Журнал «Бухгалтер-Дока
Вопрос-ответ, примеры и комментарии»

Персональный журнал для тех, кто хочет быть в курсе дел.

Выходит два раза  в месяц + Спецвыпуски по отчетности!

 


Листать журнал On-line
Хотите знать как выглядит журнал?
Выгодная стоимость подписки!

Стоимость подписки в 2-3 раза меньше, чем на аналогичные издания!


Содержание номера 22 января 2018

2012 07
СПЕЦВЫПУСК ПО ОТЧЕТНОСТИ ЗА 1 КВАРТАЛ 2012 ГОДА


Вернутся к содержанию

Статья на стр. 17: Расчет по взносам на ОПС и ОМС за I квартал 2012 года

С начала текущего года вступила в силу очередная порция поправок в законодательство о страховых взносах. При этом большая их часть коснулась порядка расчетов страхователя именно с Пенсионным фондом. В связи с этим потребовалось и обновление формы расчета РСВ-1, посредством которого плательщики страховых взносов отчитываются перед ПФР по платежам на ОПС и ОМС.

Безусловно, основной новеллой Закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ) следует признать снижение общего тарифа страховых взносов, уплачиваемых во внебюджетные фонды, который применяется большинством страхователей. Вместо 34 процентов с января 2012 года по декабрь 2013 года таковой составляет 30 процентов (п. 20 ст. 6 Закона от 3 декабря 2011 г. № 379-ФЗ, далее – Закон № 379-ФЗ). Причем заветные четыре процентных пункта законодатели «изъяли» из тарифа страховых взносов, перечисляемых непосредственно на обязательное пенсионное страхование. Таким образом, в текущем году он составляет 22 процента. При этом согласно статье 33.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (далее – Закон № 167-ФЗ) в отношении сотрудников 1966 года рождения и старше вся сумма пенсионных взносов по-прежнему перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии. В отношении же работников 1967 года рождения и младше установлено следующее распределение: 16 процентов – на финансирование страховой части, 6 процентов – накопительной части.

С начала текущего года перераспределены и ставки страховых взносов, уплачиваемых в федеральный и территориальные фонды медицинского страхования. Однако подобный поворот был предусмотрен еще Законом от 16 октября 2010 г. № 272-ФЗ. Просто вступление в силу соответствующих поправок приурочено именно к 1 января 2012 года. С этого момента все медицинские взносы перечисляются в ФФОМС по тарифу 5,1 процента.

Впрочем сами по себе эти нововведения не потребовали бы кардинального изменения формы РСВ-1, утвержденной приказом Минздравсоцразвития от 12 ноября 2009 г. № 894н. В конце концов, не такая уж сложная задача проставить нули по строкам и графам, где подлежат отражению суммы начисленных и уплаченных взносов на обязательное медицинское страхование. К обновлению формы вынудили иные поправки.

Так, навстречу бизнесу в части снижения нагрузки на ФОТ законодатели пошли вовсе не без ограничений и условий. В период действия сниженного общего тарифа страховых взносов таковыми облагается сумма превышения предельной величины базы для их начисления. В текущем году, напомним, она установлена в размере 512 000 рублей (постановление правительства от 24 ноября 2011 г. № 974). Согласно пункту 1 статьи 58.2 Закона № 212-ФЗ и статьи 33.1 Закона № 167-ФЗ 10 процентов от суммы такого превышения базы подлежат уплате в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Кроме того, важным нововведением является тот факт, что с начала текущего года застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования признаются иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в России. Правда, не все, а только те, с которыми заключены трудовые договоры на срок не менее шести месяцев или на неопределенный срок (п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ). При этом тариф для исчисления взносов не зависит от года рождения таких застрахованных лиц и равен тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии (п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ). Аналогичное правило действует и в отношении иностранных работников, временно проживающих в РФ (п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ).

Таким образом, в текущем году платить пенсионные взносы за иностранных работников, временно проживающих или временно пребывающих в России, следует по тарифу 22 процента, пока сумма выплат в пользу работника не достигнет предельной величины базы для начисления страховых взносов, и 10 процентов – с суммы превышения.

Ну и, наконец, не могли не сказаться на изменении формы расчета страховых взносов на ОПС и ОМС поправки, связанные с порядком применения пониженных тарифов страховых взносов.

Форма и состав расчета

Новая форма расчета РСВ-1 утверждена приказом Минздравсоцразвития от 15 марта 2012 г. № 232н, который зарегистрирован Минюстом 23 марта текущего года. На этот раз в данном документе приведен также и официальный порядок заполнения отчетности (далее – Порядок). Согласно пункту 2 приказа его применение приурочено к представлению расчета за I квартал 2012 года.

Первое, что бросается в глаза при изучении нового расчета, – если его прежняя форма содержала лишь 7 страниц, то нынешняя насчитывает уже 13 листов. Впрочем связано такое «прибавление в весе» с тем, что, во-первых, некоторые таблицы, которые ранее располагались на одной странице, теперь разнесены на разные; а во-вторых, добавлено несколько специальных таблиц для страхователей, применяющих пониженные страховые взносы на том или ином основании.

Между тем состав обязательных элементов расчета, то есть заполняемых всеми плательщиками страховых взносов остался прежним – это титульный лист и разделы 1 «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам» и 2 «Расчет страховых взносов по тарифу». При этом, если в течение отчетного периода применялось более одного тарифа, то в расчет включается столько страниц раздела 2, сколько тарифов применялось в течение отчетного периода (независимо от применения пониженных тарифов, установленных для выплат, начисленных в отношении отдельных работников).

Раздел 3 в том виде, который он имел в прежней форме расчета, канул в Лету. Теперь раздел 3 – это, по сути, бывший раздел 4, только с расширенным перечнем подразделов (3.1–3.8), предназначенных для расчета соответствия условиям применения пониженных тарифов страховых взносов различными категориями страхователей. Что же касается расчета страховых взносов по пониженному тарифу в отношении выплат в пользу отдельных работников, например инвалидов I, II и III группы, то полагаем, что теперь в этих целях нужно заполнить раздел 2. Однако опять же делать это необходимо только при условии, что данный тариф отличается от того, что предусмотрен для страхователя в целом.

Безусловной новинкой расчета является новый раздел 4, в котором расшифровываются суммы страховых взносов, доначисленные в текущем отчетном периоде за предыдущие отчетные (расчетные) периоды и отражаемые по строке 120 раздела 1.

Ну и, наконец, раздел 5 предназначен для отражения сведений, необходимых для применения положений пункта 1 части 3 статьи 9 Закона № 212-ФЗ. Напомним, что согласно данной норме в базу для начисления страховых взносов в ПФР не включаются:

– суммы денежного содержания и иные выплаты, получаемые прокурорами и следователями, а также федеральными и мировыми судьями;

– выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования по очной форме обучения за деятельность в студенческом отряде (включенном в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой) по трудовым или гражданско-правовым договорам.

Последние исключены из базы по взносам на ОПС с начала 2011 года, и именно они подлежат расшифровке в разделе 5 расчета РСВ-1. Из раздела же 2 строки, в которых отражались суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами на основании пункта 1 части 3 статьи 9 Закона № 212-ФЗ, убраны.

Что касается непосредственно порядка отражения данных в расчете, то безусловным новшеством является то, что теперь стоимостные показатели в нем указываются без округления, то есть в рублях и копейках. Исключением являются только некоторые таблицы раздела 3, где производится расчет соответствия условиям применения пониженных тарифов страховых взносов различными категориями страхователей.

Раздел 3. Применение пониженных тарифов

Раздел 3 состоит из 8 подразделов.

Подраздел 3.1 – это бывший подраздел 4.1 прежней формы расчета. В нем отражаются сведения, необходимые для применения пониженного тарифа страховых взносов в отношении выплат в пользу инвалидов I, II и III группы. Порядок его заполнения не изменился, разве что суммы таких выплат теперь отражаются в рублях и копейках. Напомним лишь, что формировать данный подраздел следует только в случае, когда данный пониженный тариф отличается от основного тарифа страховых взносов, применяемого страхователем. При этом с выплат в пользу инвалидов в текущем году страховые взносы уплачиваются по тарифу: 16% – в ПФР, и 2,3% – в ФФОМС (ч. 2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Подраздел 3.2 – это часть бывшего подраздела 4.2 прежней формы расчета, предназначенная для общественных организаций инвалидов. Его вторая часть, посвященная расчету соответствия условиям применения пониженных тарифов взносов организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, теперь стала самостоятельным подразделом 3.3. И в том и в другом случае порядок заполнения соответствующих таблиц не изменился.

Обратите внимание! Плательщики страховых взносов, относящиеся к какой-либо из льготных категорий, предусмотренных Законом № 212-ФЗ, не исчисляют пенсионные взносы с суммы превышения выплат в пользу физлица над предельным размером расчетной базы (ч. 4 ст. 8, ст. 58, 58.1 Закона № 212-ФЗ).

Подраздел 3.4 практически полностью соответствует подразделу 4.3 прежней формы расчета и рассчитан на организации, применяющие пониженный тариф взносов на основании ведения деятельности в области информационных технологий. Разница заключается лишь в том, что теперь в соответствующей таблице предусмотрены отдельные графы (3 и 4) для отражения данных за 9 месяцев года, предшествующего расчетному периоду, и за текущий отчетный (расчетный) период. Напомним, что за текущий период подобные сведения указывают только вновь созданные организации. Отметим также, что требования, которые необходимо выполнить для применения пониженного тарифа, компаниям, ведущим деятельность в области информационных технологий, с начала текущего года скорректированы. Так, если ранее среднесписочная численность работников таковых в указанных целях должна была составлять не менее 50 человек, то теперь речь идет уже о 30. Кроме того, уточнено, что для применения пониженного тарифа страховых взносов IT-фирма должна реализовывать разработанные именно ею программы для ЭВМ и баз данных.

В подразделе 3.5 расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа предстоит производить организациям и индивидуальным предпринимателям, занимающимся производством, выпуском в свет (в эфир), изданием средств массовой информации (за исключением СМИ рекламного и (или) эротического характера). Отметим, что таковые и раньше относились к льготной категории страхователей, однако специального подраздела для них прежняя форма расчета не содержала. Вместе с тем ранее порядок подтверждения подобными организациями основного вида деятельности определялся правительством. При этом соответствующие правила, утвержденные постановлением кабмина от 5 марта 2011 г. № 150, предусматривали, что в качестве свидетельства в данном случае служит запись в реестре российских организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность в области производства и распространения СМИ. Тем самым вводить специальный подраздел в расчет РСВ-1 лишь для указания ее реквизитов не имело смысла. Однако с начала текущего года критерии применения рассматриваемого льготного тарифа прописаны непосредственно в законе. При этом согласно части 1.1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ деятельность по производству СМИ признается основной, если доля доходов за отчетный (расчетный) период по нему составляет наибольший удельный вес в общем объеме выручки за тот же период. Соответствующий расчет и производится в подразделе 3.5 расчета. Тем не менее право на применение пониженных тарифов данная категория страхователей по-прежнему приобретает с месяца включения их в реестр соответствующих организаций, который ведет Роскомнадзор (ч. 1.2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Реквизиты записи в реестре также отражаются в подразделе.

Обратите внимание! В 2012 году организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством, выпуском в свет (в эфир), изданием средств массовой информации (за исключением СМИ рекламного и (или) эротического характера), продолжают применять пониженный тариф страховых взносов. Однако по сравнению с 2011 годом он увеличился на 1 процент и составляет 27 процентов, из которых 20,8 процента причитаются ПФР, а 3,3 процента – в ФФОМС.

Подраздел 3.6 – это бывший подраздел 4.4 прежней формы расчета, предназначенный для «упрощенцев», основной вид деятельности которых позволяет применять пониженный тариф страховых взносов. Примечательно, что сам порядок заполнения таблицы остался прежним. Между тем страхователям данной категории все же необходимо учитывать некоторые изменения, вступившие в силу с начала текущего года.

Так, тариф страховых взносов для «упрощенцев», которые занимаются социально значимыми и приоритетными видами деятельности, с 1 января 2012 года снижен еще больше: с 26 процентов он опустился до 20 процентов. При этом снижение достигнуто за счет установления нулевых тарифов взносов в ФСС и ФОМС. Что же касается платежей в Пенсионный фонд, то в данном случае тариф, наоборот, подрос и вместо 18 составляет как раз 20 процентов (ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Распределяется он следующим образом: в отношении лиц 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии; в отношении лиц 1967 года рождения и младше – 14 процентов на финансирование страховой части, 6 процентов – финансирование накопительной части (п. 12 ст. 33 Закона № 167-ФЗ).

Кроме того, расширен перечень видов деятельности, при ведении которых «упрощенцы» вправе применять данный тариф страховых взносов. В него включены такие виды деятельности, как:

– «Транспорт и связь» (подп. «щ» п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Ранее в указанной норме числилась только вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность;

– «Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями» (подп. «я. 8» п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ);

– «Производство гнутых стальных профилей» (подп. «я. 9» п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ);

– «Производство стальной проволоки» (подп. «я.10» п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

С начала текущего года перечень льготных категорий страхователей пополнился некоммерческими организациями, которые ведут деятельность в области социального обслуживания, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства, массового спорта (п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Такие страхователи могут рассчитываться с внебюджетными фондами по пониженному тарифу при условии, что по итогам года, предшествующего переходу на льготную уплату взносов, не менее 70 процентов суммы всех доходов организации составляют в совокупности целевые поступления, гранты и доходы от деятельности социальной направленности (ч. 5.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа они должны производить в отдельном подразделе 3.7.

А вот для благотворительных организаций, применяющих УСН, которые теперь также могут воспользоваться рассматриваемым тарифом страховых взносов, никаких дополнительных условий, кроме применения УСН, не установлено (п. 12 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ), поэтому и специального подраздела для них новая форма РСВ-1 не содержит.

Также следует отметить, что с начала 2012 года пониженный тариф страховых взносов доступен аптечным организациям, а также предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность, которые уплачивают ЕНВД (п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Однако льготный тариф применяется только в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением ими фармацевтической деятельности. По всей видимости, для расчета страховых взносов с таковых необходимо заполнять отдельный раздел 2. Специального подраздела в отношении данной категории страхователей новая форма расчета опять же не содержит.

Последний подраздел – 3.8 раздела 3 посвящен организациям, оказывающим инжиниринговые услуги, за исключением тех, что заключили с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности. Такие страхователи применяют общий тариф страховых взносов в размере 30 процентов, но не начисляют пенсионные взносы с суммы выплат в пользу физлиц, превышающей предельную расчетную базу (п. 13 ч. 1; ч. 3.5 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Правда, для этого им еще полагается соответствовать ряду требований, установленных частью 5.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ:

– доля доходов от реализации инжиниринговых услуг по итогам 9 месяцев года, предшествующего году перехода на льготный тариф, должна составлять не менее 90 процентов всех доходов за указанный период;

– средняя численность работников за 9 месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по льготным тарифам, не может быть менее 100 человек;

– организацией должно быть получено положительное заключение экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам, созданного в соответствии с Законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ.

Соответствующие сведения и отражаются в подразделе 3.8.

Раздел 2. Расчет страховых взносов по тарифу

Раздел 2 претерпел довольно масштабные метаморфозы, поэтому вместо акцентирования внимания на отдельных изменениях целесообразно остановиться на порядке его заполнения в общем.

Как уже упоминалось, если в течение отчетного периода страхователь применял более одного тарифа, то в расчет включается столько страниц раздела 2, сколько тарифов применялось в течение отчетного периода. Следовательно, в специальном поле «Код тарифа» каждого такого раздела 2 должны быть указаны разные значения. Соответствующие коды приведены в приложении к Порядку.

Все данные раздела 2 отражаются нарастающим итогом с начала года и приводятся в разбивке за год, а также за последние три месяца отчетного периода. При этом по строкам 201–260 производится расчет базы для начисления страховых взносов и суммы платежей на обязательное пенсионное страхование, а по строкам 271–276 – на обязательное медицинское страхование.

По строкам 201, 202 и 203 приводится сумма выплат, признаваемых объектом  обложения страховыми взносами (ст. 7 Закона № 212-ФЗ), которые начислены в пользу:

– физлиц 1966 года рождения и старше;

– физлиц 1966 года рождения и старше;

– иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или проживающих в России.

По строкам 211, 212, 213 в аналогичной разбивке отражаются суммы выплат и иных вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами согласно статье 9 Закона № 212-ФЗ и в соответствии с межгосударственными соглашениями.

По тому же принципу по строкам 221, 222, 223 разносятся суммы вычетов, примененных при определении базы для начисления страховых взносов в части, касающейся договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства и пр. Напомним, что согласно пункту 7 статьи 8 Закона № 212-ФЗ в целях расчета взносов во внебюджетные фонды выплаты и вознаграждения по подобным договорам могут быть уменьшены на фактически произведенные исполнителем расходы. При этом такие расходы должны быть документально подтверждены и связаны с извлечением доходов по данному договору. В противном случае они принимаются к вычету по нормативам, приведенным в пункте 7 статьи 8 Закона № 212-ФЗ.

По тем же категориям получателей по строкам 231, 232 и 233 разбивается сумма выплат в пользу физлиц, превышающая предельную величину базы.

А вот база для начисления страховых взносов отдельно указывается только в отношении физлиц разной возрастной категории:

– по строке 240 в отношении физлиц 1966 года рождения и старше (стр. 201 + стр. 203 – стр. 211 – стр. 213 – стр. 221 – стр. 223 – стр. 231 – стр. 233);

– по строке 241 – физлиц 1966 года рождения и старше (стр. 202 – стр. 212 – стр. 222 – стр. 232).

По строкам 250, 251, 252 отражаются суммы начисленных страховых взносов на ОПС:

– на финансирование страховой части трудовой пенсии;

– на финансирование накопительной части трудовой пенсии;

– с суммы превышения предельной базы для начисления взносов.

В строке 260 отражается количество физических лиц, по которым величина базы превысила предельный размер.

Далее производится расчет страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

По строке 271 отражается сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, которые признаются объектом обложения согласно статье 7 Закона № 212-ФЗ, а также начисленные в соответствии с межгосударственными соглашениями. По строке 272 – суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами (ч. 1, 2 статьи 9 Закона № 212-ФЗ). По строке 273 – суммы вычетов, примененных при определении базы для начисления страховых взносов в части, касающейся договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства и пр. По строке 274 – суммы превышения предельной величины базы.

Наконец, сама расчетная база отражается по строке 275 и определяется по формуле:

стр. 271 – стр. 272 – стр. 273 – стр. 274.

Графы строки 276 «Начислено страховых взносов на обязательное медицинское страхование» определяются как произведение значений соответствующих граф строки 275 и тарифа, установленного для уплаты страховых взносов в ФФОМС.

Раздел 1 и Титульный лист

Данные составляющие расчета РСВ-1 претерпели наименьшие изменения. Так, в разделе 1 появилась лишь одна новая строка 145, в которой отражается сумма страховых взносов, уплаченных с начала года за прошлые расчетные периоды.

Что касается титульного листа, то в нем больше нет необходимости отражать регистрационный номер в ТФОМС, а также коды по ОКПО, ОКОПФ и ОКФС. Не отражается на титульном листе теперь и код тарифа. В то же время на нем появилось поле, которое отмечается, если расчет формируется в связи с прекращением деятельности страхователя (в связи с ликвидацией организации или прекращением бизнес-деятельности в качестве индивидуального предпринимателя). Кроме того, появилась возможность указать в поле «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящем расчете, подтверждаю», что расчет представлен правопреемником страхователя. Для этого в указанном поле проставляется цифра 3.

Артем Зуйков, эксперт ООО «Центр экономической информации»

Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 3649 / Комментариев: 3
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.32/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.3 | 25 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться