Содержание номера 16 июля 2018

2011 21
КОРРЕКТИРОВОЧНЫЙ СЧЕТ-ФАКТУРА: ФНС РЕКОМЕНДУЕТ....


Вернутся к содержанию

Статья на стр. 44: «Налогообложение основных средств: практические ситуации»

Компания приобрела баннеры на сумму 60 000 рублей. Стоимость каждого из них не превышает 10 000 рублей. В налоговом учете данные активы не признаются основными средствами. А в бухгалтерском? Нужно ли ставить эти баннеры на 01-й счет, начислять по ним амортизацию и уплачивать налог на имущество?

В целях налогообложения прибыли амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью свыше 40 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК). Таким образом, в рассматриваемой ситуации в налоговом учете приобретенные баннеры не являются объектами основных средств.

Что касается бухгалтерского учета, то тут следует руководствоваться ПБУ 6/01 «Учет основных средств», которое утверждено приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н. Пунктом 4 данного Положения установлено, что актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

– объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

– актив предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

– организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

– объект способен приносить компании экономические выгоды (доход) в будущем.

Вместе с тем в пункте 5 ПБУ 6/01 сказано, что активы, в отношении которых выполняются все приведенные условия, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Таким образом, порядок учета баннеров зависит от того, какой лимит по стоимости ОС закреплен в бухгалтерской учетной политике организации.

Организация применяет УСН и уплачивает единый налог с разницы между доходами и расходами. Планируем приобрести дорогостоящее оборудование в рассрочку. В каком порядке и с какого момента компания вправе учесть затраты на покупку данного актива?

При расчете единого налога «упрощенцы» вправе уменьшить полученные ими доходы на расходы, связанные с приобретением, сооружением и изготовлением ОС (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК). А сам порядок признания столь основательных затрат прописан в пункте 3 статьи 346.16 Налогового кодекса. Подпунктом 1 данной нормы, в частности, установлено, что расходы на приобретение (сооружение, изготовление) ОС в период применения УСН принимаются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию. В течение налогового периода данные затраты принимаются за отчетные периоды равными долями.

Также следует учесть, что «упрощенцы» в соответствии с пунктом 2 статьи 346.17 Налогового кодекса расходы учитывают после их фактической оплаты. А подпунктом 4 пункта 2 статьи 346.17 НК в том числе определено, что расходы на покупку ОС отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.

Таким образом, при покупке основного средства в рассрочку «упрощенцы» затраты должны учитывать равными долями за отчетные периоды в размере фактически оплаченных сумм.

Также представляется целесообразным обратить внимание еще на два довольно важных момента. Во-первых, расходы учитываются только по основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности. Во-вторых, ОС, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, учитываются в расходах с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав (п. 3 ст. 346.16 НК).

По объектам, входящим в IVII амортизационные группы, организация применяет нелинейный метод начисления амортизации. В настоящее время стоит вопрос о том, что у компьютера, который учитывается как единый инвентарный объект, необходимо заменить монитор. Как в этом случае учитывается сумма недоначисленной амортизации?

Действительно, в Налоговом кодексе не слишком хорошо прописан порядок действий на случай частичной ликвидации основных средств.

По мнению судей, понятие «ликвидация основных средств» является общим, охватывающим, в том числе, более частное понятие «частичная ликвидация основных средств» (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2010 г. № 09АП-27076/2010-АК). В связи с этим в отсутствие специального регулирования подпункт 8 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса подлежит применению не только при выбытии основных средств, но и в случаях их частичной ликвидации. Аналогичный вывод следует из положений пункта 29 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина от 20 марта 2001 г. № 26н. Данной нормой частичная ликвидация фактически приравнивается к выбытию ОС.

В свою очередь в подпункте 8 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса сказано, что объекты амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется нелинейным методом, выводятся из эксплуатации в порядке, установленном пунктом 13 статьи 259.2 НК. То есть объект исключается из состава амортизационной группы (подгруппы) без изменения ее суммарного баланса. Иными словами, по частично ликвидированному основному средству будет продолжать начисляться амортизация.

Стоит отметить, что Минфин по данному вопросу придерживается иного мнения. В письме от 19 августа 2011 г. № 03-03-06/1/503 финансисты указали, что в случае частичной ликвидации объект основных средств не выводится из эксплуатации. Следовательно, положения уже упомянутого подпункта 8 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса неприменимы в отношении учета недоначисленной амортизации по той части объекта основного средства, которая подлежала ликвидации.

При всем при том представители Минфина считают, что в случае, если частичная ликвидация ОС экономически обоснованна и документально подтверждена, то сумму недоначисленной амортизации можно учесть на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса. При этом предварительно в соответствии с пунктом 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина от 13 октября 2003 г. № 91н) при частичной ликвидации основных средств создается спецкомиссия. Она составляет акт о частичной ликвидации и вносит в него сведения о доле ликвидируемого имущества. Исходя из такой доли определяется остаточная стоимость той части основного средства, которая и далее будет эксплуатироваться. Эта часть учитывается в суммарном балансе амортизационной группы. Так же рассчитывается сумма недоначисленной амортизации по ликвидированной части объекта. Она и учитывается в расходах единовременно на основании уже упомянутого подпункта 20 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса.

В создании основного средства участвуют работники организации. Увеличивают ли взносы во внебюджетные фонды, начисленные на их зарплату, первоначальную стоимость объекта?

Первоначальная стоимость ОС в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов.

В данном случае важно учитывать, что если в качестве основного средства собственного производства компания оставляет себе один из видов изготавливаемой ею в качестве товара продукции, то следует применять положения абзаца 9 пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса. При таком раскладе первоначальная стоимость таких объектов определяется как стоимость готовой продукции, исчисленная в соответствии с пунктом 2 статьи 319 Налогового кодекса, увеличенная на сумму соответствующих акцизов для ОС, являющихся подакцизными товарами. Данный порядок определения «первоначалки» применяется в отношении тех основных средств, которые производятся налогоплательщиком на постоянной основе и входят в его номенклатуру продукции. А если организация изготавливает для себя ОС, которое не входит в номенклатуру ее продукции, то его первоначальная стоимость определяется в общеустановленном порядке.

Таким образом, расходы в виде заработной платы работников, участвующих в создании (строительстве) основного средства, а также в виде страховых взносов во внебюджетные фонды, увеличивают первоначальную стоимость амортизируемого имущества, созданного организацией хозяйственным способом. Ведь совершенно очевидно, что взносы напрямую связаны с оплатой труда работников, занятых в создании ОС, причем они не относятся ни к НДС, ни к акцизам, а стало быть, они не исключаются из первоначальной стоимости объекта.

В ходе налоговой проверки налоговики доначислили обществу НДС. Основанием послужил тот факт, что с баланса было списано основное средство до окончания срока его полезного использования. Инспекторы считают, что в такой ситуации следовало восстановить НДС в недоамортизированной части актива. Насколько данное требование ИФНС правомерно?

Вопрос о том, следует ли в случае досрочного списания основного средства восстанавливать НДС, до недавнего времени был спорным. В Минфине рассуждали следующим образом. На основании пунктов 2 и 3 статьи 170 Налогового кодекса НДС подлежит восстановлению в случаях, если приобретенные товары (работы, услуги), в том числе основные средства, не используются в деятельности, облагаемой этим налогом. Таким образом, заключали чиновники, ранее принятые к вычету суммы НДС по приобретенным основным средствам, списываемым до окончания срока амортизации, подлежат восстановлению. Соответствующие суммы исчисляются исходя из остаточной (балансовой) стоимости ОС без учета переоценки. При этом на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК суммы НДС, подлежащие восстановлению по вышеуказанным основным средствам, учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 НК. Такая позиция представлена в письмах Минфина от 29 января 2009 г. № 03-07-11/22, от 18 марта 2011 г. № 03-07-11/61 и т. д.

Таким образом, в вашем случае налоговики в точности следуют разъяснениям своих вышестоящих коллег из Минфина. Вместе с тем стоит отметить, что у налогоплательщиков есть все шансы оспорить решение ИФНС. Дело в том, что арбитражная практика по данному вопросу в большинстве своем складывается в пользу налогоплательщиков (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13 апреля 2011 г. по делу № А32-20112/2010, ФАС Московского округа от 11 мая 2010 г. № КА-А40/3807-10-2, ФАС Уральского округа от 10 мая 2007 г. № Ф09-3361/07-С2). Правда, все же изредка встречались судебные решения, в которых пальма первенства передавалась налоговикам (см., постановление ФАС Центрального округа от 19 мая 2006 г. по делу № А48-6754/05-2). Однако теперь можно с уверенностью сказать, что в суде ревизоры более поддержки не встретят.

Дело в том, что «тройка судей» ВАС определением от 15 июля 2010 г. № ВАС- 9903/09 отказалась передавать аналогичное дело на рассмотрение в Президиум ВАС, признав незаконным доначисление НДС, пеней и штрафных санкций. Судьи указали, что Налоговый кодекс не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, списавшего с баланса основные средства в связи с их выбытием (ликвидацией), восстановить суммы НДС по основным средствам в недоамортизируемой (неиспользованной) части. Следовательно, доначисление НДС, пеней, штрафа по пункту 1 статьи 122 НК не вписывается в рамки закона.

Планируем в ближайшее время ликвидировать часть своих основных средств. К работам по демонтажу будут привлечены подрядные организации. Вправе ли мы будем принять к вычету «входной» НДС, предъявленный подрядчиками?

Организации, которые ликвидируют основные средства, привлекая к этому процессу подрядчиков, еще совсем недавно испытывали серьезные проблемы с вычетом «входного» НДС. В частности, в письме Минфина от 2 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/682 чиновники указывали, что согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщикам в отношении товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС. Ликвидация ОС объектом налогообложения данным налогом не является. А значит, суммы налога по работам по ликвидации объектов основных средств, выполненным подрядными организациями, к вычету не принимаются.

Арбитражная практика в данном случае единообразием, к сожалению, не отличалась. Часть судов полностью разделяла позицию контролирующих органов (см., например, постановления ФАС Московского округа от 20 июня 2011 г. № КА-А40/5832-11, ФАС Центрального округа от 4 апреля 2011 г. № А54-2276/2010 и т. д.). Иные арбитры становились на сторону налогоплательщиков, то есть соглашались с тем, что в данном случае применение вычета правомерно (см. постановления Президиума ВАС от 20 апреля 2010 г. № 17969/09 по делу № А56-41978/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 27 июля 2010 г. № А27-20464/2009).

Вместе с тем благодаря Закону от 19 июля 2011 г. № 245-ФЗ ситуация разрешилась в пользу налогоплательщиков. Теперь пункт 6 статьи 171 Налогового кодекса гласит: «Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств…».

 продолжение читайте в печатной версии журнала

Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 3168 / Комментариев: 0
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.11/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.1 | 27 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться