Содержание номера 19 декабря 2018

2012 10
"ЭЛЕКТРОННЫЙ" НДС - ДОКУМЕНТООБОРОТ


Вернутся к содержанию

Статья на стр. 17: «Строгие» бланки вместо ККТ: первостепенный вопрос

При соблюдении ряда условий определенная категория хозяйствующих субъектов вполне может позволить себе отказаться от применения контрольно-кассовой техники при ведении расчетов наличными или с помощью платежных карт. Разберемся, кто же попадает в этот круг счастливчиков.

 

Пунктом 1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ (далее – Закон № 54-ФЗ) предусмотрено, что на территории Российской Федерации в случае продажи товаров, при выполнении работ или оказании услуг за наличный расчет, а также при их оплате платежными картами в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями применяется контрольно-кассовая техника. Однако любое правило имеет исключения. В частности, пункт 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ устанавливает для хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги населению, право отказаться от применения ККТ. Главным условием для его реализации является выдача покупателям взамен кассового чека бланка строгой отчетности.

Порядок ведения расчетов наличными или с помощью платежных карт без применения кассовой техники, то есть с использованием БСО, в силу пункта 2 статьи 54-ФЗ определяется правительством. В этих целях кабинетом министров утверждено постановление от 6 мая 2008 г. № 359, в котором и приведено соответствующее Положение (далее – Положение).

Обратите внимание! Согласно пункту 2.1 статьи 2 Закона 54-ФЗ фирмы и предприниматели, уплачивающие ЕНВД, вправе не использовать ККТ в случае выдачи покупателю по его требованию любого заменяющего кассовый чек документа, подтверждающего прием денежных средств (например, товарного чека, квитанции или иного документа). Однако данная норма не распространяется на хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги населению (письмо Минэкономразвития от 8 апреля 2010 г. № Д05-1018). Иными словами, одновременно отказаться и от выдачи бланков строгой отчетности, и от кассового чека таким налогоплательщикам не удастся вне зависимости от применяемого режима налогообложения.

Замена для кассового чека

В соответствии с пунктом 2 Положения на бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам. Пунктом 3 Положения определены обязательные реквизиты, которые должны содержать подобные документы. На особом счету в данном случае БСО, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Они должны содержать реквизиты, установленные Правилами перевозок пассажиров и багажа указанным транспортом (п. 5.1 Положения).

При этом из содержания пунктов 5-7 Положения можно сделать вывод, что в общем случае разработать форму бланка строгой отчетности каждому хозяйствующему субъекту необходимо самостоятельно.

Так, пунктом 5 Положения предусмотрено, что если какое-либо госведомство наделено полномочиями по утверждению бланков БСО в регулируемой им сфере, то фирмам и предпринимателям, работающим в данной отрасли, также необходимо применять бланк, разработанный представителями данного ведомства (п. 7 Положения). Например, установление форм билета, багажной квитанции и грузовой накладной в гражданской авиации входит в компетенцию Минтранса (п. 5.2.3 Положения о Министерстве транспорта, утв. постановлением правительства от 30 июля 2004 г. № 395). Следовательно, бланки таковых должны спускаться «сверху».

Пунктом 6 Положения предусмотрено, что в случае необходимости исключить из бланка ряд обязательных реквизитов (п. 3 Положения) при оказании услуг учреждениями культуры и услуг физической культуры и спорта, формы таких бланков утверждаются тем органом государственной власти, который регулирует данную сферу деятельности.

Кроме того, обязательны для применения БСО, утвержденные до вступления в силу Положения в соответствии с ранее действовавшим постановлением кабмина от 31 марта 2005 г. № 171. Это предусмотрено абзацем 2 пункта 2 постановления правительства от 6 мая 2008 г. № 359, утвердившего Положение.

В остальном же, если полномочиями по утверждению необходимого фирме БСО не наделено ни одно из госведомств, что имеет место в большинстве случаев, то можно использовать самостоятельно разработанные документы (письмо Минздравсоцразвития от 25 ноября 2008 г. № 9204-ВБ, Информационное письмо Минфина от 22 августа 2008 г. «О порядке утверждения форм бланков строгой отчетности»).

При этом Положение предусматривает два способа изготовления бланков строгой отчетности – в типографии либо с использованием автоматизированных систем (п. 4 Положения). Правда, применение второго способа на практике вряд ли реально. В частности, по мнению финансистов, общие требования, предъявляемые к  автоматизированной системе, не позволяют воспользоваться в этих целях обычным персональным компьютером и принтером (п. 11 Положения, письмо Минфина от 7 ноября 2008 г. № 03-01-15/11-353). Вместе с тем и ответа, что именно за «чудо-техника» это должна быть официальные разъяснения не одержат (письма Минфина от 3 августа 2010 г. № 03-01-15/6-170 и от 3 февраля 2009 г. № 03-01-15/1-43).

Круг избранных

Итак, организации, занимающиеся оказанием услуг населению, могут выдавать своим клиентам вместо кассового чека бланки строгой отчетности. Однако все ли услуги, оказываемые населению, подпадают под такое исключение?

Долгое время Минфин настаивал на том, что принадлежность вида деятельности к деятельности по оказанию услуг населению в целях применения БСО следует определять в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (утв. постановлением Госстандарта от 28 июня 1993 г. № 163). Использование организациями и индивидуальными предпринимателями бланков строгой отчетности, применяемых при оказании услуг населению, не поименованных в ОКУН, неправомерно. В частности, такое мнение финансисты выразили еще в письме от 23 декабря 2011 г. № 03-01-15/8-302. Кроме того, о том, что на услуги, которые в ОКУН не поименованы, положения пункта 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ не распространяются чиновники говорили в письмах от 3 марта 2010 г. № 03-01-15/1-23, от 19 ноября 2009 г. № 03-11-09/377.

Однако в письме от 4 апреля 2012 г. № 03-01-15/3-74 чиновники неожиданно сдали позиции. Ни в Законе № 54-ФЗ, ни в Положении, отметили финансисты, не даются указания на то, каким Перечнем услуг населению следует налогоплательщикам руководствоваться в рассматриваемой ситуации. При этом, как и ранее, они подчеркнули, что в общем случае на сегодняшний день принадлежность вида деятельности к оказываемым населению услугам определяется ОКУН. Однако, признали они, законодательно нигде не закреплено, что перечень поименованных в ОКУН услуг является исчерпывающим. Кроме того, в наименовании некоторых услуг в классификаторе присутствуют «прочие услуги». Таким образом, заключили в Минфине, перечень услуг населению, содержащийся в ОКУН, не является исчерпывающим.

Вместе с тем, несмотря на очевидное изменение позиции Минфина, применять данные разъяснения чиновников на практике все же рискованно. Во-первых, письмо содержит уже привычную оговорку о его всего лишь информационно-разъяснительном характере, который ни в коей мере не исключает иного толкования норм законодательства. Во-вторых, хозяйствующего субъекта, обратившегося в финансовое ведомство, интересовала конкретная ситуация: можно ли отказаться от ККТ и применять БСО при оказании населению юридических услуг? Как видно, прямого ответа на него Минфин не дал.

К сведению! Пленум ВАС в пункте 4 постановления от 31 июля 2003 г. № 16 указал, что пункт 2 статьи 2 Закона 54-ФЗ применяется в случае оказания услуг населению, то есть гражданам, в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя. Иными словами, расчеты с ИП можно оформлять с использованием БСО, и налоговики не вправе в подобной ситуации штрафовать хозяйствующего субъекта за неприменение ККТ (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23 декабря 2008 г. № Ф04-7997/2008(18316-А03-3)).

Александра Никитина, эксперт ООО «Центр экономической информации»

Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 2084 / Комментариев: 0
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.46/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.5 | 35 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться