|
|||
Вернутся к содержанию
Статья на стр. 4: Расчеты с внебюджетными фондами: Минтруд разъясняет
Законодательство о страховых взносах во внебюджетные фонды все еще достаточно молодое, а потому оно подвержено регулярной «шлифовке», к которой прикладывают руку как законодатели, так и судебная практика. О последних поправках в этой сфере, а также о практике применения соответствующих нововведений в текущем году на прошедшей накануне в Москве конференции рассказала заместитель директора департамента развития социального страхования Минтруда Любовь Котова.
Рассказывая об изменениях в исчислении и уплате страховых взносов во внебюджетные фонды, в первую очередь представитель Минтруда коснулась поправок, внесенных в законодательство о страховых взносах Законом от 3 декабря 2012 года № 243-ФЗ (далее – Закон № 243-ФЗ).
Напомним, что данным законодательным актом прежде всего продлен переходный период к исчислению страховых взносов по полным тарифам (ст. 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, далее – Закон № 212-ФЗ). Вплоть до 2015 года включительно им сохранены следующие тарифы взносов: 22 процента – в ПФР, 2,9 процента – в ФСС, и 5,1 процента – в ФФОМС. Но при этом оставлена в силе и регрессивная шкала тарифов пенсионных взносов. Так, тариф в размере 22 процентов применяется при расчете взносов с выплат, не превышающих предельную базу для начисления платежей во внебюджетные фонды. Напомним, что в 2013 году она составляет 568 000 руб. (постановление правительства от 10 декабря 2012 г. № 1276). Суммы пенсионных взносов с выплат, превышающих данную величину, вплоть до 2015 года включительно должны уплачиваться по тарифу 10 процентов.
Помимо этого Законом № 243-ФЗ были введены дополнительные тарифы пенсионных взносов для отдельных категорий плательщиков, скорректированы условия признания застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования временно пребывающих в нашей стране иностранцев и лиц без гражданства, а также изменен порядок расчета взносов индивидуальными предпринимателями, уплачиваемых, что называется, за себя. Впрочем, последнего нововведения Любовь Котова, по всей видимости, с учетом грядущих новых изменений в этой сфере, касаться не стала.
Дополнительные тарифы пенсионных взносов
Итак, с 1 января 2013 года Закон № 212-ФЗ дополнен новой статьей – 58.3, устанавливающей дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР для отдельных категорий плательщиков, а именно для лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, то есть еще до достижения ими общего пенсионного возраста.
Так, во-первых, взносы в Пенсионный фонд сверх их величины, рассчитанной по общим правилам, страхователям придется уплачивать с выплат в пользу сотрудников, занятых на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). В 2013 году в ПФР подлежит уплате 4 процента от начисленных им сумм, в 2014 г. – 6 процентов, а с 2015 г. – 9 процентов.
Во-вторых, дополнительный тариф взносов в Пенсионный фонд предусмотрен в отношении выплат в пользу физлиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2–18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ). С таковых в ПФР в 2013 году должны перечисляться страховые взносы по ставке 2 процента, в 2014 году – 4 процента, с 2015 года – 6 процентов.
При этом частью 4 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ установлена возможность освобождения плательщиков от уплаты указанных дополнительных страховых взносов, но…
Такое освобождение может быть предоставлено по результатам специальной оценки условий труда, которая должна проводиться в порядке, установленном отдельным федеральным законом. Между тем, как рассказала Любовь Котова, на сегодняшний день таковой существует лишь в виде законопроекта, вступление в силу которого планируется только с начала 2014 года. При этом придавать его положениям обратную силу не предполагается. Иными словами, на правоотношения, возникшие ранее указанной даты, то есть, в частности, с 2013 года, когда и вступили в силу дополнительные тарифы взносов в ПФР, он распространяться не будет.
Что же касается исчисления пенсионных взносов по дополнительному тарифу, то прежде всего замдиректора департамента Минтруда обратила внимание страхователей на то, что предельная величина базы для расчета платежей во внебюджетные фонды в данном случае не применяется (ч. 3 ст. 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Взносами по данному тарифу, указала Любовь Котова, облагаются выплаты в пользу физлиц, что называется, «с нуля и до бесконечности». При этом каких-либо дополнительных исключений из объекта обложения страховыми взносами, установленного пунктом 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, помимо сумм, перечисленных в статье 9 Закона № 212-ФЗ, отметила представитель Минтруда, в данном случае не предусматривается. В том числе, указала она, это означает, что выработка работником стажа для назначения досрочной пенсии не является основанием для прекращения начисления пенсионных взносов с выплат в его пользу по дополнительному тарифу.
Единственный нюанс, который в данном случае учитывается, это лишь частичная занятость работника на работах, позволяющих ему досрочно выйти на пенсию. В таком случае, пояснила Котова, взносы в ПФР по дополнительным тарифам нужно начислять лишь на «вредную» часть его зарплаты, определять которую необходимо пропорционально времени, отработанному сотрудником в тяжелых и обычных условиях. По ее словам, действующее законодательство не дает ответа на вопрос, в каком порядке исчисляются дополнительные взносы в указанной ситуации. В связи с этим было принято решение данный вопрос прояснить в специальном разъяснении, которое в ближайшее время будет издано совместными усилиями представителей Минтруда и ПФР.
Обратите внимание! Вне зависимости от возраста застрахованного лица пенсионные взносы с выплат в его пользу по дополнительному тарифу уплачиваются исключительно на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Временно пребывающие иностранцы
Еще с начала 2012 г. в Законе от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (далее – Закон № 167-ФЗ) появились положения, в соответствии с которыми при определенных условиях застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования могут быть признаны в том числе временно пребывающие в России иностранцы и лица без гражданства (п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ). Для этого достаточно было, чтобы работодателем был заключен с ними трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев.
Одновременно был скорректирован и подпункт 15 пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ. Напомним, что согласно таковому суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в России, освобождены от уплаты взносов во внебюджетные фонды. С начала 2012 года в нем появилась приписка «за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования».
Согласно поправкам, внесенным Законом № 243-ФЗ в пункт 1 статьи 7 Закона № 167-ФЗ, с начала 2013 года застрахованными лицами временно пребывающие в России иностранцы и лица без гражданства признаются при заключении с ними трудового договора на неопределенный срок, а также срочного трудового договора или срочных трудовых договоров продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года. Такое уточнение, как пояснила представитель Минтруда, было связано с тем, что многие страхователи, перезаключив трудовой договор с временно пребывающим мигрантом на срок менее полугода, как не платили взносы с выплат в его пользу до 2012 года, так не платили и в 2012 году. В связи с этим и была внесена поправка, согласно которой теперь шестимесячный срок «собирается» по всем трудовым договорам, заключенным одним работодателем с временно пребывающим иностранцем в течение года.
Вместе с тем такие условия приобретения временно пребывающими мигрантами статуса застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования могут привести к тому, что таковой будет присвоен ему уже задним числом. Так, даже если первоначально с мигрантом был заключен трудовой договор на срок менее полугода и лишь с учетом дальнейшего продления превысил 6 месяцев, то, по сути, иностранца следует считать застрахованным лицом уже с момента первоначального заключения договора. В этом случае, пояснила Котова, страхователю необходимо произвести перерасчет страховых взносов с начала соответствующего месяца отчетного периода, в котором был первоначально заключен трудовой договор. Иными словами, во-первых, работодателю надлежит исчислить и доплатить пенсионные взносы в отношении всех выплат, произведенных в рамках такого трудового договора с момента его подписания, а во-вторых, представить в ПФР уточненные расчеты РСВ-1. Вместе с тем, успокоила она, поскольку до продления трудового договора оснований считать работника-мигранта застрахованным лицом и уплачивать с выплат в его пользу пенсионные взносы не было, речь в данном случае не идет об ошибке или неправомерной неуплате взносов по иным причинам. Следовательно, никаких пеней или штрафов в подобной ситуации не последует. Собственно говоря, аналогичные разъяснения были даны Минтруда в письме от 27 февраля 2013 г. № 17-4/342.
Отдельного внимания, по мнению Котовой, заслуживают так называемые «переходные» трудовые договора с временно пребывающими мигрантами, то есть заключенные еще в 2012 году, но заканчивающиеся уже в 2013 году. Как сообщила представитель Минтруда, в министерстве разрабатывается специальный законопроект, посвященный порядку начисления взносов в подобной ситуации. Пока же, пояснила она, если трудовой договор заключен на полгода и больший срок, то мигрант, временно пребывающий в России, однозначно считается застрахованным в месяцах действия такого договора, пришедшихся на 2012 год. Что касается месяцев действия договора в рассматриваемой ситуации в 2013 году, то иностранец будет признаваться застрахованным лицом только в том случае, если количество таковых, в том числе в совокупности со сроком продления договора или сроком нового трудового договора, составит не менее шести месяцев в расчете на 2013 год.
К сведению! За полугодие 2013 года отчитываться перед Фондом социального страхования необходимо уже по новой форме расчета 4-ФСС, утвержденной приказом Минтруда от 19 марта 2013 года № 107н, который пока находится на регистрации в Минюсте. Об этом сообщила на конференции в Москве замдиректора департамента развития социального страхования Минтруда Любовь Котова.
Объект обложения страховыми взносами
Помимо нововведений текущего года замдиректора департамента развития социального страхования Минтруда не обошла вниманием и вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, возникающие не первый год, в частности, относительно объекта обложения взносами и исключаемых из него выплат.
Так, прежде всего любовь Котова обратила внимание страхователей на тот факт, что с 2011 года вместо выплат по трудовым договорам к объекту обложения страховыми взносами отнесены выплаты в рамках трудовых отношений (п. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ). В данном случае, указала она, следует иметь в виду, что произведенными в рамках трудовых отношений следует считать и те выплаты, которые установлены законодательством, в частности, средний заработок, сохраняемый за работником в соответствии с Трудовым кодексом. Иными словами, они облагаются взносами во внебюджетные фонды в общем порядке вне зависимости от того, что не упомянуты в трудовом договоре. Как пояснила представитель Минтруда, сложность в данном случае заключается в том, что многолетний опыт работы с ЕСН и непосредственно со страховыми взносами в первый год их существования говорит об обратном. Однако, подчеркнула она, страхователям уже давно пора перестроиться. В том числе это касается и выплат в пользу работников, производимых за счет чистой прибыли: в отличие от ЕСН страховые взносы начисляются и на таковые.
Вместе с тем, указала Любовь Котова, не являются объектом обложения страховыми взносами выплаты в пользу семьи работника. Однако здесь нужно четко понимать, какие суммы можно квалифицировать подобным образом. Так, если страхователь самостоятельно оплачивает обучение ребенку сотрудника или приобретет ему путевку в лагерь, то можно говорить о выплатах в пользу семьи работника, не являющихся объектом обложения страховыми взносами. Однако в ситуации, когда страхователь компенсирует сотруднику расходы на ту же путевку, речь идет о выплате в пользу самого работника, которая должна облагаться взносами во внебюджетные фонды в общем порядке.
Материальная помощь работнику
Как рассказала замдиректора департамента развития социального страхования Минтруда Любовь Котова, статьей 9 Закона № 212-ФЗ от обложения страховыми взносами освобождены отдельные виды материальной помощи. Это единовременная материальная помощь (подп. 3 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ):
– физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
– работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
– работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения), но не более 50 000 рублей на каждого ребенка.
Кроме того, не облагаются страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 рублей на одного работника за расчетный период (подп. 11 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).
Как пояснила Котова, под единовременной материальной помощью в данном случае следует понимать материальную помощь, выплачиваемую один раз по одному основанию в течение расчетного периода. В этом смысле, если в течение года умерли оба родителя работника, то обе суммы материальной помощи (в связи со смертью отца и матери) не будут облагаться страховыми взносами, поскольку выплачиваются они по разному основанию. Но следует помнить, подчеркнула представитель Минтруда, что в соответствии с Семейным кодексом к членам семьи относятся лишь дети, супруги и родители.
Что же касается матпомощи в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством, то в данном случае, как обратила внимание страхователей Любовь Котова, помимо заявления от работника на материальную помощь, для освобождения ее суммы от страховых взносов необходимо документальное подтверждение расходов материального ущерба или вреда здоровью, причиненных работнику, либо, если не было материальных расходов – факта наличия чрезвычайных обстоятельств, например получения травмы и т.п.
В отношении материальной помощи в связи с рождением ребенка представитель Минтруда указала, что не облагаемый взносами лимит таковой установлен в расчете на каждого родителя. Таким образом, страхователю как минимум нет нужды выяснять, получал ли второй родитель подобную выплату по своему месту работы, если у него трудится только один из родителей. Как максимум, если у страхователя работают оба родителя, каждому из них может быть выплачено по 50 000 руб. в виде материальной помощи без уплаты страховых взносов.
Подарки в базе по страховым взносам
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона № 212-ФЗ выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, к объекту обложения страховыми взносами не относятся. Соответственно не облагаются взносами и денежные средства или стоимость имущества, переданные по договору дарения. Однако в свое время Минздравсоцразвития настаивало на том, чтобы в целях освобождения от уплаты страховых взносов договор дарения в обязательном порядке был заключен в письменной форме. Кроме того, чиновники отмечали, что если выдача подарков, не оформленных договорами дарения, предусмотрена в трудовом (коллективном) договоре, то их стоимость необходимо включить в базу по взносам (см., напр., письма Минздрава от 5 марта 2010 г. № 473-19, от 19 мая 2010 г. № 1239-19). А в письме от 12 августа 2010 г. № 2622-19 Минздравсоцразвития вообще сказано, что вознаграждения в связи с праздничными и юбилейными датами, выплачиваемые работникам организации, признаются объектом обложения страховыми взносами как выплаты, производимые в рамках трудовых отношений.
Но, как пояснила замдиректора департамента развития социального страхования Минтруда Любовь Котова, как преемник Минздравсоцразвития, Минтруд не разделяет точку зрения о том, что рассматриваемый договор дарения непременно должен быть заключен в письменной форме, тем более, если стоимость презента не превышает 3 тысячи рублей. Дело в том, что в соответствии со статьей 574 Гражданского кодекса в общем случае он может быть заключен как в письменной, так и в устной форме. Таким образом, переданные работникам на основании договора дарения, к примеру, денежные суммы объектом обложения страховыми взносами не являются.
Между тем в Минтруда призывают страхователей не злоупотреблять с раздачей подарков. Ведь если окажется, что презенты сотрудники получают ежемесячно, то такие бонусы могут быть квалифицированы как составная часть оплаты труда. А в этом случае имеет место быть объект обложения страховыми взносами.
Обратите внимание! Как пояснила Любовь Котова, выходные пособия освобождаются от уплаты страховых взносов только в том случае, если выплачены работнику по основаниям, прямо предусмотренным Трудовым кодексом. При этом увольнение по соглашению сторон или по собственному желанию к таковым не относится.
Эльмира Суханова, эксперт ООО «ЦЭИНФ»