|
|||
Вернутся к содержанию
Статья на стр. 4: Расчет РСВ-1 ПФР за 9 месяцев 2013 г.
Расчет РСВ-1 ПФР за 9 месяцев 2013 год
Отчитывать перед ПФР по взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование работодатели обязаны не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом. Таким образом, расчет РСВ-1 ПФР за 9 месяцев 2013 года им необходимо представить в пенсионный фонд не позднее 15 ноября текущего года.
Органом контроля за уплатой как пенсионных, так и взносов на ОМС является Пенсионный фонд. Поэтому отчитываться работодателям по начисленным и перечисленным в ПФР и ФОМС платежам необходимо именно перед ним. Причем в этих целях применяется единая форма расчета РСВ-1 ПФР. Таким образом, в случае представления расчета в ПФР с опозданием база для исчисления штрафа будет двойной.
Напомним, что штрафные санкции за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в срок составляют 5 процентов от суммы, начисленных к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30 процентов от указанной суммы и не менее 1000 руб. (ч. 1 ст. 46 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, далее – Закон № 212-ФЗ). Иными словами, в рассматриваемой ситуации это будут 5 процентов от начисленных взносов на ОПС и 5 процентов от начисленных взносов на ОМС.
Форма, состав и порядок заполнения
Действующая форма расчета РСВ-1 ПФР и Порядок ее заполнения утверждены приказом Минтруда от 28 декабря 2012 г. № 639н (далее – Порядок).
Расчет включает в себя титульный лист и пять разделов. Разделы 1, 2 и титульный лист подлежат заполнению всеми плательщиками страховых взносов. Раздел два формируется по каждому тарифу взносов, применявшемуся страхователем в течение отчетного периода.
Раздел 3 заполняется и представляется плательщиками, применяющими пониженные тарифы в соответствии со статьей 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Он содержит 8 подразделов (3.1–3.8) для отдельных категорий льготников, заполняя которые страхователи декларируют свое соответствие условиям применения пониженных тарифов взносов. Раздел 4 заполняют страхователи, которым или которыми в отчетном периоде 2013 г. были доначислены страховые взносы за предыдущие отчетные (расчетные) периоды. Раздел 5 оформляется лишь при условии, что в отчетном периоде плательщиком страховых взносов производились выплаты, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 9 Закона № 212-ФЗ. Речь идет о вознаграждениях за деятельность в студенческом отряде, включенном в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, если они выплачены:
– в пользу лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования по очной форме обучения;
– на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ и (или) оказание услуг.
По общему правилу стоимостные показатели в расчете отражаются в рублях и копейках. Исключением являются только некоторые подразделы раздела 3.
При численности физлиц, получивших в предшествующем году вознаграждения от плательщика страховых взносов менее 50 человек, страхователь вправе сдать расчет в территориальное отделение Пенсионного фонда на бумажном носителе. Такое же правило установлено для вновь созданных организаций, в том числе для возникших в результате реорганизации. Только численность физлиц они рассчитывают за текущий отчетный (расчетный) период. В противном случае плательщики страховых взносов обязаны отчитываться перед ПФР по установленным форматам в форме электронных документов (ч. 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Формат расчета, представляемого в электронном виде, утвержден распоряжением правления ПФР от 21 марта 2013 г. № 97р. Несоблюдение порядка представления расчета в электронном виде влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. (ч. 2 ст. 46 Закона № 212-ФЗ).
Однако, как правило, сотрудники ПФР требуют, чтобы электронный аналог расчета, сформированный по установленным форматам, сопровождал и «бумажную» отчетность. Другое дело, что подписью плательщика страховых взносов удостоверяется при этом именно расчет на бумажном носителе.
Раздел 2. Расчет базы и взносов по тарифам
Определение базы для начисления как пенсионных, так и медицинских взносов, как расчет самих взносов, производится отдельно по каждому тарифу взносов, применявшемуся страхователем в течение отчетного периода. Для этого, как уже упоминалось, раздел 2, а точнее его подраздел 2.1, заполняется ровно столько раз, сколько тарифов сменил (применял) плательщик страховых взносов. При этом речь идет, как о тарифах, применяемых страхователем в целом, так и о тарифах, применяемых к отдельным видам выплат. К примеру, как минимум, 2 подраздела 2.1 должно быть заполнено в ситуации, когда «упрощенцем», перечислявшим с начала года взносы по пониженному тарифу впоследствии было утрачено право на применение УСН. Ведь в этом случае с начала того квартала, в котором он слетел со спецрежима, страхователь утрачивает и право на расчеты с внебюджетными фондами по льготным ставкам. Аналогичным образом, одним разделом 2.1 не обойтись, если в целом страхователь применяет общие тарифы взносов, но в отчетном периоде производил выплаты в пользу инвалидов I, II и III группы, облагаемых взносами по пониженным ставкам.
Обратите внимание! Заполнять отдельный подраздел 2.1 по тарифу взносов, применяемому в отношении отдельных выплат, например, в пользу инвалидов, не нужно, если тариф взносов, применяемый страхователем в целом, его не превышает. В этом случае расчет взносов, в том числе с таких выплат, производится по основному тарифу, даже если он ниже тарифа, предусмотренного для подобных сумм (письмо Минздравсоцразвития от 15 марта 2012 года № 19-6/3012573-1842).
Прежде всего в подразделе 2.1 подлежит отражению «Код тарифа», по которому он заполняется. Соответствующие коды приведены в приложении к Порядку.
Все показатели подраздела 2.1 отражаются по графе 3 – в общей сумме нарастающим итогом с начала года и отдельно по графам 4, 5 и 6 – за каждый из трех последних месяцев отчетного периода, то есть за июль, август, сентябрь.
Для расчета базы для начисления взносов приводятся 4 показателя:
– сумма выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц, признаваемых объектом обложения (п. 7 Закона № 212-ФЗ);
– сумма выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц, признаваемых объектом обложения, но освобожденных от взносов (ст. 9 закона № 212-ФЗ);
– сумма расходов, принимаемых к вычету (ч. 7 ст. 8 Закона №212-ФЗ);
– сумма выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц, признаваемых объектом обложения, но превышающая предельную величину для начисления взносов.
В части расчета пенсионных взносов (стр. 201-261), эти показатели приводятся в разделе 2.1 отдельно в разрезе получателей соответствующих выплат, а именно:
– физлиц 1966 года рождения и старше;
– физлиц 1967 года рождения и моложе;
– иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или проживающих в России.
Это необходимо для правильного распределения пенсионных взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии работников. Так, взносы с выплат в пользу физлиц 1966 года рождения и старше, а также «мигрантов», временно пребывающих или проживающих в РФ, подлежат уплате исключительно на финансирование страховой части, а с выплат в пользу физлиц 1967 года рождения и моложе – разбиваются на страховую и накопительную части. Соответственно, и база для начисления пенсионных взносов отдельно указывается в части взносов, перечисляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии и в части взносов, перечисляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии (стр. 202 – стр. 212 – стр. 222 – стр. 232). Аналогичным образом и сами рассчитанные страховые взносы на ОПС отражаются в разбивке по суммам, начисленным на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
Отдельно показываются также пенсионные взносы, начисленные с суммы превышения предельной базы. Напомним, что данный показатель в текущем году составляет 568 000 руб. (постановление правительства от 10 декабря 2013 г. № 1276). Страховые взносы с выплат, превышающих данный порог, по общему правилу не начисляются. Исключением являются только взносы в Пенсионный фонд. Ими облагается и сумма превышения, но по сниженному тарифу в размере 10 процентов (ч. 4 ст. 8 и ч. 1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ). Однако плательщики, которые применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные Законом № 212-ФЗ, пенсионные взносы с суммы превышения выплат в пользу физлица над предельным размером расчетной базы не исчисляют (ч. 4 ст. 8, ст. 58, 58.1 Закона № 212-ФЗ).
Далее производится расчет страховых взносов на обязательное медицинское страхование (стр. 271-276).
В подразделах 2.2 и 2.3 производится расчет пенсионных взносов по дополнительному тарифу. Подраздел 2.2 заполняется плательщиками страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений в пользу сотрудников, занятых на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», далее – Закон № 173-ФЗ). В 2013 году с таковых в ПФР подлежит уплате 4 процента от начисленных им сумм сверх общего тарифа. Подраздел 2.3 2.3 формируется страхователями в отношении выплат в пользу физлиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2–18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ. С таковых в ПФР в 2013 году должны перечисляться страховые взносы по ставке 2 процента.
Обратите внимание! В письме от 15 марта 2011 г. № 784-19 специалисты Минздравсоцразвития признали средний заработок, выплачиваемый работодателем работникам в случаях, установленных Трудовым кодексом, выплатами, которые производятся в рамках трудовых отношениях, облагаемыми взносами во внебюджетные фонды в общем порядке. При этом производство по делу о признании данного письма недействующим Высшим Арбитражным Судом было прекращено, поскольку в разъяснениях чиновников судьи не нашли признаков нормативного документа (определение ВАС от 3 ноября 2011 г. № ВАС-10887/11, от 17 января 2012 г. № ВАС-16584/11). А в определении от 31 мая 2013 г. № ВАС-6428/13 представители ВАС и вовсе указали, что средний заработок сродни заработной плате, а значит должен облагаться страховыми взносами в общем порядке.
Раздел 1. Единые цифры
В разделе 1 указываются итоговые суммы начисленных и уплаченных взносов на ОПС и ОМС. Иными словами, в нем суммируются соответствующие показатели всех заполненных подразделов 2.1, а также раздела 4. Все показатели в нем отражаются в разбивке по фондам, а в отношении ПФР – по частям трудовой пенсии, на финансирование которой направлены взносы, а также по видам дополнительных тарифов (графы 3–7).
При этом указанию подлежат:
– остаток страховых взносов, подлежащих уплате на начало расчетного периода;
– сумма начисленных страховых взносов нарастающим итогом сначала года и за каждый из трех последних месяцев отчетного периода (июль, август, сентябрь);
– общая сумма взносов, подлежащая уплате за последние три месяца отчетного периода;
– сумма, доначисленных с начала года взносов за прошлые отчетные (расчетные) периоды всего и с сумм, превышающих предельную базу для расчета взносов;
– общая сумма взносов, подлежащая уплате с учетом задолженности на начало расчетного периода и доначисленных взносов;
– сумма уплаченных страховых взносов нарастающим итогом сначала года, в последних трех месяцах отчетного периода (июль, август, сентябрь) и в каждом из них;
– сумма уплаченных страховых взносов за предыдущие расчетные периоды;
– остаток страховых взносов, подлежащий уплате на конец отчетного периода, то есть по состоянию на 30 сентября 2013 года.
Страховые взносы для иностранцев
На общих основаниях с российским гражданами застрахованными лицами в рамках обязательного пенсионного и медицинского страхования признаются только временно или постоянно проживающие в России иностранцы и лица без гражданства (п. 1 ст. 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, далее – Закон № 167-ФЗ; ст. 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, далее – Закон № 326-ФЗ). Что же касается временно пребывающих на территории РФ «мигрантов», то застрахованными лицами они могут признаваться только в рамках обязательного пенсионного страхования, да и то лишь при соблюдении определенных условий. Прежде всего это значит, что взносы на ОМС с выплат в пользу таковых в принципе не начисляются (подп. 15 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). Кроме того, в системе обязательного медицинского страхования вне зависимости от миграционного статуса из числа застрахованных лиц исключаются высококвалифицированные иностранные работники (ст. 10 Закона № 326-ФЗ). Следовательно, с выплат в пользу таковых взносы в ФОМС опять же не уплачиваются.
Что касается обязательного пенсионного страхования, то в рамках такового высококвалифицированные иностранные специалисты признаются застрахованными лицами только в случае, если проживают в России постоянно или временно. В свою очередь, временно пребывающие иностранцы и лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов) являются застрахованными только при условии, что с ними заключен трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года. При этом даже если первоначально с мигрантом был заключен трудовой договор на срок менее полугода и лишь с учетом дальнейшего продления или срока последующих трудовых договоров превысил 6 месяцев, то иностранца следует считать застрахованным лицом уже с момента первоначального заключения договора. Такие разъяснения дал Минтруд в письме от 27 февраля 2013 г. № 17-4/342. Следовательно, указали они, в подобной ситуации, страхователю необходимо произвести перерасчет страховых взносов с начала соответствующего месяца отчетного периода, в котором был первоначально заключен трудовой договор. Иными словами, во-первых, работодателю надлежит исчислить и доплатить пенсионные взносы в отношении всех выплат, произведенных в рамках такого трудового договора с момента его подписания, а во-вторых, представить в ПФР уточненные расчеты РСВ-1.
Правда, специалисты Минтруда все же отметили, что доплата в данном случае никак не связана с неполной уплатой страховых взносов в установленный срок, поскольку их неуплата в рассматриваемой ситуации была правомерной и не являлась ошибкой. В свою очередь это означает, что оснований для начисления пеней в данном случае нет. А раз так, то о штрафе и вовсе не может быть никакой речи.
Александра Хоботова, эксперт ООО «ЦЭИНФ»