Содержание номера 21 ноября 2018

2007 04
Операция "кассовый НДС" при взаимозачетах


Вернутся к содержанию

Статья на стр. 16: Учет продажи ОС в деталях

В результате  продажи амортизируемого имущества фирма может получить как прибыль, так и убыток. В первом случае все предельно ясно – увеличиваем доходы и начисляем налог на прибыль. Если же компания уходит в «минус», то дабы не спровоцировать нареканий со стороны представителей ФНС, необходимо тщательно разобраться во всех тонкостях и нюансах учета таких операций.

 

Доходы и расходы

Если организация решила продать что-либо из своих основных средств, то она должна помнить: обязанность по уплате налога на прибыль возникает с момента передачи объекта покупателю. Эта операция оформляется актом приемки-передачи основных средств, а выручку от продажи такого объекта и расходы, связанные с его реализацией, учитывают обособленно по каждой единице. Порядок перехода права собственности на реализуемое имущество прописывают в договоре. Если же такой пункт отсутствует, то по умолчанию право собственности у покупателя возникает непосредственно после передачи имущества (ст.  223 ГК). Согласно статье 224 Гражданского кодекса это может быть не только дата вручения вещи непосредственно приобретателю, но и сдача ее перевозчику или на почту для отправки покупателю.

Чтобы определить финансовый результат от продажи основных средств, доходы надо уменьшить на расходы (п. 1 ст. 268 НК), в которые включают:

– остаточную стоимость реализуемого имущества;

– сумму затрат, связанных с его продажей.

Для расчета остаточной стоимости ОС следует взять данные налогового учета и из первоначальной стоимости имущества вычесть  сумму начисленной амортизации.

Что касается расходов, связанных с реализацией имущества, то они могут быть следующими: оплата независимой оценки объекта (п. 1 ст.  268 НК), платежи за снятие объекта с учета или регистрации (если этот порядок предусмотрен соответствующим законодательством или договором). Также можно отнести на затраты суммы, уплаченные ранее  по договорам страхования продаваемого имущества – постольку, поскольку после реализации основного средства права и обязанности по договору страхования переходят к покупателю (ст. 960 ГК). Следовательно, траты по страхованию данного объекта к продавцу уже не имеют никакого отношения.

В качестве примера можно привести сбыт автотранспорта. Если у продавца имеются расходы по взносам ОСАГО, уплаченным до конца срока действия страховки, то их следует учитывать как затраты, связанные с реализацией автомобиля. Если же договор ОСАГО будет расторгнут и страховщик возместит фирме часть взносов, то их сумму организация должна провести как внереализационные доходы.

В контракте с покупателем компания также может предусмотреть расходы по обслуживанию и транспортировке имущества приобретателю. С доставкой, скорее всего, не возникнет никаких проблем. По-иному обстоит с обслуживанием. К примеру, при реализации недвижимости право собственности на объект может перейти покупателю спустя несколько месяцев после подписания акта приема-передачи. Вместе с тем до момента получения документа о регистрации права собственности новым владельцем возникают расходы по коммунальным платежам. Как же поступить в этой ситуации? По взаимной договоренности такие траты может учитывать именно фирма-продавец, а после снятия объекта с учета у бывшего владельца их можно включить в состав расходов, связанных с реализацией амортизируемого имущества (п. 1 ст. 268 НК).

Прибыль и убытки

Финансовый результат продажи амортизируемого имущества определяется на дату признания дохода на основании данных учета по каждому объекту. При получении прибыли ее включают в состав доходов от реализации. Если же был зафиксирован убыток, то его следует учитывать равными долями в течение определенного периода, который рассчитывается следующим образом: из срока полезного использования ОС вычитают фактический срок его эксплуатации до сбыта (п. 3 ст. 268 НК). Такой порядок предусмотрен лишь в случае продажи амортизируемого имущества.

Пример

ООО «Антилопа» продает основное средство за 141 600 руб. (в том числе НДС – 21 600 руб.). Его первоначальная стоимость – 240 000 руб., сумма начисленной амортизации к моменту продажи – 96 000 руб.

Срок полезного использования основного средства – пять лет. В «Антилопе» его эксплуатировали два года.

Убыток от продажи составит:

141 600 руб. – 21 600 руб. – (240 000 руб. – 96 000 руб.) = 24 000 руб.

Этот убыток нужно списывать равномерно в течение трех лет (5 – 2). Ежемесячно «Антилопа» может уменьшать прибыль на 667 руб. (24 000 руб. / 3 года / 12 мес.).

В связи с тем, что требования о частичном включении убытка в расходы в бухучете нет, отрицательный результат продажи основных средств в бухгалтерском учете нужно включить в расходы единовременно, после чего фирме придется создавать отложенное налогообложение.

В налоговом учете данные о списании проданных основных средств отражают в трех налоговых регистрах:

– в регистре учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав;

– регистре-расчете «Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества»;

– регистре информации об объекте основных средств.

В случае отрицательного финансового результата, полученного от продажи основного средства, дополнительно заполняют регистр учета расходов будущих периодов.

Д. Александрова, обозреватель «Федеральное агентство финансовой информации»

 

 

Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 10860 / Комментариев: 0
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.89/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.9 | 36 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться