Журнал «Бухгалтер-Дока
Вопрос-ответ, примеры и комментарии»

Персональный журнал для тех, кто хочет быть в курсе дел.

Выходит два раза  в месяц + Спецвыпуски по отчетности!

 


Листать журнал On-line
Хотите знать как выглядит журнал?
Выгодная стоимость подписки!

Стоимость подписки в 2-3 раза меньше, чем на аналогичные издания!


Содержание номера 19 января 2018

2012 08
БУХУЧЕТ ЛИЗИНГОДАТЕЛЯ: ОТ ПОКУПКИ ДО ВОЗВРАТА ИМУЩЕСТВА


Вернутся к содержанию

Статья на стр. 44: «Отчетность за I квартал 2012 года»

Организация уже не первый год применяет систему налогообложения в виде ЕНВД. И каждый год сталкиваемся с проблемой отражения в декларации за I квартал коэффициента К1. На 2012 год коэффициент-дефлятор установлен в размере 1,4942. Между тем в строке 080 раздела 2 декларации, которая утверждена приказом Минфина от 8 декабря 2008 г. № 137н, для внесения данного показателя отведено поле, в котором можно проставить только три знака после запятой. Можно ли тогда округлить значение коэффициента К1 до трех знаков после запятой?

 

«Вмененный» коэффициент-дефлятор К1 рассчитывается как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ, произошедшее также в минувшем году (ст. 346.27 НК). В соответствии с распоряжением правительства от 25 декабря 2002 г. № 1834-р на Минэкономразвития возложена обязанность не позднее 20 ноября года текущего публиковать в «Российской газете» согласованный с Минфином коэффициент-дефлятор на следующий год.

До недавнего времени, действительно, все устанавливаемые коэффициенты имели три знака после запятой. Так, к примеру, на 2010 год К1 был установлен в размере 1,295, на 2011-й – в размере 1,372 (см., приказы Минэкономразвития от 13 ноября 2009 г. № 465, от 27 октября 2010 г. № 519). В то же время на 2012 год коэффициент-дефлятор К1, необходимый для расчета налоговой базы по ЕНВД, в соответствии с приказом Минэкономразвития от 1 ноября 2011 г. № 612 равен 1,4942.

Налоговым кодексом округление значения корректирующего коэффициента К1 до третьего знака после запятой не предусмотрено. Между тем в декларации, которая была утверждена Минфином от 8 декабря 2008 г. № 137н, место есть только для трех знаков после запятой. Однако это вовсе не означает, что с внесением данного показателя в отчетность у плательщиков ЕНВД возникнут проблемы.

Дело в том, что с отчетности за I квартал 2012 года «вмененщики» должны применять новую форму декларации. Она, равно как и ее электронный формат, утверждена приказом ФНС от 23 января 2012 г. № ММВ-7-3/13. Действующая до этого времени форма декларации приказом Минфина от 27 января 2012 г. № 14н признана утратившей силу. А в новой форме в строке 080 раздела 2 теперь для коэффициента К1 отведено достаточно места.

Кстати говоря, в письме от 19 марта 2012 г. № ЕД-4-3/4552@ представители ФНС уверяют, что в новую форму декларации по ЕНВД никаких существенных изменений внесено не было.

В то же время в титульном листе декларации появились новые реквизиты: «Форма реорганизации, ликвидация (код)» и «ИНН/КПП реорганизованной организации». Требования к оформлению отчета организацией-правопреемником отдельно прописаны в Порядке заполнения декларации. Коды форм реорганизации и код ликвидации организации (обособленного подразделения) указаны в Приложении № 2 к Порядку. В разделе 2 декларации теперь есть реквизит «Коды оказываемых услуг по ОКУН» (код строки 015). Перечень услуг по ОКУН, в отношении которых возможно применение ЕНВД, и их коды указаны в приложении № 7 к Порядку. В ФНС считают, что это позволит налогоплательщику определить правомерность применения системы налогообложения в виде ЕНВД.

Среднесписочная численность сотрудников организации за 2011 год составила 112 человек. Налоговые декларации и отчеты во внебюджетные фонды представляются в электронном виде. Налоговая настаивает на том, что и бухгалтерскую отчетность мы должны представлять по установленным форматам в электронном виде. Правомерно ли требование налоговой, и если да, то утвержден ли формат для представления бухотчетности в электронном виде, который бы учитывал все изменения, внесенные в конце прошлого года в форму баланса?

В соответствии с пунктом 3 статьи 80 Налогового кодекса налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде. В том же порядке следует отчитываться и вновь созданным компаниям, численность сотрудников которых превышает указанный лимит.

Между тем в подпункте 5 статьи 23 Налогового кодекса оговорено, что бухгалтерскую отчетность следует представлять в налоговую инспекцию в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете». В то же время пунктом 6 статьи 13 Закона от 21 ноября 1996 № 129-ФЗ установлено, что бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется в установленной форме на бумажных носителях. И только при наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством РФ. Отсюда можно сделать вывод, что вне зависимости от величины показателя «среднесписочная численность работников» компания не обязана представлять в налоговую бухгалтерскую отчетность в электронном виде.

Тот факт, что Налоговым кодексом и Законом «О бухгалтерском учете» не предусмотрена обязанность представлять бухгалтерскую отчетность исключительно в электронном виде, признают и контролирующие органы. Об этом, в частности, свидетельствуют письма Минфина от 15 января 2008 г. № 03-02-07/1-11, от 24 июля 2009 г. № 03-02-07/1-385, письмо ФНС от 12 июля 2011 г. № ЕД-4-3/11207 и т. д.

Приказом ФНС от 15 февраля 2012 г. № ММВ-7-6/87@ утвержден формат представления бухгалтерской отчетности в электронном виде. Документ применяется начиная с отчетности за I квартал 2012 года.

В какие сроки в этом году следует представить в налоговую инспекцию бухгалтерскую отчетность за I квартал 2012 года? Что входит в ее состав? Нужно ли представлять пояснения к отчетности?

Сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность необходимо не позднее 30 дней по окончании отчетного периода. Об этом сказано в пункте 2 статьи 15 Закона от 21 ноября 1996 г. « 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Аналогичное положение закреплено в пункте 51 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Пунктом 47 ПБУ 4/99 установлено, что в случае, если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком ее представления считается первый следующий за ним рабочий день. Таким образом, поскольку 29–30 апреля, а также 1 мая являются в этом году выходными (см., постановление правительства от 20 июля 2011 г. № 581), то крайний срок представления промежуточной бухгалтерской отчетности за I квартал 2012 года выпадает на 2 мая.

Касательно состава промежуточной отчетности отметим следующее. Согласно пункту 49 ПБУ 4/99 в него включены бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. При этом оговорено, что иное может быть установлено законодательством РФ или учредителями (участниками) организации. Представители ФНС в письме от 6 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7388@ разъяснили, что указанный порядок оформления бухгалтерской отчетности распространяется на все организации, включая тех из них, которые отнесены к субъектам малого предпринимательства.

Напомним, что формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках утверждены приказом Минфина от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Пунктом 6 данного приказа установлено, что субъекты малого предпринимательства в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включают показатели только по группам статей, без детализации показателей по отдельным статьям.

 

Общество занимается оптовой и розничной торговлей. С «розницы» уплачиваем ЕНВД, а в отношении опта применяем упрощенную систему налогообложения. Закон «О бухучете» освобождает «упрощенцев» от ведения бухгалтерского учета. Означает ли это, что при совмещении указанных спецрежимов составлять и представлять бухгалтерскую отчетность следует только в отношении «вмененной» деятельности?

При совмещении «упрощенки» и «вмененки» необходимо вести бухучет и представлять в налоговую инспекцию бухгалтерскую отчетность, сформированную в целом по организации.

Компании, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона от 21 ноября 1996 г. № 229-ФЗ «О бухгалтерском учете» освобождаются от обязанностей по ведению бухгалтерского учета. Подобной льготы для плательщиков ЕНВД законодательство о бухучете не предусматривает.

Исходя из положений пункта 7 статьи 346.26 Налогового кодекса можно сделать вывод, что совмещение УСН и ЕНВД более чем допускается. Данной нормой установлено, что при осуществлении нескольких видов деятельности, один из которых облагается ЕНВД, налогоплательщик должен вести раздельный учет. В случае невозможности разделения расходов между спецрежимами данные затраты распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении УСН и ЕНВД.

В соответствии с подпунктом 5 статьи 23 Налогового кодекса организации обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Законом «О бухгалтерском учете». Исключение из данного правила составляют случаи, когда компания в соответствии с тем же Законом «О бухгалтерском учете» не обязана вести бухучет или освобождена от этого действа. «Вмененщики» под указанное исключение не подпадают – они должны вести учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в общеустановленном порядке, а потому им надлежит вести бухучет и представлять в налоговую бухгалтерскую отчетность.

На то, что в подобных ситуациях, а именно при совмещении УСН и ЕНВД, налогоплательщики должны формировать бухотчетность в целом по организации, не раз указывали контролирующие органы. Данная позиция изложена, в частности, в письмах ФНС от 14 марта 2011 г. № ЕД-4-3/4262@, от 18 июля 2011 г. № ЕД-4-3/11566@, письмах Минфина от 27 октября 2010 г. № 03-11-11/283, от 19 августа 2010 г. № 03-11-06/2/131 и т. д.).

Организация не имеет собственных основных средств, а потому в силу пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса не признается плательщиком налога на имущество. Разъясните, пожалуйста, не возникнет ли у общества обязанность исчислять, уплачивать и представлять авансовый расчет по налогу на имущество в инспекцию в отношении произведенных капвложений в виде неотделимых улучшений арендованного имущества?

Пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса установлено, что объектом обложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе компании в качестве объектов ОС в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

База по налогу на имущество, при определении которой в соответствии со статьей 375 Кодекса учитывается остаточная стоимость ОС, формируется для целей налогообложения по установленным правилам ведения бухучета, утвержденным в учетной политике организации.

Правила формирования в бухучете информации об основных средствах установлены ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н), а также Методическими указаниями, которые Минфин утвердил приказом от 13 октября 2003 г. № 91н. Так, в пункте 5 ПБУ 6/01 закреплено, что в составе основных средств учитываются капитальные вложения в арендованные объекты. А в пункте 29 ПБУ 6/01 сказано, что стоимость объекта учета, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухучета. Таким образом, произведенные арендатором капвложения в арендованный объект основных средств учитываются арендатором до их выбытия. Соответственно, стоимость таких улучшений попадает в базу по налогу на имущество арендатора. А стало быть, возникает необходимость и отчитаться по этому налогу перед инспекцией. Напомним, что форма декларации и авансового расчета по налогу на имущество утверждена приказом ФНС от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895.

Между тем, по мнению представителей Минфина, под выбытием указанных капвложений среди прочего можно понимать окончание договора аренды или возмещение арендодателем стоимости произведенных арендатором улучшений. Об этом говорится, в частности, в письмах Минфина от 3 ноября 2010 г. № 03-05-05-01/48, от 1 ноября 2010 г. № 03-05-05-01/46. Кстати говоря, аналогичная позиция чиновников приведена и в письме Минфина от 24 октября 2008 г. № 03-05-04-01/37. И решением от 27 января 2012 г. № 16291/11 Высший Арбитражный Суд признал его положения соответствующими Налоговому кодексу и Закону «О бухгалтерском учете».

Организации заключили договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков. Минфин настаивает на том, что до его регистрации налоговым органом в I квартале следует уплачивать ежемесячные авансовые платежи в общеустановленном порядке. А как быть, если договор зарегистрирован в середине марта? Какой в подобных случаях действует порядок представления деклараций?

 

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков (далее – КГН) обязан представлять декларации по налогу на прибыль организаций по КГН в налоговую в порядке и сроки, которые установлены статьей 289 Налогового кодекса.

Так, если учетной политикой КГН предусматривается уплата авансовых платежей по итогам отчетных периодов с исчислением в течение таковых ежемесячных авансовых платежей, то первой отчетностью по КГН будет являться налоговая декларация за I квартал 2012 года, представленная после регистрации договора о создании КГН, т. е. не позднее 30 апреля 2012 года.

Если же выбрана уплата авансов исходя из фактически полученной прибыли, то первая налоговая декларация должна быть составлена за тот отчетный период, срок представления налоговой декларации за который следует после даты регистрации договора о создании КГН. К примеру, если договор зарегистрирован 30 марта 2012 года, то в налоговый орган, соответственно, представляется декларация по КГН за три месяца по сроку – не позднее 30 апреля 2012 года. Такие разъяснения даны, в частности, в письме Минфина от 28 февраля 2012 г. № 03-03-10/15.

В первом квартале текущего года организация не имела операций, облагаемых НДС. Можно ли в такой ситуации заявить в декларации за этот период «входной» НДС к возмещению?

Долгое время представители Минфина утверждали, что раз при отсутствии облагаемых НДС операций база по налогу равна нулю, то и применять вычет по НДС в такой ситуации просто невозможно. Такая позиция чиновников изложена в письмах министерства от 8 декабря 2010 г. № 03-07-11/479, от 25 декабря 2007 г. № 03-07-11/642 и т. д. и т. п. Приведенные письма увидели свет значительно позже 2006 года. А ведь именно 3 мая 2006 г. Президиум ВАС принял постановление № 14996/05, в котором сказано буквально следующее: нормами главы 21 Налогового кодекса не установлена зависимость права на применение вычетов НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) от фактического исчисления налога по конкретным операциям, для осуществления которых эти товары (работы, услуги) были приобретены. Реализация товаров (работ, услуг) по конкретным операциям в том же налоговом периоде не является в силу закона условием применения налоговых вычетов. Иными словами, если выполнены условия для применения вычета, обозначенные в статьях 171 и 172 Налогового кодекса, то и при отсутствии выручки налогоплательщик вправе принять к вычету «входной» НДС.

Как видим, даже после выхода данного постановления Президиума ВАС представители Минфина продолжали настаивать на том, что вычет по НДС при нулевой базе налогоплательщику не положен.

Другое дело, что компании, которые осмеливались не согласиться с отказом налоговиков, в суде практически всегда одерживали над ревизорами победу. В подтверждение данного утверждения можно привести многочисленные судебные решения, вынесенные судами по аналогичным спорам в пользу налогоплательщиков (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 20 сентября 2011 г. по делу № А64-5075/08-13, ФАС Уральского округа от 31 августа 2011 г. № Ф09-4710/11, ФАС Северо-Кавказского округа от 25 июля 2011 г. по делу № А32-12498/2010 и т. д.). Вполне возможно, что именно постоянные проигрыши в судах сподвигли ФНС выпустить письмо от 28 февраля 2012 г. № ЕД-3-3/631@. В нем сказано, что даже в случае если у налогоплательщика в истекшем налоговом периоде отсутствуют налогооблагаемые операции, он вправе заявить в декларации, составленный за этот период, «входной» НДС к вычету. Таким образом, как видим, спорная ситуация разрешилась, наконец, в пользу налогоплательщиков.

продолжение читайте в печатной версии журнала

(сделать подписку на журнал можно как сайте так и в любом почтовом отделении России)

Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 1846 / Комментариев: 0
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.36/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.4 | 22 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться