Журнал «Бухгалтер-Дока
Вопрос-ответ, примеры и комментарии»

Персональный журнал для тех, кто хочет быть в курсе дел.

Выходит два раза  в месяц + Спецвыпуски по отчетности!

 


Листать журнал On-line
Хотите знать как выглядит журнал?
Выгодная стоимость подписки!

Стоимость подписки в 2-3 раза меньше, чем на аналогичные издания!


Содержание номера 16 января 2018

2013 24
"ДЕТСКИЕ" ПОСОБИЯ: ИНДЕКСАЦИЯ - 2014

Журнал распространяется как в печатном так и в электронном виде. Подписаться на журнал можно в любом почтовом отделении России, в альтернативных агентствах подписки, в редакции и здесь на сайте.

Вернутся к содержанию

Статья на стр. 44: «ИНЫЕ» МЕРОПРИЯТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ»

Индивидуальный предприниматель арендует помещение, которое использует в своей предпринимательской деятельности. Налоговая инспекция при проведении тех или иных мероприятий налогового контроля направляет документы на домашний адрес ИП. Проблема в том, что эта документация периодически теряется (то почтовый ящик кто-то вскроет, а то и вовсе его подожгут). Можно ли направить в инспекцию заявление, чтобы вся налоговая документация приходила на адрес офиса, или для этого требуется, чтобы помещение принадлежало ИП на праве собственности?

Адреса, которые используются налоговыми органами при направлении налогоплательщикам корреспонденции по почте, указаны в пункте 5 статьи 31 Налогового кодекса. Так, российским организациям (их филиалам, представительствам) налоговики должны направлять документы по их юридическому адресу. То есть их следует «ждать» по адресу места нахождения компании (ее филиала, представительства), содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц. Иностранным организациям налоговые документы направляются по адресу места осуществления ими деятельности на территории РФ, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков. Ну и, наконец, индивидуальным предпринимателям, нотариусам, адвокатам и т. п. корреспонденция в общем случае направляется по адресу места жительства (места пребывания). При этом для данной категории налогоплательщиков сделано исключение. Им дано право представить в налоговый орган иной адрес для направления налоговой документации, содержащийся в ЕГРН. Форма соответствующего заявления должна быть утверждена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Однако на сегодняшний день в установленном порядке указанный бланк не утвержден. В связи с этим ФНС в письмах от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12837 и от 20 сентября 2013 г. № АС-4-2/16981 рекомендовала своим нижестоящим коллегам принимать такие заявления, составленные в произвольной форме.

Анализ положений пункта 5 статьи 31 Налогового кодекса позволяет сделать вывод, что индивидуальные предприниматели вправе заявить любой удобный им адрес для получения налоговой документации, соответствующим образом оформив свое волеизъявление. При этом никаких объяснений от ИП в этой части не требуется. Также не имеет значения, принадлежит ли на праве собственности (или арендуется) помещение, по месторасположению которого будет поступать корреспонденция из налоговой.

Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля правонарушениях в общем случае рассматриваются в порядке, установленном статьей 101.4 Налогового кодекса. В какой срок налогоплательщик в этом случае получит решение о привлечении либо об отказе в привлечении его к ответственности?

В соответствии с пунктом 2 статьи 100.1 Налогового кодекса дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Кодекса. Данной нормой установлено, что в таких ситуациях должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен по установленной форме акт. Он подписывается этим должностным лицом и нарушителем. Если же последний откажется поставить свою подпись, то в акте делается соответствующая запись.

По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в срок, предусмотренный пунктом 6 статьи 101.4 Кодекса, выносит одно из двух решений:

– о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;

– об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

В то же время положениями статьи 101.4 Кодекса не предусмотрен срок для вручения лицу, в отношении которого составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, этого акта, а также копии решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля. Данный факт констатировал Пленум ВАС в постановлении от 30 июля 2013 г. № 57. По мнению «высших» судей, при разрешении подобных споров судам согласно пункту 5 статьи 100 и пункту 9 статьи 101 Кодекса следует исходить из того, что указанные акт и решение должны быть вручены лицу в течение пяти дней с даты составления акта (вынесения решения).

В каком порядке следует обжаловать решения, вынесенные налоговым органом по итогам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля? Можно ли с этой целью напрямую обращаться в суд или в подобных ситуациях требуется соблюдение досудебного порядка урегулирования спора?

С 1 января 2014 года вводится обязательный досудебный порядок обжалования практически всех ненормативных актов налоговых органов. Из данного правила предусмотрено всего несколько исключений. Так, во-первых, акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке. То есть тут у налогоплательщика есть выбор – пойти в суд или по второму кругу «обкатывать» досудебный порядок урегулирования спора. А ненормативные акты, авторство которых принадлежит непосредственно ФНС, равно как и действия или бездействие ее должностных лиц, обжалуются исключительно в судебном порядке (п. 2 ст. 138 НК в ред. Закона от 2 июля 2013 г. № 153-ФЗ).

Отметим, что до 1 января 2014 года норма об обязательном досудебном порядке обжалования действует только в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, принятых в соответствии со статьей 101 Кодекса. То есть до конца 2013 года в досудебном порядке обжалуются только решения, вынесенные налоговым органом по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 3 ст. 3 Закона № 153-ФЗ). При этом в данной части интерес представляет постановление Президиума ВАС от 10 июля 2012 г. № 2873/12 по делу № А25-789/2011. В нем указано, что вывод суда о том, что обязательный досудебный порядок обжалования распространяется на решения налогового органа, вынесенные не только по результатам налоговой проверки, но и по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, ошибочен.

Налоговый орган по факсу направил в организацию извещение о месте и времени рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля. Можно ли такую форму извещения рассматривать как нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля?

Согласно пункту 12 статьи 101.4 Налогового кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены принятого им решения вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

В то же время Пленум ВАС в постановлении от 30 июля 2013 г. № 57 разъяснил, что неизвещение либо ненадлежащее извещение лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля, о месте и времени рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа соответствующих материалов является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения. И, следовательно, в таких ситуациях имеются все основания для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения, вынесенного в отсутствие этого лица, но… В данном случае, по мнению «высших» судей, важно именно отсутствие налогоплательщика при рассмотрении материалов. То есть если судом будет установлено, что указанное лицо фактически приняло участие в рассмотрении соответствующих материалов, «обнулить» спорное решение уже вряд ли удастся.

В свою очередь согласно пункту 4 статьи 31 Кодекса документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, если порядок их передачи прямо не предусмотрен Кодексом, могут быть представлены налогоплательщику одним из следующих способов:

– переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку;

– направлены по почте заказным письмом (датой получения считается шестой день со дня отправки заказного письма);

– переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Никаких «иных» способов отправки налоговой документации положениями статьи 101.4 Кодекса не предусмотрено. Поэтому отправка извещения о месте и времени рассмотрения материалов иных мероприятий по факсу нельзя признать надлежащим извещением.

Налоговый орган вызывает гендиректора организации для дачи пояснений. Вместе с тем в настоящее время никаких налоговых проверок в отношении общества не проводится. Можно ли в этом случае проигнорировать «приглашение» ИФНС?

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса налоговые органы вправе вызывать налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов на основании письменного уведомления для дачи пояснений:

– для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов;

– в связи с налоговой проверкой;

– в иных случаях, связанных с исполнением налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, перечень случаев, когда налоговые органы вправе вызвать налогоплательщика для дачи пояснений, носит открытый характер. На данный факт обращают внимание в письме ФНС от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками». В пункте 2.2 данных рекомендаций сказано, что вызов налогоплательщиков может осуществляться в следующих случаях (но ими не ограничивается):

– если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы;

– если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения «камералки» ошибок в отчетности или несоответствии представленных сведений данным, имеющимся у налогового органа. При этом необходимость явки может усматриваться из объема ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда необходимы ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы и т. д. и т. п.;

– в случае необходимости вручения либо ознакомления руководителя организации (ИП) с документами, составляемыми при проведении выездной налоговой проверки. В подобных ситуациях необходимость явки может усматриваться, если необходимо вручить значительный объем документов, когда при этом согласно Кодексу налогоплательщику необходимо подписать документ, составить протокол об ознакомлении с документами и т. д.

– в иных случаях.

Итак, перечень случаев, когда налоговики могут вызвать налогоплательщика для дачи пояснений, является открытым. При этом необходимо учитывать, что неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 КоАП. В соответствии с данной нормой подобное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 тысячи рублей; на должностных лиц – от 2 тысяч до 4 тысяч рублей. Причем что немаловажно – налоговики по данной статье могут оштрафовать именно за отказ явиться в налоговый орган, а не за отказ дать те или иные пояснения.

Обратите внимание! С 1 января 2015 года налоговый орган сможет приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств в случае, если не будет исполнена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 76 НК в ред. Закона от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ).

В ходе камеральной проверки декларации по НДС налоговая инспекция выставила требование о представлении документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налога. Одновременно, как сейчас стало известно, инспекторы проводят допросы, в том числе сотрудников компании. Насколько подобные действия представителей ИФНС правомочны в ходе камеральных проверок?

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса закреплено право налоговых органов требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов. При этом подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 Кодекса предусмотрена корреспондирующая обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случае и порядке, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

В свою очередь порядок проведения камеральной налоговой проверки регламентируется положениями статьи 88 Налогового кодекса. «Камералка» проводится по месту нахождения налогового органа на основе деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у инспекции (п. 1 ст. 88 НК).

При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 88 Кодекса в рамках «камералки» инспекторы не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не установлено статьей 88 Кодекса или если представление таких документов вместе с декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом.

Что касается права налоговиков проводить в ходе «камералок» допросы свидетелей, то каких-либо ограничений на сей счет Кодекс не устанавливает. Данный вывод подтверждает Минфин, в частности, в письме от 30 ноября 2011 г. № 03-02-07/1-411. Причем чиновники отметили, что в силу пункта 1 статьи 90 Кодекса в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

ООО "ЦЭИНФ"

Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 4165 / Комментариев: 0
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.00/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.0 | 16 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться