|
|||
Вернутся к содержанию
Статья на стр. 16: Расчет РСВ-1 ПФР за полугодие 2013 г.
Не позднее 15 августа текущего года работодатели-плательщики страховых взносов обязаны отчитаться перед ПФР по соответствующим платежам на обязательное медицинское и пенсионное страхование за полугодие 2013 года. Одновременно в Пенсионный фонд подлежит представлению отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету.
Форма расчета РСВ-1 ПФР и Порядок ее заполнения утверждены приказом Минтруда от 28 декабря 2012 г. № 639н (далее – Порядок). Она является единой формой отчетности по пенсионным взносам, а также взносам на обязательное медицинское страхование.
Расчет включает в себя титульный лист и пяти разделов:
– раздела 1 «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам»;
– раздела 2 «Расчет страховых взносов по тарифу и по дополнительному тарифу»;
– раздела 3 «Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов»;
– раздела 4 «Суммы доначисленных страховых взносов с начала расчетного периода»;
– раздела 5 «Сведения, необходимые для применения положений пункта 1 части 3 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ организациями, осуществляющими выплаты и иные вознаграждения в пользу обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения за деятельность в студенческом отряде по трудовым договорам или гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг».
Заполненный расчет подлежит представлению в территориальное отделение ПФР по месту учета (п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, далее – Закон № 212-ФЗ). При численности физлиц, получивших в предшествующем году вознаграждения от плательщика страховых взносов менее 50 человек, страхователь вправе сдать расчет в территориальное отделение Пенсионного фонда на бумажном носителе. Такое же правило установлено для вновь созданных организаций, в том числе для возникших в результате реорганизации. Только численность физлиц они рассчитывают за текущий отчетный (расчетный) период. В противном случае плательщики страховых взносов обязаны отчитываться перед ПФР по установленным форматам в форме электронных документов (ч. 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Формат расчета, представляемого в электронном виде, утвержден распоряжением правления ПФР от 21 марта 2013 г. № 97р.
Однако, как правило, сотрудники ПФР требуют, чтобы электронный аналог расчета, сформированный по установленным форматам, сопровождал и «бумажную» отчетность. Другое дело, что подписью плательщика страховых взносов удостоверяется при этом именно расчет на бумажном носителе.
«Условные» разделы
Сведения в разделы с 3 по 5 нужно вносить только при наличии показателей, отражаемых в них. В противном случае включать их в состав расчета не нужно.
Например, раздел 4 заполнить необходимо только страхователям, которым в полугодии 2013 г. были доначислены страховые взносы за предыдущие отчетные (расчетные) периоды как инспекторами ПФР, так и ими самими. В графе 2 отражается год, за который произведено доначисление, в графе 3 – месяц. В графах 4,5 и 6 отражается доначисленная сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с разбивкой на страховую и накопительную части трудовой пенсии, а также на обязательное медицинское страхование.
Раздел 5 следует оформить лишь при наличии, что в полугодии плательщиком страховых взносов производились выплаты, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 9 Закона № 212-ФЗ. Речь идет о вознаграждениях за деятельность в студенческом отряде, включенном в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, если они выплачены:
– в пользу лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования по очной форме обучения;
– на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ и (или) оказание услуг.
Раздел 3 расчета включает в себя 8 подразделов – 3.1-3.8, каждый из которых подлежит заполнению только в случае применения страхователем пониженного тарифа страховых взносов на соответствующем основании.
Обратите внимание! Плательщики, которые применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные Законом № 212-ФЗ, не исчисляют пенсионные взносы с суммы превышения выплат в пользу физлица над предельным размером расчетной базы (ч. 4 ст. 8, ст. 58, 58.1 Закона № 212-ФЗ).
При применении пониженных тарифов в отношении выплат в пользу инвалидов I, II и III группы, то есть помимо прочего в том случае, когда таковой ниже страхового тарифа применяемого плательщиком взносов в целом, в состав расчета должен входить подраздел 3.1 (п. 8.1 Порядка). Если в целом страхователь вправе применять более низкий тариф, нежели установленный для вознаграждений работникам-инвалидам, то именно его и следует применять в том числе и в отношении таких выплат (письмо Минздравсоцразвития от 15 марта 2012 года № 19-6/3012573-1842). Следовательно, и подраздел 3.1 в таком случае заполнению не подлежит.
Общественные организации инвалидов, в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды и их представители составляют не менее 80 процентов, формируют подраздел 3.2 (п. 9.1 Порядка). Организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, заполняют подраздел 3.3 (п. 10.1 Порядка).
Подраздел 3.4 предназначен для организаций, применяющих пониженный тариф взносов на основании ведения деятельности в области информационных технологий (п. 11.1 Порядка).
В подразделе 3.5 расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа производят организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством, выпуском в свет (в эфир), изданием средств массовой информации (за исключением СМИ рекламного и (или) эротического характера) (п. 12.1 Порядка).
«Упрощенцы», основной вид деятельности которых позволяет уплачивать взносы по сниженным ставкам, формируют подраздел 3.6 (п. 13.1 Порядка). Для это доходы от такого вида деятельности должны составлять не менее 70 процентов в общей структуре доходов. Но как следует из письма Минтруда от 3 апреля 2013 года № 17-4/551 определять эту долю можно в совокупности по кодам ОКВЭД, входящим в один класс, соответствующий виду деятельности, дающему праву на применение пониженных тарифов страховых взносов.
Подраздел 3.7 заполняют некоммерческие организации, которые ведут деятельность в области социального обслуживания, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства, массового спорта и применяют УСН (п. 14.1 Порядка).
Наконец, подраздел 3.8 раздела 3 посвящен организациям, оказывающим инжиниринговые услуги (п. 15.1 Порядка).
Титульный лист, разделы 1 и 2 оформляются всеми страхователями независимо от того, есть расчетная база и суммы страховых взносов к уплате или нет.
Раздел 2. Расчет по тарифам
Раздел 2 содержит три подраздела:
– 2.1 «Расчет страховых взносов по тарифу»;
– 2.2 «Расчет страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в части 1 статьи 58.3 закона 3 212-ФЗ»;
– 2.3 «Расчет страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в части 2 статьи 58.3 закона 3 212-ФЗ».
Подраздел 2.2 заполняется плательщиками страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений в пользу сотрудников, занятых на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», далее – Закон № 173-ФЗ). В 2013 году с таковых в ПФР подлежит уплате 4 процента от начисленных им сумм сверх общего тарифа.
Общую сумму соответствующих выплат и вознаграждений нарастающим итогом и за апрель, май, июнь, следует отразить по строке 280. По строке 281 из нее в аналогичном разрезе необходимо выделить суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами согласно статье 9 Закона № 212-ФЗ. По строке 282 – суммы вычетов, примененных при определении базы для начисления страховых взносов в части, касающейся договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства и пр. Напомним, что согласно пункту 7 статьи 8 Закона № 212-ФЗ в целях расчета взносов во внебюджетные фонды выплаты и вознаграждения по подобным договорам могут быть уменьшены на фактически произведенные исполнителем расходы. При этом такие расходы должны быть документально подтверждены и связаны с извлечением доходов по данному договору. В противном случае они принимаются к вычету по нормативам, приведенным в пункте 7 статьи 8 Закона № 212-ФЗ.
В строку 283 заносится база для начисления страховых взносов, рассчитываемая как разница строк 280, 281 и 282 по соответствующим графам. В строке 284 указываются непосредственно суммы взносов, начисленные по дополнительному тарифу нарастающим итогом и за апрель, май, июнь. В строке 285 - количество физлиц, с выплат которым они начислены.
В аналогичном порядке заполняется подраздел 2.3 по строкам 290-295, но только плательщиками страховых взносов в отношении выплат в пользу физлиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2– 18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ. С таковых в ПФР в 2013 году должны перечисляться страховые взносы по ставке 2 процента.
Подраздел 2.1 заполняется в отношении выплат, страховые взносы с которых рассчитываются по тарифу, применяемому в целом по страхователю. В связи с этим, в частности, во-первых, если в течение отчетного периода им применялось более одного тарифа, то в расчет включается столько страниц подраздела 2.1, сколько тарифов применялось в течение отчетного периода. Во-вторых, в подразделе 2.1 прежде всего подлежит отражению «Код тарифа» по которому он заполняется. Следовательно, в каждом отдельном подразделе 2.1 должны быть указаны разные его значения. Соответствующие коды приведены в приложении к Порядку.
Все данные подраздела 2.1 отражаются нарастающим итогом с начала года и за последние три месяца отчетного периода, то есть в нашем случае апрель, май, июня. При этом по строкам 201–261 производится расчет базы для начисления страховых взносов и суммы платежей на обязательное пенсионное страхование, а по строкам 271–276 – на обязательное медицинское страхование.
По строкам 201, 202 и 203 приводится сумма выплат, признаваемых объектом обложения страховыми взносами (ст. 7 Закона № 212-ФЗ), которые начислены в пользу:
– физлиц 1966 года рождения и старше;
– физлиц 1967 года рождения и моложе;
– иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или проживающих в России.
По строкам 211, 212, 213 в аналогичной разбивке отражаются суммы выплат и иных вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами согласно статье 9 Закона № 212-ФЗ и в соответствии с межгосударственными соглашениями.
По тому же принципу по строкам 221, 222, 223 разносятся суммы вычетов, предусмотренных пунктом 7 статьи 8 Закона № 212-ФЗ.
По тем же категориям получателей по строкам 231, 232 и 233 разбивается сумма выплат в пользу физлиц, превышающая предельную величину базы.
База для начисления пенсионных взносов отдельно указывается:
– по строке 240 в части взносов, перечисляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии (стр. 201 + стр. 203 – стр. 211 – стр. 213 – стр. 221 – стр. 223 – стр. 231 – стр. 233);
– по строке 241 в части взносов, перечисляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии (стр. 202 – стр. 212 – стр. 222 – стр. 232).
По строкам 250, 251, 252 отражаются суммы начисленных страховых взносов на ОПС:
– на финансирование страховой части трудовой пенсии;
– на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
– с суммы превышения предельной базы для начисления взносов.
В строке 260 отражается количество физических лиц, с выплат которым начислены страховые взносы в соответствии с тарифом, по которому заполняется раздел 2.1. В строке 261 – физлиц, по которым величина базы превысила предельный размер.
Далее производится расчет страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
По строке 271 отражается общая сумма выплат физлицам, признаваемых объектом обложения согласно статье 7 Закона № 212-ФЗ, а также в соответствии с межгосударственными соглашениями, нарастающим итогом сначала года и за апрель, май, июнь. По строке 272 в аналогичной разбивке – суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами (ст. 9 Закона № 212-ФЗ). По строке 273 – суммы вычетов, примененных при определении базы для начисления страховых взносов в части, касающейся договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства и пр. По строке 274 – суммы превышения предельной величины базы.
Наконец, сама расчетная база отражается по строке 275 и определяется по формуле:
стр. 271 – стр. 272 – стр. 273 – стр. 274.
Графы 4-6 строки 276 «Начислено страховых взносов на обязательное медицинское страхование» определяются как произведение значений соответствующих граф строки 275 и тарифа, установленного для уплаты страховых взносов в ФФОМС. Графа 3 строки 276 – путем суммирования графы 3 строки 276 подраздела 2.1 по соответствующему коду тарифа расчета РСВ-1 за I квартал 2013 г. и значений граф 4-6 строки 276 текущего расчета.
Предельная база для начисления взносов
Страховые взносы в бюджет каждого из фондов исчисляются отдельно, но принципы определения расчетной базы действуют одни и те же. Данный показатель представляет собой сумму выплат в пользу физлиц за отчетный период за вычетом сумм, не признаваемых объектом обложения платежами во внебюджетные фонды или освобожденных от них согласно статье 9 Закона № 212-ФЗ. Для начисления взносов база рассчитывается отдельно в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала года по истечении каждого календарного месяца. В расчете на каждого застрахованного лица она имеет предельное значение. В 2013 году оно составляет 568 000 руб. (постановление правительства от 10 декабря 2013 г. № 1276). Страховые взносы с выплат, превышающих данный порог, по общему правилу не начисляются. Исключением являются только взносы в Пенсионный фонд. Ими облагается и сумма превышения, но по сниженному тарифу в размере 10 процентов и только теми страхователями, которые в целом применяют общий тариф страховых взносов (ч. 4 ст. 8 и ч. 1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ). Кроме того, не действует предельный размер базы для начисления взносов, при расчете таковых в ПФР по дополнительному тарифу.
Взносы по дополнительному тарифу
По дополнительному тарифу пенсионные взносы подлежат уплате помимо взносов, рассчитанных по тарифу, применяемому страхователем в целом, а не вместо таковых. При этом они подлежат начислению со всей суммы выплат в пользу работника соответствующей категории без учета предельного размера расчетной базы, установленной на год. Каких-либо исключений из общего объекта обложения страховыми взносами в целях расчета взносов в ПФР по дополнительному тарифу также не предусмотрено. Это означает, что выплаты, облагаемые пенсионными взносами в принципе, облагаются и взносами по доптарифу. Однако ключевым моментом в данном случае является занятость сотрудника на видах работ, дающих ему право на досочную пенсию по старости.
Закон № 212-ФЗ не регламентирует порядок расчета страховых взносов по дополнительному тарифу, если работник совмещает труд в обычных и тяжелых (опасных) или вредных условиях. Представители Минтруда восполнили этот пробел в письме от 23 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2309. Начислять допвзносы в ПФР в рассматриваемой ситуации необходимо пропорционально фактически отработанному сотрудником времени на «вредных» работах. Для этого исходя из данной пропорции необходимо «поделить» все начисленные в пользу данного работника выплаты и вознаграждения (включая премии, годовое вознаграждение, материальную помощь, единовременное вознаграждение к отпуску, отпускные и др.). В качестве базы для расчета допвзносов при этом послужит та часть выплат, которая относится к времени, отработанному сотрудником непосредственно во вредных условиях. При этом страховые взносы по общему тарифу в данном случае подлежат расчету с общей суммы выплат в пользу работника, облагаемых страховыми взносами, которая не превышает предельной базы.
При этом если по тем или иным причинам хотя бы на месяц сотрудник был «отлучен» от «вредных» работ, то взносы по дополнительному тарифу за этот месяц уплате не подлежат. Такие разъяснения дал Минтруд в письме от 29 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-241. А как следует из письма ведомства от 30 апреля 2013 г. № 17-4/727 в том числе начисленные в это месяце не облагаются пенсионными взносами по доптарифу даже те выплаты, которые относятся к периоду, когда работник трудился во вредных условиях труда. Как пояснили чиновники, применение дополнительного тарифа зависит от момента начисления выплат и не зависит от периода, за который они выплачиваются. Это значит, что действует и обратное правило. Если, к примеру, премия была начислена сотруднику в месяце, когда он работает во вредных условиях труда, то даже если она относится к году его работы, когда он трудился в нормальных условиях, с ее суммы должны быть уплачены в ПФР взносы по доптарифу.
Раздел 1. Единые цифры
Раздел 1 сводит воедино данные по страховым взносам всех заполненных подразделов 2.1, а также раздела 4. Все показатели в нем отражаются в разбивке по фондам, а в отношении ПФР – по частям трудовой пенсии, на финансирование которой направлены взносы, а также по видам дополнительных тарифов (графы 3–7).
По строке 100 отражается остаток страховых взносов, подлежащих уплате на начало расчетного периода. Данный показатель должен быть равен значению строки 150 раздела 1 расчета РСВ-1 ПФР за 2012 год. В строке 110 указываются суммы страховых взносов, начисленные с начала года:
– в графе 3 – сумма значений строк 250 и 252 по графе 3 всех заполненных подразделов 2.1 по всем кодам тарифов;
– в графе 4 – сумма значений строк 251 по графе 3 всех заполненных подразделов 2.1 по всем кодам тарифов;
– в графе 5 – сумма значений строк 284 по графе 3 подраздела 2.2.
– в графе 5 – сумма значений строк 294 по графе 3 подраздела 2.3.
– в графе 7 – сумма значений строк 276 по графе 3 всех заполненных подразделов 2.1 по всем кодам тарифов.
По строкам 111–113 эти суммы расшифровываются за каждый из трех последних месяцев отчетного периода, то есть в нашем случае – за апрель, май и июнь. В данном случае суммируются значения тех же строк подразделов 2, но по графам 4, 5 и 6 соответственно.
Строка 114 является итоговой, и ее показатель должен быть равен сумме значений строк 111–113.
В строке 120 отражаются суммы страховых взносов:
– доначисленные страхователю инспекторами ПФР согласно вступившим в отчетном периоде решениям о привлечении к ответственности;
– доначисленные в отчетном периоде самим страхователем.
Показатели данной строки по графам 3-5 должны быть равны значениям строки «Итого доначислено» раздела 4 расчета по графам 4–6 соответственно.
Отдельно, по строке 121 графы 3, отражаются страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии, доначисленные с сумм, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов.
Итоговые суммы страховых взносов, подлежащие уплате за отчетный период, отражаются по строе 130 и рассчитываются по формуле (по соответствующим графам):
стр. 130 = стр. 100 + стр. 110 + стр. 120.
Суммы страховых взносов, уплаченные нарастающим итогом с начала года и до окончания отчетного периода, то есть по состоянию на 30 июня 2013 года, указываются по строке 140. В строках 141–143 отдельно прописываются суммы страховых взносов, уплаченные в последних трех месяцах отчетного периода, то есть в нашем случае в апреле, мае и июне. Сумма значений этих строк отражается по строке 144. В строке 145 нужно справочно выделить суммы страховых взносов за прошлые годы, которые страхователь уплатил в течение отчетного периода.
Остаток страховых взносов, подлежащий уплате на конец отчетного периода, то есть по состоянию на 30 июня 2013 года, который отражается по строке 150, рассчитывается как разница значений по строкам 130 и 140.
Проблемы округления
Пунктом 7 статьи 15 Закона № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ) предусмотрено, что сумма страховых взносов подлежит уплате в соответствующие государственные внебюджетные фонды в полных рублях: менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляется до полного рубля.
Между тем в расчете РСВ-1 ПФР по взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование стоимостные показатели, напротив, подлежат указанию без округления, то есть в рублях и копейках. Исключением являются только некоторые таблицы раздела 3, где производится расчет соответствия условиям применения пониженных тарифов страховых взносов различными категориями страхователей.
Очевидно, что если суммы начисленных взносов отражать в расчете с копейками (стр. 130 расчета РСВ-1), а уплаченные – в полных рублях (стр. 140 расчета РСВ-1), неминуемо возникает разница в виде отброшенных или, наоборот, «добавленных» при округлении копеек, а иными словами, задолженность или переплата по страховым взносам (стр. 150 расчета РСВ-1). Однако, как указали представители Минтруда в письме от 16 февраля 2013 г. № 17-4/264, рассматривать такую задолженность как недоимку неправомерно. Согласно части 9 статьи 2 Закона № 212-ФЗ, пояснили они, таковой признается сумма страховых взносов, не уплаченных в предусмотренной Законом № 212-ФЗ срок. Применение установленных правил округления к ее возникновению не ведет. Среди прочего, это означает, что инспекторы ПФР не вправе требовать уплаты или взыскивать сумм рассматриваемой задолженность, а также начислять пени на ее сумму или привлекать к ответственности за ее неуплату.
Ольга Кутько, эксперт ООО «ЦЭИНФ»