Журнал «Бухгалтер-Дока
Вопрос-ответ, примеры и комментарии»

Персональный журнал для тех, кто хочет быть в курсе дел.

Выходит два раза  в месяц + Спецвыпуски по отчетности!

 


Листать журнал On-line
Хотите знать как выглядит журнал?
Выгодная стоимость подписки!

Стоимость подписки в 2-3 раза меньше, чем на аналогичные издания!


Содержание номера 21 января 2018

2013 14
БАЗА ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ: НОВЫЕ ВВОДНЫЕ


Вернутся к содержанию

Статья на стр. 33: Признаки занижения налоговой базы

Информация о движении денежных средств на счетах организации или ИП не является для налоговиков закрытой. По мотивированному запросу ИФНС банк обязан ее предоставить. В свою очередь, сведения информационного ресурса «Контрольно-кассовая техника» дадут инспекторам представление о сумме наличных расчетов хозяйствующего субъекта. В частности, представители Федеральной налоговой службы поручили своим сотрудником использовать его при проведении контрольных мероприятий в обязательном порядке. Информации из двух указанных источников в совокупности с данными отчетности налогоплательщика, убеждены они, вполне достаточно, чтобы оценить риски занижения им базы по отдельным налогам.

Расчеты наличными между организациями и индивидуальными предпринимателями строго ограничены. В рамках каждого договора с иной компанией или ИП они не могут превышать 100 000 рублей (указание ЦБ от 20 июня 2007 г. № 1843-У). Сведения же о безналичных расчетах хозяйствующего субъекта тайной для налоговиков не являются. Пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса предусмотрена обязанность банков выдавать налоговым органам как справки о наличии счетов и об остатке денежных средств на них, так и выписки по операциям на счетах организаций, предпринимателей и физлиц. Предоставить соответствующую информацию они должны в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса. При этом истребовать подобные сведения инспекторы вправе в случаях проведения контрольных мероприятий в отношении владельца счета, а также вынесения решения о взыскании налога или принятия решений о приостановлении операций по счетам.

Без ограничений наличные расчеты могут производиться с населением. Но в любом случае при расчетах за проданные товары, выполненные работы и оказанные услуги наличными денежными средствами или с использованием платежных карт подлежит применению контрольно-кассовая техника (п. 1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, далее – Закон № 54-ФЗ). Отказаться от подобной «привилегии» можно лишь при соблюдении определенных условий и далеко не всем.

При этом сведения о наличных расчетах налогоплательщика для налоговиков также не являются закрытыми, причем получить их они могут без каких бы то ни было запросов.

Информресурс «Контрольно-кассовая техника»

Закон № 54-ФЗ устанавливает определенные требования к контрольно-кассовой технике, без выполнения которых обязанность по ее применению не считается исполненной. В частности, во-первых, ККТ должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета. Во-вторых, она, собственно говоря, должна фиксировать информацию о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт на контрольной ленте и в фискальной памяти. Последняя представляет собой как раз комплекс программно-аппаратных средств в составе ККТ, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, осуществляемых с применением кассовой техники. При этом, как отмечают представители Федеральной налоговой службы в письме от 7 июня 2013 г. № АС-4-2/10459, уже десять лет назад, с 1 января 2003 года, началось внедрение в моделях контрольно-кассовых машин электронных контрольных лент защищенных (ЭКЛЗ). Это технические устройства (комплекс программно-аппаратных средств в составе ККМ), которые обеспечивают защищенную от необнаруживаемой коррекции регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о каждом из проведенных с использованием ККМ денежных расчетов.

Срок использования ЭКЛЗ не должен превышать 12 месяцев с момента активации, а при замене ЭКЛЗ кассовая техника подлежит перерегистрации в налоговой инспекции. При этом составляется акт по унифицированной форме № КМ-2, утвержденной постановлением Госкомстата от 25 декабря 1998 г. № 132, в который вносятся показания счетчиков контрольно-кассовой машины до и после замены ЭКЛЗ. Снимаются соответствующие показатели и при снятии ККТ с регистрации в налоговой инспекции. При этом все данные заносятся в разработанный ФНС информационный ресурс «Контрольно-кассовая техника», утвержденный приказом налоговой службы от 26 мая 2008 г. № ММ-3-2/235@. Он формируется на местном, региональном и федеральном уровнях и состоит из следующих разделов:

– Сведения о зарегистрированной контрольно-кассовой технике;

– Сведения о проверках применения контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки и использования специальных банковских счетов;

– Сведения об утраченной или похищенной контрольно-кассовой технике, об электронной контрольной ленте защищенной;

– Сведения о замене ЭКЛЗ и фискальной памяти.

Сведения данного ресурса, настаивают представители Федеральной налоговой службы от 7 июня 2013 г. № АС-4-2/10459, необходимо использовать и в целях налогового контроля. И даже рассказывают как именно.

Показатели для сравнения

Сведения ресурса «ККТ» дают налоговикам представление о наличной выручке налогоплательщика (фискальные сведения). Выписки банка – о безналичной. Правда, здесь, как указывают, эксперты ФНС, во избежание двойного счета из поступивших на расчетные счета сумм необходимо исключить суммы расчетов, которые произведены с использованием платежных карт, а также суммы наличной выручки, сданной (инкассированной) на расчетные счета в банки. Ведь эти данные уже отражены в фискальных сведениях.

В свою очередь, представленные налогоплательщиком налоговые декларации свидетельствуют о сумме выручки, заявленной им в целях налогообложения. Таким образом, чтобы выявить риски занижения им налоговой базы, достаточно это цифру сравнить с суммой его безналичной и наличной выручки, сведениями о которых располагают налоговики. Безусловно, здесь не обошлось без нюансов, но, в общем и целом смысл такой.

Так, при проверке предпринимателя, применяющего общий режим налогообложения, сумму фискальных сведений и безналичной выручки налоговики сравнят с общей суммой дохода, отраженного ИП по подпункту 3.1 в декларации 3-НДФЛ (утв. приказом ФНС от 10 ноября 2011 г. № ММВ-7-3/760@). Кроме того, аналогичным образом, инспекторы проверят предполагаемый доход коммерсанта, заявленный в строке 010 декларации 4-НДФЛ (утв. приказом ФНС от 27 декабря 2010 г. № ММВ-7-3/768@).

При проверке организации, уплачивающей общий налоги, базой для сравнения послужит показатель строки 010 «Доходы от реализации» листа 02 декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174@). Но при этом эксперты ФНС предписывают инспекторам учитывать порядок исчисления налога на прибыль. В частности, совпадения показателей в рассматриваемой ситуации можно ожидать только в случае применения организацией кассового метода. При использовании компанией метод начисления, для сопоставления придется делать соответствующие корректировки. Кроме того, ревизорам следует помнить о перечне доходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли, а также о том, что при совмещении общего режима с «вмененкой» или ПСН из общей суммы выручки нужно вычесть ту часть, которая приходится на спецрежим.

При проверке «упрощенца» сумму фискальных сведений и безналичной выручки налоговики сравнят с показателем строки 210 «Сумма полученных доходов за налоговый период» раздела 2 декларации по УСН (утв. приказом Минфина от 22 июня 2009 г. № 58н). И здесь контролеры также должны учитывать, что при совмещении спецрежима с «вмененкой» или ПСН из общей суммы выручки нужно вычесть ту часть, которая приходится на них. А также помнить о доходах, не учитываемых на УСН.

При этом, что касается УСН, то в данном случае сумма фискальных данных и безналичной выручке может быть использована инспекторами для контроля за соблюдением налогоплательщиком ограничения дохода в сумме 60 млн. рублей. То же самое относится и к применению патентной системы налогообложения. При этом в случае совмещения УСН и «вмененки» при определении лимита учитываются только «упрощенные» доходы (письмо Минфина от 28 мая 2013 г. № 03-11-06/2/19323). Но при совмещении ПСН и «упрощенки» во внимание принимаются суммарные доходы от обоих видов деятельности (письмо Минфина от 10 октября 2012 г. № 03-11-11/297).

По итогам анализа

Сравнительный анализ рассмотренных показателей представители Федеральной налоговой службы предписывают своим сотрудникам проводить как в рамках камеральных налоговых проверках, так и на стадии проведения предварительного предпроверочного анализа налогоплательщика для включения в план выездных проверок, при проведении такового в отношении уже включенного в план хозяйствующего субъекта, а также в рамках непосредственно выездных проверок.

Подозрения у инспекторов должны вызвать результаты анализа, согласно которым разница между выручкой (наличной и безналичной) и величиной задекларированного дохода является значительной на протяжении двух и более отчетных или налоговых периодов. При этом по НДФЛ достаточно, чтобы такое отклонение имело место и в одном периоде. Правда, эксперты ФНС не разъясняют, какую сумму отклонения следует считать значительной.

В случае применения налогоплательщиком ПСН или УСН насторожит налоговиков и тот факт, что сумма фискальных данных и доходов, полученных в безналичном порядке, в отчетном (налоговом) периоде превышает 60 млн. рублей.

При выявлении указанных признаков занижения налоговой базы и не соблюдения ограничения по доходам на спецрежиме в рамках камеральной проверки представители ФНС предписывают своим сотрудникам сообщить о них налогоплательщику с требованием на основании пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. При необходимости же инспекция должна пригласить налогоплательщика на заседание комиссии по легализации налоговой базы, предварительно проанализировав операции по его счетам в банках с целью выявления сделок, не отраженных в налоговой декларации.

В иных случаях, очевидно, сравнительный анализ послужит одним из основания для включения или невключения налогоплательщика в план выездных проверок либо уже непосредственно выявления факта занижения налоговой базы.

Ольга Клочкова, эксперт ООО «ЦЭИНФ»

Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 1980 / Комментариев: 0
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.12/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.1 | 17 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться