|
|||
Вернутся к содержанию
Статья на стр. 22: «Медосмотр» расходов в учете
Работодатель, как лицо социально ответственное, во исполнение требований законодательства обязан нести определенные затраты, связанные с охраной труда. К примеру, за свой счет он проводит периодические медосмотры сотрудников. При налогообложении прибыли такие расходы могут быть учтены только в случае, если медобследование является обязательным в силу закона мероприятием. С начала 2012 года порядок проведения медосмотров будет регулироваться новым приказом Минздравсоцразвития от 12 апреля 2011 г. № 302н. Так что самое время не только разобраться в новых процедурных моментах, но и выяснить, как данное событие скажется на составе медрасходов.
Статья 212 Трудового кодекса возлагает на работодателя обязанности по обеспечению персоналу безопасных условий и охраны труда. Среди прочего в них входит проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров сотрудников. В частности, согласно статье 213 Трудового кодекса таковые необходимы для следующих категорий работников:
– занятых во вредных или опасных производствах (в том числе на подземных работах);
– непосредственно связанных с движением транспорта;
– трудящихся «на ниве» пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений.
В первых двух случаях медобследования необходимы в целях определения пригодности сотрудников для выполнения поручаемой им работы и предупреждения профессиональных заболеваний, в последнем – для охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
При этом конкретный перечень работ, при выполнении которых обязательны медицинские обследования, а также вредных и опасных производственных факторов, требующих аналогичной заботы о здоровье персонала, устанавливаются органом федеральной власти, уполномоченным на то правительством (далее – Перечень 1 и Перечень 2). Им же подлежит утверждению порядок проведения медосмотров (далее по тексту – Порядок). Согласно постановлению кабинета министров от 27 октября 2003 г. № 646 соответствующими полномочиями наделено Министерство здравоохранения и социального развития.
В свете всего этого до конца текущего года необходимо руководствоваться приказом Минздравсоцразвития от 16 августа 2004 года № 83. Однако с начала 2012 г. данный документ признается утратившим силу и вводится в действие приказ Минздарвсоцразвития от 12 апреля 2011 г. № 302н, которым утверждены новые Перечни 1 и 2, а также Порядок.
Главным нововведением можно признать тот факт, что в соответствии с новыми Перечнями частота проведения периодических осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ. Ранее же периодичность определялась территориальными органами Роспотребнадзора совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации. Правда, при этом обследования в любом случае не могли проводиться реже чем один раз в два года.
Кроме того, в новых Перечнях содержится также информация о том, участие каких специалистов необходимо для проведения обследования, какие потребуются функциональные и лабораторные исследования и пр. Более детально прописан и сам порядок проведения медосмотров – от направления на обследование до оформления заключения по итогам такового.
Налог на прибыль
Затраты работодателя на проведение обязательных медицинских осмотров для сотрудников, по сути, представляют собой разновидность расходов на обеспечение нормальных условий труда. Последние же уменьшают базу по налогу на прибыль на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. При этом, поскольку в данной норме речь идет о нормальных условиях труда, предусмотренных законодательством, то, к примеру, направляя на обследование работника, трудовые обязанности которого этого не требуют, списать соответствующие расходы налогоплательщик уже не сможет (письма Минфина от 5 октября 2009 г. № 03-03-06/1/638. от 23 декабря 2004 г. № 03-03-01-04/1/185 и от 5 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/100). Проще говоря, за счет прибыли до налогообложения могут оплачиваться только медосмотры, предусмотренные Перечнями.
Отдельно стоит остановиться на оплате услуг медицинской организации по проведению предварительных осмотров кандидатов на вакантные должности. В частности, сомнения может вызвать правомерность признания в налоговом учете подобных расходов, если соискатель так и не был принят на работу. Однако, к счастью для налогоплательщиков, Минфин относится к подобной ситуации весьма лояльно. Так, в письме от 6 октября 2009 г. № 03-03-06/1/648 финансисты указали, что рассматриваемые затраты также могут быть учтены при налогообложении прибыли на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. При этом не имеет значения, были ли кандидаты в конечном счете приняты налогоплательщиком на работу. Но, безусловно, данные разъяснения рассчитаны на те случаи, когда вакантная должность предполагает обязательное проведение предварительного медицинского осмотра.
Напомним также, что на время проведения обязательных периодических медицинских обследований работодатель обязан сохранить за сотрудником его средний заработок. В целях налогообложения прибыли соответствующие суммы учитываются в составе расходов на оплату труда на основании пункта 6 статьи 255 Налогового кодекса.
Социальные обязательства
Объектом обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. В этом смысле стоимость проведения обязательных медосмотров как производственные расходы хозяйствующего субъекта, необходимые для деятельности, к объекту обложения платежами на обязательные виды страхования не относится.
Что же касается среднего заработка, сохраняемого за сотрудником на время прохождения им медобследования, то, казалось бы, подобные суммы можно квалифицировать как законодательно установленную компенсационную выплату, связанную с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей. На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ таковая освобождена от уплаты вносов во внебюджетные фонды. Однако официальных разъяснений на этот счет Минздравсоцразвития не выпускало. При этом велика вероятность, что чиновники представленную точку зрения не разделят. К примеру, суммы среднего заработка, сохраняемые за работником на время прохождения военных сборов (п. 2 ст. 5 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ), при выделении дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами (ст. 262 ТК), в дни сдачи крови (ст. 186 ТК) эксперты Минздравсоцразвития к компенсационным выплатам не причислили и указали на необходимость исчисления страховых взносов с таковых. Об этом говорится в письме ведомства от 15 марта 2011 г. № 784-19.
Что же касается НДФЛ, то, как указали представители Минфина в письме от 21 ноября 2008 года № 03-03-06/4/84, оплата работодателем проведения медицинских осмотров работников необходима для обеспечения деятельности организации и не может быть признана экономической выгодой (доходом) сотрудников. Иными словами, исчислять и удерживать «подоходный» налог в данном случае не нужно. А вот для освобождения от НДФЛ сумм среднего заработка оснований нет.
Александра Никитина, эксперт ООО «Центр экономической информации»