Содержание номера 21 сентября 2018

2013 13
НАЛОГОВОЕ БУДУЩЕЕ ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ


Вернутся к содержанию

Статья на стр. 4: Налоговое будущее по основным направлениям

Основные направления налоговой политики РФ, по сути, не являются нормативным правовым актом. Однако и недооценивать данный документ нельзя. Его положения учитываются при планировании федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также служат базой для подготовки изменений в законодательство о налогах и сборах. В конце мая правительство одобрило «ненормативный» документ, очерчивающий налоговые перспективы на 2014 года и на плановый период 2015 и 2016 года. Посмотрим, что же ждет налогоплательщиков в ближайшую трехлетку.

 

Основные направления налоговой политики РФ на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 годов были одобрены правительством 30 мая и опубликованы на официальном сайте Минфина 6 июня текущего года. Как заявлено в документе приоритеты кабинета министров в данной области остаются такими же, как и ранее. Это создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики сохраняется необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и одновременно поддержанием стимулирующей роли налоговой системы по отдельным направлениям

Налоговый и бухгалтерский учет

В трехлетней перспективе правительство намерено продолжить работу по упрощению налогового учета и его сближению с бухгалтерским учетом. Однако составление налоговой отчетности (исчисление налога) исключительно на основе документов бухучета уже признано чиновниками нецелесообразным, поскольку может иметь целый ряд негативных последствий. В частности, указываю они, в этом случае нарушится правило нейтральности бухгалтерской информации, поскольку формирующее ее лицо станет напрямую заинтересованным в достижении определенных результатов (снижении налогового бремени и др.).

Поэтому в дальнейшем работу по указанному направлению предполагается проводить путем выявления и корректировки норм налогообложения прибыли организаций, во-первых, вызывающих сложности при ведении учета, а, во-вторых, ограничивающих возможности использования одинаковых правил налогового и бухгалтерского учета. При этом действующий подход к определению базы по налогу на прибыль будет сохранен. Исходя из этого уже в текущем году планируется подготовить законопроект, предусматривающий, в частности:

– уточнение методов списания в расходы стоимости материально-производственных запасов в целях налогообложения прибыли организаций для обеспечения возможности ведения единого учета таких запасов в бухгалтерском и налоговом учете;

– возможность амортизации – в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики;

– принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения такого имущества;

– признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования;

– изменение в налоговом учете порядка переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, а также учета доходов и расходов в виде суммовых разниц.

Налог на прибыль

Планируемые изменения в части налога на прибыль в основном касаются трех направлений:

– совершенствование налогообложения финансовых инструментов и создание Международного финансового центра;

– создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях;

– совершенствование налогообложения торговой деятельности.

В частности, предполагается разрешить принимать убытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ, в уменьшение базы по налогу на прибыль по основным видам деятельности организации. На сегодняшний день они признаются в уменьшение лишь прибыли, полученной также от операций с ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ (п. 11 ст. 280, п. 2 ст. 283 НК). Кроме того, предполагается, что будут пересмотрены подходы к отнесению на расходы, учитываемые при формировании базы по налогу на прибыль, процентов по долговым обязательствам. Для упрощения порядка их учета планируется установить предельные значения ставок процентов, в рамках которых вся сумма начисленных процентов будет включена в расходы. В отношении долговых обязательств, проценты по которым не превышают это значение, будут ограничены или отменены правила, применяемые к контролируемым сделкам.

В целях создания благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях предполагается введение в законодательство новой категории налогоплательщика – участника инвестиционного проекта, реализуемого на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия или Иркутской области. Прибыль, полученная имеющими такой статус юрлицами, будет облагаться налогом по нулевой ставке в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в течение 10 лет начиная с того периода, в котором были получены первые доходы. Может быть также предусмотрена возможность снижения по решению органов госвласти субъекта РФ ставки по налогу на прибыль в части, подлежащей перечислению в региональный бюджет. Для получения статуса участника инвестиционного проекта, организация должна соответствовать определенным критериям, среди которых применение общего режима налогообложения, отсутствие обособленных подразделений за пределами субъекта РФ, наличие в собственности (долгосрочной аренде) земельного участка, на котором планируется реализация инвестиционного проекта, и др. При этом сам проект не может быть направлен на добычу нефти, природного газа, оказание услуг в этих областях, а также на производство этилового спирта, алкогольной продукции, производство табачных изделий и других подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Для организаций, ведущих розничную торговлю с открытым доступом покупателей к товарам, в Налоговом кодексе планируется предусмотреть условия, при соблюдении которых в состав расходов могут быть включены потери, которые не связаны с естественной убылью и не могут быть отнесены на виновных лиц. Для этого налогоплательщику необходимо будет организовать систему учета и контроля за использованием материально-производственных запасов. Ее соответствие установленным требованиям будет подтверждаться аудиторской компанией. Кроме того, аудитором, включенным в состав инвентаризационной комиссии, должен быть засвидетельствован и акт инвентаризации о выявленных недостачах.

При этом потери (недостачи) предлагается учитывать в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 0,75 процента выручки от реализации. Перечень продукции, недостача которой может быть учтена при налогообложении прибыли согласно предлагаемому порядку, предполагается, будет устанавливаться правительством или уполномоченным им ведомством.

Налог на добавленную стоимость

Не исключено, что в недалеком будущем будет установлен единый порядок применения вычетов по НДС для лиц, реализующих товары (работы, услуги) на территории России, и для экспортеров. Так, на сегодняшний день последними такой вычет производится только после документального подтверждения экспорта, что отвлекает оборотные средства на период сбора документов. В то же время налогоплательщики, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации, имеют право на вычет НДС при приобретении материальных ресурсов по мере их постановки на учет, то есть независимо от фактической реализации товаров (работ, услуг) в налоговом периоде, в котором приобретаются эти материальные ценности.

Кроме того, предполагается наделить налогоплательщиков правом представлять в налоговые органы вместо копий таможенных деклараций и перевозочных документов с отметками таможенных органов, подтверждающими вывоз товаров из Российской Федерации (ввоз товаров в Российскую Федерацию), на бумажных носителях, сведения из этих документов, необходимые для налогового контроля, в виде реестров в электронной форме.

Страховые взносы во внебюджетные фонды

В части страхового законодательства планируется продление до 2016 года применения действующего общего тарифа страховых взносов в размере 30 процентов и неперсонифицированного тарифа в размере 10 процентов сверх установленной предельной величины базы для начисления взносов в бюджет Пенсионного фонда. При этом предполагается, что индивидуальные предприниматели будут уплачивать взносы за себя по дифференцированному тарифу в зависимости от величины их годового дохода.

В случае же необходимости поддержки отдельных секторов экономики меры государственной поддержки будут предоставляться им, уже не затрагивая систему обязательного социального обеспечения. Иными словами, на какие-либо изменения в части льготных тарифов страховых рассчитывать больше не приходится ни в отношении продления периода их применения, ни в отношении введения новых категорий «льготников».

Налог на доходы физических лиц

Ряд изменений коснется налогообложения доходов физлиц, полученных от инвестиционной деятельности и от операций с ценными бумагами. В частности, предполагается изменить действующее ограничение на размер освобождаемых от НДФЛ процентов по банковским вкладам в рублях. На сегодняшний день он составляет ставку рефинансирования ЦБ, увеличенную на 5 процентных пунктов, но, как планируется, будет снижен до ставки рефинансирования, увеличенной на 3 процентных пункта. По вкладам же в иностранной валюте лимит составит до 6 процентов годовых.

В долгосрочном периоде (с 2018 - 2020 гг.) возможно также установление абсолютного значения предельной суммы освобождаемых процентов для физического лица, а также применение аналогичных правил обложения НДФЛ получаемых процентных доходов по обращающимся облигациям с обязательным централизованным хранением.

Однако одновременно, по мнению чиновников, потребуется установить обязанность представления налоговой декларации во всех случаях, когда суммы полученных процентов по банковским вкладам, а также доходов от реализации ценных бумаг превышают предельные суммы освобождения от налогообложения. Кроме того, не исключают они, возможно введение обязательного информирования банками налоговых органов о суммах начисленных процентов по банковским вкладам (по аналогии с предоставлением работодателями справок по форме 2-НДФЛ).

Также предполагается расширить перечень освобождаемых от налогообложения доходов. В частности, возможно, в статью 217 Налогового кодекса будут включены компенсационные выплаты, связанные с бесплатной выдачей работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока и иных продуктов, а также оплата стоимости проезда физлиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту проведения отпуска на территории России и обратно и провоза их багажа.

При этом не исключено, что освобождение от налогообложения доходов от реализации жилой недвижимости и иного недвижимого имущества будет предоставляться только в том случае, если в собственности налогоплательщика на дату продажи объекта помимо него не находилось более трех таких активов. И, наоборот, в отношении предоставления имущественного вычета по НДФЛ по расходам на приобретение жилья предлагается перейти к принципу его предоставления вне зависимости от количества приобретаемых объектов (долей в них), но в пределах установленного лимита вычета в сумме до 2 млн. рублей. В этом случае физлица получат право обращаться в налоговые органы за получением имущественного вычета многократно в течение жизни вплоть до полного использования предельной суммы этого вычета.

Налог на недвижимость

Законопроект, предполагающий введение налога на недвижимость был принят Госдумой в первом чтении еще в 2004 г. Однако поскольку включения такого налога в налоговую систему требует обширной подготовительной работы, дальнейшего хода не получил. Как заявлено в Основных направлениях, в настоящее время подготовлен проект поправок к данному законопроекту. При этом пока в качестве плательщиков налога на недвижимое имущество им признаются только физические лица, обладающие правом собственности на здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также обладающие правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения на земельные участки. Эти же активы, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) отнесены к объектам обложения по налогу на недвижимое имущество. В качестве налоговой базы при этом предполагается применять кадастровую стоимость активов, определенную на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

При этом проектом поправок предусматривается применение при определении базы по налогу налогового вычета в отношении жилого помещения, а также жилого строения, расположенного на земельном участке в садоводческом или дачном некоммерческом объединении, в размере кадастровой стоимости 20 квадратных метров соответствующего объекта налогообложения.

Предполагается, что ставки налога будут определяться представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Но Налоговым кодексом будут предусмотрены их предельные размеры.

Вводить налог на недвижимое имущество на всей территории Российской Федерации предполагается постепенно по мере готовности к этому муниципальных образований. Переходный период установлен до 1 января 2018 года.

До 2018 г. планируется переход к налогу на недвижимое имущество и для организаций. По крайней мере, он обозначен как важное направление налоговой политики РФ. Предполагается, что, как и в отношении физических лиц, новым налогом будет облагаться только недвижимое имущество, находящееся у организаций на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления). При этом предполагается, что новый налог будет отнесен к региональным налогам с передачей части поступающих сумм в местные бюджеты. Однако пока еще только создаются условия для введения налога на недвижимое имущество организаций. В частности, в этих целях необходимо определить состав объектов налогообложения, налоговую базу, пределы для установления налоговых ставок и возможные налоговые преференции по налогу, а также разработать методику определения кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого назначения (в том числе промышленных зданий, офисов, сооружений, линейных объектов и др.) и обеспечить наполняемость Единого государственного кадастра недвижимости соответствующими сведениями.

Только по итогам такой работы будет разрабатываться проект федерального закона о налоге на недвижимое имущество организаций, и определяться возможные сроки его введения в субъектах РФ.

Налоговое администрирование

На сегодняшний день обязательный порядок досудебного обжалования в вышестоящей налоговой инспекции установлен только в отношении решения налоговиков о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности (п. 5 ст. 101.2 НК). Однако Госдумой уже рассматривается законопроект, согласно данная процедура будет распространяться на все ненормативные акты налоговых органов, действия и бездействия должностных лиц. При этом срока подачи апелляционной жалобы на не вступившее в силу решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности планируется увеличить с 10 дней до одного месяца.

Значительные изменения Основными направлениями обозначены в отношении процедуры камеральной проверки. В частности, в рамках таковой налоговики смогут запрашивать у налогоплательщика регистры налогового и бухгалтерского учета, а также проводить иные процедуры контроля, в частности осмотр. Располагать подобными правами они смогут в случае представления декларации, в которой отражены убытки, или «уточненки» с суммой налога к уменьшению. Кроме того, если последняя будет подана по истечении двух лет с даты, установленной для представления первичной декларации, инспекция будет вправе истребовать первичные и иные документы, подтверждающие отраженное изменение сведений. Собственно говоря, соответствующий законопроект также уже рассмотрен Госдумой.

Кроме того, предлагается, что будут расширены права налоговиков на получение сведений от банков. Они смогут запрашивать данные о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Правда, для этого се же потребуется согласие руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (его зама) ФНС. При этом основанием для подобного запроса будет служить как проведение проверки в отношении соответствующих физлиц, так и истребование документов в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса.

Среди прочего предполагается:

– до одного месяца увеличить срок, в который проверяемый налогоплательщик вправе подготовить и представить возражения по актам проверки. В настоящее время он составляет 15 дней (п. 6 ст. 100 НК)

– установить обязанность налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей сообщать в налоговые органы информацию о заключении договоров простого товарищества и об участниках этих договоров, о прекращении договоров простого товарищества.

– обязанность физлиц самоинформировать налоговые органы об объектах налогообложения по транспортному, земельному налогу и налогу на имущество, то есть о находящихся у них на праве собственности транспортных средствах и объектах недвижимого имущества, в случае некорректно исчисленных налоговых обязательств.

Михаил Тушнов, эксперт ООО «ЦЭИНФ»

Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 2615 / Комментариев: 0
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.20/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.2 | 35 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться