|
|||
Вернутся к содержанию
Статья на стр. 4: «ДЕТСКИЕ» ПОСОБИЯ: ИНДЕКСАЦИЯ-2014
Законом о Федеральном бюджете законодатели утвердили прогнозируемый на 2014 год уровень инфляции, а вместе с ним и коэффициент ежегодной индексации для ряда пособий, которые выплачиваются гражданам, имеющим детей. Пришло время в очередной раз пересчитать суммы «детских» выплат.
Закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (далее – Закон № 81-ФЗ) предусматривает выплату гражданам, имеющим детей, ряда социальных пособий. При этом некоторые из них в том числе представляют собой страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которое назначается и выплачивается работодателем. Речь идет о таких пособиях, как:
– пособие по беременности и родам;
– единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
– единовременное пособие при рождении ребенка;
– ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В этом смысле бухгалтеру следует иметь в виду, что три из них подлежат индексации в размере и в сроки, которые предусмотрены законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период исходя из установленного данным законом прогнозного уровня инфляции (ст. 4.2 Закона № 81-ФЗ). При этом Законодательство не содержит требования о написании работником заявления на индексацию выплачиваемого ему пособия. Бухгалтер обязан пересчитать сумму пособия автоматически.
Не корректируется подобным образом лишь пособие по беременности и родам, поскольку выплачивается не в фиксированном размере, а в процентном отношении от величины среднего заработка. Однако данная выплата имеет ограничение по минимальной сумме, которую может составлять. Именно этот минимум и подлежит корректировке с учетом инфляции.
Порядок индексации
Законом от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ утвержден федеральный бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Пунктом 1 статьи 9 данного закона установлен размер индексации пособий, предусмотренных статьей 4.2 Закона № 81-ФЗ, 1,05. Собственно говоря, прогнозируемый уровень инфляции на 2014 год согласно пункту 1 статьи 1 Закона № 349-ФЗ и составляет 5 процентов.
Таким образом, для определения сумм пособий, подлежащих индексации, в 2014 году их величину, действовавшую в текущем году, следует умножить на 1,05. Как указали специалисты ФСС еще в письме от 10 декабря 2009 г. № 02-10/07-12722: индексацию «детских» выплат следует производить с учетом всех предыдущих корректировок.
Таблица 1.
Наименование пособия | Базовый размер | Величина пособия в 2013 г. |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (ст. 10 Закона № 81-ФЗ) | 300 руб. | 490,79 руб. |
Единовременное пособие при рождении ребенка (ст. 12 Закона № 81-ФЗ) | 8000 руб. | 13 087,61 руб. |
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком до достижения полутора лет (ст. 15 Закона № 81-ФЗ) | 1500 руб. | 2453,93 руб. |
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими до достижения полутора лет (ст. 15 Закона № 81-ФЗ) | 3000 руб. | 4907,85 руб. |
Таким образом, единовременное пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности, в 2014 году составит:
490,79 руб. х 1,05 = 515,33 руб.
Сумма единовременной выплаты при рождении ребенка после пересчета будет равна:
13 087,61 руб. х 1,05 = 13 741,99 руб.
Согласно письму ФСС от 25 июля 2008 г. № 02-10/07-7293 размер, в котором подлежат выплате данные виды пособий, следует определять на дату постановки на медицинский учет или рождения ребенка соответственно.
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком с учетом индексации в 2014 году составит:
2453,93 руб. х 1,05 = 2576,63 руб.
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за вторым и последующими детьми с поправкой на инфляцию в 2011 году будет равен:
4907,85 руб. х 1,05 = 5153,24 руб.
Пособие по уходу за ребенком
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком подлежит выплате в течение длительного периода (вплоть до достижения ребенком полутора лет), который может приходиться сразу на два календарных года. Как уже упоминалось, сама сумма такого пособия ежегодной индексации не подлежит. Тем не менее, с нового календарного года, на который приходится выплата пособия, вполне возможно, перечислять его придется в новой сумме. Во-первых, пересчет необходим, если до этого пособие начислялось в минимальном размере, который как раз индексируется в общем порядке. Во-вторых, пересчет потребуется в том случае, если выплачиваемая сумма пособия в предыдущем году уже не дотягивает до проиндексированного минимума.
Пример 1
Работница находится в отпуске по уходу за первым ребенком с 1 декабря 2013 года. Ее средний заработок за 2011-й и 2012 гг. составил 5800 руб. Соответственно, 40% от ее заработка равны 2320 руб., что, очевидно, меньше минимальной величины ежемесячных выплат по уходу за первым ребенком в 2013 году. Следовательно, бухгалтер за декабрь 2013 года должен был начислить работнице пособие в минимальном размере 2453,93 руб. С 1 января 2014 г. с учетом индексации минимальная сумма пособия повысилась до 2576,63 руб. Именно в этом размере с 1 января 2014 г. работнице должно перечисляться ежемесячное пособие до достижения ее ребенком полутора лет.
Пример 2
Работница находится в отпуске по уходу за первым ребенком с 1 ноября 2013 года. Ее средний заработок за 2009 и 2010 гг. составил 6000 руб., а 40% от этой суммы – 2400 рублей. Эта сумма больше минимального размера пособия в 2013 году, поэтому в ноябре и декабре 2013 г. пособие выплачивалось именно в таком размере. Однако после текущей «переиндексации» с 1 января 2014 года минимальная сумма подобных выплат составляет уже 2576,63 руб., что несколько больше величины пособия, исчисленного исходя из среднего заработка сотрудницы. Значит, с 1 января 2014 г. именно эту сумму следует перечислять работнице в качестве ежемесячного пособия.
Владимир Семушкин, эксперт ООО "ЦЭИНФ"
«"ДЕТСКИЕ" ПОСОБИЯ: ИНДЕКСАЦИЯ - 2014»