоплательщика есть два варианта. Первый из них предполагает, что в целях налогообложения им изначально будет принята не фактическая цена сделки, а ее «рыночный» собрат. Второй предусматривает проведение корректировки лишь после окончания календарного года. Проще говоря, хозяйствующий субъект вправе уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль (НДФЛ), а также перечислять НДС и НДПИ за налоговые периоды, заканчивающиеся в течение календарного года, исходя из фактических цен сделки. Если же подобная тактика по итогам года привела к занижению суммы одного или нескольких налогов, то по окончании года налогоплательщик может самостоятельно скорректировать налоговую базу и доплатить причитающееся. Сделать это необходимо одновременно с представлением декларации по налогу на прибыль (НДФЛ), вместе с которой при подобном раскладе следует сдать также «уточненки» по НДС и НДПИ. Внести доплату по всем заниженным налогам нужно при этом не позднее даты, установленной Налоговым кодексом для перечисления налога на прибыль (НДФЛ). При этом пени на такую задолженность до этого момента не начисляются.

Так или иначе каждый из приведенных вариантов предполагает, что налогоплательщик должен самостоятельно рассчитать налогооблагаемый доход по «рыночному» принципу. При этом следует иметь в виду, что по умолчанию признаются соответствующими рыночному уровню цены:

– в отношении которых предусмотрено госрегулирование (с определенными ограничениями);

– установленные в соответствии с предписаниями антимонопольных органов (с определенными ограничениями);

– определенные по результатам биржевых торгов;

– установленные оценщиком (в тех случаях, когда проведение оценки является обязательным по законодательству);

– определенные соглашением о ценообразовании с налоговой инспекцией.

Для остальных случаев Закон № 227-ФЗ предусматривает пять методов определения рыночных цен:

– метод сопоставимых рыночных цен;

– метод цены последующей реализации;

– затратный метод;

– метод сопоставимой рентабельности;

– метод распределения прибыли.

Причем применять указанные методы можно, лишь соблюдая четкую иерархию. Основным из них является метод сопоставимых рыночных цен, и только в случае невозможности его применения можно использовать иные методы. Вместе с тем также предусмотрено, что для тех случаев, когда товар приобретается у взаимозависимого лица и в последующем перепродается без переработки по сделке, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, основным методом признается уже метод цены последующей реализации.

Михаил Тушнов, эксперт ООО «Центр экономической информации»

Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 2436 / Комментариев: 0
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.06/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.1 | 18 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться