Журнал «Бухгалтер-Дока
Вопрос-ответ, примеры и комментарии»

Персональный журнал для тех, кто хочет быть в курсе дел.

Выходит два раза  в месяц + Спецвыпуски по отчетности!

 


Листать журнал On-line
Хотите знать как выглядит журнал?
Выгодная стоимость подписки!

Стоимость подписки в 2-3 раза меньше, чем на аналогичные издания!


Содержание номера 25 апреля 2018

2012 03
БУХУЧЕТ: ШАГ В 2013-й


Вернутся к содержанию

Статья на стр. 42: Взаимодействие с внебюджетными фондами – 2012

Какие суммы фиксированных платежей в ПФР должны за себя платить в 2012 году индивидуальные предприниматели, которые не имеют наемных работников?

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ в общем случае применяются следующие тарифы страховых взносов:

– Пенсионный фонд – 26 процентов;

– Фонд социального страхования – 2,9 процента;

– Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1 процента.

Расчеты с ФСС индивидуальные предприниматели, которые не имеют работников, строят на добровольных началах (п. 5 ст. 14 Закона № 212-ФЗ). Кроме того,

Индивидуальные предприниматели согласно пункту 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ уплачивают страховые взносы за себя исходя из стоимости страхового года. Таковая определяется как произведение МРОТ, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенного в 12 раз (п. 2 ст. 13 Закона № 212-ФЗ). Кроме того, данная категория страхователей расчеты с ФСС ведет на добровольных началах (п. 5 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).

Итак, стоимость страхового года рассчитывается следующим образом:

– в ПФР – МРОТ x 26% x 12;

– в ФФОМС – МРОТ x 5,1% x 12.

Обратите внимание! Благодаря Закону от 3 декабря 2011 г. № 379-ФЗ, для большинства страхователей совокупный тариф взносов во внебюджетные фонды с 1 января 2012 года снижен с 34 до 30 процентов. Причем 4 процента «потеряли» исключительно пенсионные взносы. Однако «самозанятых» индивидуальных предпринимателей данное изменение не коснулось. Взносы они определяют исходя из стоимости страхового года по тарифам, установленным в части 2 статьи 9 Закона № 212-ФЗ. И если ИП вступит в добровольные отношения с ФСС, то общий тариф взносов для него составит все те же 34 процента.

С 1 июня 2011 года МРОТ составляет 4611 рублей в месяц (ст. 1 Закона от 1 июня 2011 г. № 106-ФЗ). По состоянию на 1 января 2012 года данная величина не изменилась. Соответственно, стоимость страхового года в 2012 году составит:

 – для взносов в ПФР – 14 386,32 руб. (4611 руб. х 26% х 12);

– в ФФОМС – 2 821,93 руб. (4611 руб. х 5,1% х 12).

Отметим, что ограничение, установленное в абзаце 2 пункта 3 статьи 346.21 Налогового кодекса, с начала текущего года не распространяется на ИП-«упрощенцев», которые не производят выплат в пользу физлиц (Закон от 28 ноября 2011 г. № 338-ФЗ). Иными словами, такие коммерсанты вправе уменьшить размер единого налога к уплате на всю сумму уплаченных исходя из стоимости страхового года взносов во внебюджетные фонды, а не в пределах 50 процентов от суммы налога.

С начала текущего года более не нужно платить взносы в ТФОМС. По каким КБК следует перечислять тогда взносы на обязательное медстрахование в 2012 году?

Действительно, с начала 2012 года взносы в ТФОМС «аннулируются». На обязательное медстрахование отныне нужно перечислять платежи лишь в Федеральный фонд, но уже в увеличенном размере. Тариф взносов в ФОМС составляет теперь 5,1 процента (п. 2 ст. 12 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Что касается Кодов бюджетной классификации, то для того чтобы избежать путаницы в КБК, Минфин в письме от 27 декабря 2011 г. № 02-04-09/5996 привел переходные таблицы по кодам классификации доходов бюджетов бюджетной системы РФ, применяемых в 2012 году. Новые КБК на обязательное медстрахование до сведения страхователей довел и ПФР в информационном сообщении от 11 января 2012 года (б/н). Представители фонда перечислили основные из них:

392 1 02 02101 08 1011 160 – страховые взносы на ОМС работающего населения, поступающие от плательщиков;

392 1 02 02101 08 1012 160 – страховые взносы на ОМС работающего населения, ранее зачислявшиеся в бюджеты ТФОМС (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года);

392 1 02 02101 08 2011 160 – пени по страховым взносам на обязательное медстрахование работающего населения, поступающие от плательщиков;

392 1 02 02101 08 2012 160 – пени по страховым взносам на ОМС работающего населения, ранее зачислявшиеся в бюджеты ТФОМС (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года);

392 1 02 02101 08 3011 160 – суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на ОМС работающего населения, поступающим от плательщиков;

392 1 02 02101 08 3012 160 – суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на ОМС работающего населения, ранее зачислявшимся в бюджеты ТФОМС (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года).

Работник-иностранец на руках имеет только миграционную карту. То есть у него нет ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание. В пункте 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ сказано, что не подлежат обложению взносами «суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ». Означает ли это, что с доходов временно пребывающего иностранца взносы во внебюджетные фонды не уплачиваются?

 

Не совсем так. В пункте 15 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ помимо всего прочего содержится оговорка. Она гласит, что взносами не облагаются выплаты в пользу иностранцев, временно пребывающих на территорию РФ, только если иное не предусмотрено законами о конкретных видах обязательного соцстрахования.

Вместе с тем частью 1 статьи 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» предусмотрено, что застрахованными лицами, в том числе, признаются иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Отметим, что в данном случае речь идет о мигрантах, с которыми заключен трудовой договор на неопределенный срок, либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев. При этом в соответствии с частью 2 статьи 22.1 Закона № 167-ФЗ с выплат в пользу таких иностранцев, независимо от года их рождения, взносы уплачиваются по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии.

По каким тарифам уплачиваются взносы во внебюджетные фонды в 2012 году той категорией страхователей, которая не имеет льгот?

Для основной массы страхователей в 2012 году общий тариф страховых взносов во внебюджетные фонды благодаря Закону от 3 декабря 2011 г. № 379 снижен с 34 до 30 процентов. «Тарифная сетка» в итоге выглядит следующим образом: 22 процента – в ПФР; 2,9 процента – для ФСС, 5,1 процента – в ФФОМС. Отметим, что с начала текущего года «обнулен» тариф взносов, уплачиваемых в прошлом году в территориальный фонд обязательного медстрахования. Зато теперь ставка взносов в ФФОМС ровно на столько же увеличилась (п. 2 ст. 12 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Таким образом, уменьшение общего тарифа произведено исключительно за счет ставки «пенсионных» взносов, которая с 26 процентов «опустилась» до 22. При этом статьей 33.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» предусмотрено следующее распределение пенсионных взносов.

В отношении сотрудников 1966 года рождения и старше вся сумма взносов (все 22 процента) перечисляются на финансирование страховой части трудовой пенсии. Причем из них 6 процентов идет на солидарную часть, а 16 процентов на индивидуальную часть.

В отношении работников 1967 года рождения и младше деление более «разветвленное»: 16 процентов направляется на финансирование страховой части (из них 6 процентов – на солидарную часть, а 10 процентов – на индивидуальную). А оставшиеся 6 процентов составляют накопительную часть пенсии.

Не забудьте, что на сумму выплаченной работникам зарплаты начисляются также взносы на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (Закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

В принципе, если бы на этом закончить, то можно было бы однозначно сказать, что Закон № 379 поспособствовал снижению нагрузки на ФОТ хозяйствующих субъектов, но… Законодатель пошел дальше.

В 2012 году предельная база для начисления взносов составляет уже 512 тыс. руб. (ранее – 463 000 руб.). Данный лимит обозначен в постановлении правительства от 24 ноября 2011 г. № 974. Но и это еще не все. Так, если, к примеру, в 2011 году с суммы превышения предельного размера базы взносы не уплачивались, то в 2012 году для таких выплат просто снижена ставка. Согласно пункту 1 статьи 58.2 Закона № 212-ФЗ и уже упомянутой статьи 33.1 Закона № 167-ФЗ на сумму превышения следует начислить 10 процентов в виде взносов, которые перечисляются на финансирование страховой части трудовой пенсии (солидарная часть тарифа).

В какой срок следует представить в Фонд социального страхования Расчет по форме-4 ФСС в случае, если крайний срок, установленный Законами от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ и от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, приходится на выходной день?

Данный вопрос представляет интерес хотя бы потому, что в Расчете по форме 4-ФСС (утв. приказом Минздравсоцразвития от 28 февраля 2011 г. № 156н) фактически представлено два вида отчетности – по «несчастному» страхованию и по взносам на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В соответствующих Законах от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ и от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ установлен один и тот же срок, в который страхователи должны уложиться с представлением отчета по взносам – не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Проблема в том, что в части 7 статьи 4 Закона № 212-ФЗ оговорено, что если последний день срока представления расчета приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день. Однако аналогичного положения «несчастный» Закон № 125-ФЗ не содержит. Так как же тогда быть, если крайний срок выпадет на нерабочий день?

Разобраться в ситуации взялись представители Минздравсоцразвития в письме от 16 сентября 2011 г. № 3346-19. По мнению чиновников, в такой ситуации допустимо руководствоваться общей нормой гражданского законодательства. Речь идет о статье 193 Гражданского кодекса. Данной нормой установлено, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Таким образом, в случае если крайний срок на представление Расчета по форме 4-ФСС выпадет на выходной день, то ничего страшного не случится, если страхователь отложит его сдачу в Фонд до понедельника.

Компания ведет деятельность в области информационных технологий. Вправе ли она претендовать на применение пониженных тарифов взносов во внебюджетные фонды? Какие условия при этом должны быть выполнены?

 

продолжение читайте в печатной версии журнала

Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 2756 / Комментариев: 0
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.54/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.5 | 28 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться