|
|||
Вернутся к содержанию
Статья на стр. 24: "Упрощенная" книга или Шаг назат
В конце минувшего года приказом Минфина снова была изменена форма Книги учета доходов и расходов при УСН и порядок ее заполнения. Интересно, что из года в год представители главного финансового ведомства повторяют одни и те же ошибки. Вот и на этот раз внесенные поправки – это всего лишь очередное исправление одной из них.
Основные изменения в форме книги заключаются в том, что теперь в ней не будет граф 4 и 6 «Доходы, всего» и «Расходы, всего» соответственно. В общем-то, подобные корректировки Минфин уже вносил в книгу, однако обо всем по порядку.
Впервые дополнительные графы «Доходы – всего» и «Расходы – всего» появились в «упрощенной» книге в редакции приказа МНС от 26 марта 2003 г. № БГ-3-22/135. Налоговики предполагали, что в них будут отражаться данные обо всех доходах и расходах, которые производит фирма. Хотя не совсем понятно, чем именно руководствовались чиновники, расширяя регистр. Ведь в статье 346.24 Налогового кодекса сказано, что компании должны вести учет лишь тех показателей, которые необходимы для определения налоговой базы. Выходит, что положения приказа противоречили нормам налогового законодательства, на чем и настаивали предприниматели, обжалуя приказ в суде.
Арбитры подержали коммерсантов, указав, что обобщающие графы не соответствуют нормам Налогового кодекса. Так, ВАС решением от 22 января 2004 г. № 14770/03 снял с предпринимателей обязанность заполнять дополнительные графы книги. Обнадеженные таким поворотом событий, в суд направились и организации. Им тоже улыбнулась удача, поскольку ВАС решением от 8 сентября 2004 г. № 9352/04 освободил фирмы от обязанности заполнять злополучные графы. Однако на этом история не закончилась.
Старая песня о Книге-2
В конце 2005 года Минфин снова решил испытать судьбу, и «под шумок» опять в «упрощенной» книге появились новые старые графы. К тому же оснований в принципе было более чем достаточно: в главу 26.2 Налогового кодекса вносились поправки, вступающие в силу с 1 января 2006 г. Причем некоторые из них касались порядка признания расходов, в частности, чтобы учесть стоимость покупных товаров, стало необходимо не только принять их на учет и оплатить, но еще дождаться их реализации (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК). Появилось дополнительное условие для учета в расходах и стоимости сырья и материалов. Затраты на их покупку теперь уменьшают налоговую базу только после списания в производство (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК). По мнению Минфина, до момента реализации (списания в производство) данные расходы нужно было бы отражать в графе 6 и лишь после этого в графе 7 раздела I книги.
Главным же аргументом чиновников в пользу необходимости обобщающих граф была новая редакция статьи 346.24 Налогового кодекса, в которой появилась довольно размытая формулировка: «налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу». Вроде бы позиция Минфина имела железное обоснование, однако судьям все равно показалось этого недостаточно.
Уже весной Верховный Суд решением от 26 мая 2006 г. № ГКПИ06-499 признал недействующим приказ Минфина от 30 декабря 2005 г. № 167н в части положений, касающихся порядка заполнения граф 4 и 6 книги. Тем самым фирмы и предприниматели были освобождены от обязанности вести учет всех доходов и расходов.
Исполняя решение Верховного Суда, Минфин внес соответствующие поправки в форму книги учета доходов и расходов только под конец года. Правда, в пункте 2 приказа Минфина от 27 ноября 2006 г. № 152н, который изменил Книгу, указано, что поправки начинают действовать со дня вступления в законную силу решения ВС № ГКПИ06-499.
По общему правилу решения суда, которые не были обжалованы, вступают в законную силу после того, как истечет срок, отведенный на подачу кассации (п. 1 ст. 209 ГПК). Он составляет 10 дней с момента вынесения решения (ст. 338 ГКП). Поскольку Верховный Суд решение № ГКПИ06-499 вынес 26 мая 2006 года и оно не было обжаловано, то оно вступает в силу с 6 июня 2006 года. Выходит, что именно с этой даты «упрощенцы» уже не были обязаны заполнять графы 4 «Доходы – всего» и 6 «Расходы – всего».
Назад, в будущее
Если говорить о новой редакции Книги учета доходов и расходов (в редакции приказа Минфина от 27 ноября 2006 г. № 152н), то она вступает в действие также с 6 июня 2006 года. Однако учитывая, что главное финансовое ведомство издало приказ с поправками в конце года, получается, что применять ее нужно задним числом. Означает ли это, что «упрощенцам» надо переписывать книгу за половину прошедшего года?
В этом нет никакой необходимости. Достаточно было просто не заполнять графы 4 и 6 раздела I книги. Тем, кто ведет регистр в электронном виде, переделать книгу, скорее всего, не составило особого труда. Для «упрощенцев» же, которые формируют ее в «бумажном» виде, все гораздо сложнее. Им нужно будет регистрировать в инспекции новую книгу, после чего переносить в нее данные. Кроме того, у «упрощенцев» на 2006 год окажется фактически две книги: до июня – по старой форме, а после – по новой.
А вот с 1 января 2007 года вести учет доходов и расходов нужно, конечно, в новом регистре. Тем, кто делает это на бумаге, надо представить на регистрацию в налоговую книгу именно по опубликованной форме. Напомним, что «упрощенцы» должны пронумеровать ее страницы, прошить регистр, заверить подписью руководителя и скрепить печатью.
Немного о насущном
Тем не менее, какой бы ни была форма книги, есть нюансы, о которых в любом случае не стоит забывать. Так, при отражении в регистре данных о доходах «упрощенцы» обязаны указывать реквизиты того документа, на основании которого осуществлена операция. Однако тут возникает резонный вопрос: какой документ будет считаться обоснованием: акт выполненных работ или платежное поручение? Вопрос действительно важный, потому что зачастую в этих бумагах фигурируют разные даты.
Итак, как известно, фирмы на УСН работают по кассовому методу, следовательно доход у них возникает по факту поступления денег на расчетный счет или в кассу организации. Значит, в графе 2 книги «упрощенцы» обязаны указывать реквизиты именно платежного поручения. Такой позиции придерживается и Минфин в письме от 9 августа 2006 г. № 03-11-04/2/159.
Что касается расходов, то в графе 7 книги «упрощенцы» должны указывать не только стоимость материалов, списанных в производство, но и отдельной строкой выделять сумму НДС, которая относится непосредственно к вышеназванным затратам (письмо Минфина от 21 декабря 2006 г. № 03-11-04/2/286).
Т. Макарова, обозреватель «Федеральное агентство финансовой информации»