Журнал «Бухгалтер-Дока
Вопрос-ответ, примеры и комментарии»

Персональный журнал для тех, кто хочет быть в курсе дел.

Выходит два раза  в месяц + Спецвыпуски по отчетности!

 


Листать журнал On-line
Хотите знать как выглядит журнал?
Выгодная стоимость подписки!

Стоимость подписки в 2-3 раза меньше, чем на аналогичные издания!


Содержание номера 26 апреля 2018

2014 01
СПЕЦВЫПУСК ПО ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2013 ГОД

Журнал распространяется как в печатном так и в электронном виде. Подписаться на журнал можно в любом почтовом отделении России, в альтернативных агентствах подписки, в редакции и здесь на сайте.

Вернутся к содержанию

Статья на стр. 43: Неотработанные дни отпуска: судьба «излишних» отпускных

Организация к Новому году приобретает праздничные подарки для детей сотрудников. В соответствии с коллективным договором они предназначены только детям, которые еще не достигли 14-летнего возраста. Облагается ли НДС такая операция, как безвозмездная передача работникам детских подарков?

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в данной норме отдельно оговорено, что в целях исчисления НДС передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается их реализацией. На этом основании Минфин, в частности, в письме от 22 января 2009 г. № 03-07-11/16 указал, что передача подарков работникам организации облагается НДС. Причем налоговую базу в подобных ситуациях следует определять, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 154 Кодекса, то есть исходя из их рыночной стоимости. Аналогичные выводы сделаны также в письмах Минфина от 13 июня 2007 г. № 03-07-11/159, от 10 апреля 2006 г. № 03-04-11/64 и т. д.

Кстати говоря, Президиум ВАС в постановлении от 25 июня 2013 г. № 1001/13 по делу № А40-29743/12-140-143 фактически признал правильным вывод судов нижестоящих инстанций о том, что операции по безвозмездной передаче работникам детских новогодних подарков необходимо учитывать при определении базы по НДС. Однако в этом постановлении интересна еще и позиция ВАС, касающаяся права применения вычета «входного» НДС по этим подаркам. Как следует из материалов дела, в ходе выездной проверки налоговый орган доначислил обществу НДС в связи с тем, что в базу по этому налогу не был включен «входной» НДС по детским новогодним подаркам, переданным работникам. При этом инспекторы даже и не вспомнили о том, что налоговая база может быть уменьшена на соответствующие вычеты. А при рассмотрении дела в суде указывали на то, что поскольку «подарочные» вычеты не были задекларированы, то предоставлять их инспекция не должна.

В свою очередь Президиум ВАС в постановлении № 1001/13 более глубоко вник в суть конфликта. Судьи констатировали, что общество не было согласно с переквалификацией операции по передаче новогодних подарков сотрудникам как подлежащих обложению НДС. Соответственно, при таких обстоятельствах «уточненка» по НДС не могла быть подана в инспекцию, поскольку это бы означало согласие компании с доначислениями, что не соответствовало действительности. Кроме того, правовая позиция о необходимости определения в ходе выездной налоговой проверки действительного размера налоговой обязанности при переквалификации налоговым органом совершенных налогоплательщиком хозяйственных операций была сформулирована Президиумом ВАС еще в постановлении от 6 июля 2010 г. № 17152/09. И в рассматриваемом деле у инспекторов не было никаких препятствий для определения действительного размера налоговой обязанности, ведь сумму недоимки они рассчитывали на основании счетов-фактур, в которых были отражены и суммы предъявленного продавцом товара налога.

Отметим также, что передачу новогодних подарков для детей сотрудников сложно отнести к поощрению за труд либо к оплате труда. Так что подобные операции следует рассматривать как безвозмездную реализацию, облагаемую НДС согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса.

Организация планирует приурочить к новогодним праздникам выплату премий отдельным сотрудникам за производственные результаты, достигнутые в минувшем году. Правомерно ли в целях налогообложения прибыли учитывать данные выплаты в составе расходов на оплату труда или «праздничные» выплаты производятся исключительно за счет чистой прибыли предприятия?

Согласно статье 255 Налогового кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Проще говоря, по смыслу указанной нормы расходами на оплату труда являются выплаты, которые предусмотрены законодательством, трудовыми и (или) коллективными договорами, и они производятся за исполнение работниками своих должностных обязанностей.

Таким образом, в том случае, если премии выплачиваются работникам за производственные результаты, достигнутые в минувшем году, и они предусмотрены в коллективном или ином нормативном акте организации, то такие выплаты могут быть учтены в целях налогообложения прибыли вне зависимости от того, что они приурочены к определенному празднику.

Иное дело, если премии выплачиваются в связи с профессиональными праздниками, знаменательными и (или) персональными юбилейными датами, и они никак не связаны с достижением сотрудниками каких-либо производственных результатов. В этом случае они не соответствуют требованиям статьи 252 Кодекса, а потому и не могут быть учтены в «прибыльных» расходах. На необоснованность данных затрат указывается, в частности, в письмах Минфина от 24 апреля 2013 г. № 03-03-06/1/14283, от 15 марта 2013 № 03-03-10/7999 и т. д.).

На корпоративное мероприятие, посвященное празднованию Нового года, помимо собственных сотрудников приглашены также и контрагенты компании. Можно ли затраты на организацию данного мероприятия отнести к рекламным, если в рамках его проведения презентуется новая линейка продукции, производимой компанией, и, собственно, руководство организации рассчитывает на то, что приглашенные на мероприятие контрагенты в перспективе возьмутся за реализацию новинок?

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса расходами в целях налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

В свою очередь расходы, понесенные на организацию корпоративных мероприятий, по факту, не имеют связи с деятельностью, направленной на получение дохода. Соответственно, и учесть названные затраты при определении базы по налогу на прибыль организация не вправе. Об этом, в частности, говорится в письмах Минфина от 11 сентября 2009 г. № 03-03-04/2/206, от 20 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/430 и т. д.).

Вместе с тем анализ арбитражной практики показывает, что в отдельных случаях суды соглашаются с обоснованностью данных затрат. К примеру, в постановлении ФАС Московского округа от 21 апреля 2011 г. № КА-А40/2152-11 ФАС проблема была сугубо с документальным подтверждением. Судьи посчитали, что для установления факта того, что спорное мероприятие было направлено на совместное достижение производственных результатов, наличия пояснений для опровержения позиции налогового органа недостаточно. Поэтому дело было направлено на новое рассмотрение. Правда, при его рассмотрении «по второму кругу» решение было принято в пользу налогоплательщика не в связи с тем, что нашлись какие-либо дополнительные доказательства. Решение инспекции признано незаконным, поскольку имел место факт нарушения процедуры проверки. Зато в постановлении ФАС Московского округа от 24 сентября 2009 г. № КА-А40/9145-09 можно найти аргументы, которые позволили компании учесть расходы на корпоративные тренинги. Это создание условий для максимального сплочения участников для совместной работы в рамках одной компании, создание атмосферы доверия и взаимной поддержки, создание условий для осознания участниками личной и командной ответственности при решении поставленных задач, а также формирование мотивации на совместное достижение результатов.

Ну а что касается возможности учета затрат на организацию корпоративных мероприятий в составе рекламных расходов, то в этой части все против налогоплательщика. Дело в том, что реклама в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Причем она должна быть адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке. Очевидно, что в рассматриваемой ситуации, поскольку на корпоративное мероприятие приглашены вполне определенные лица, то об учете названных затрат в составе расходов на рекламу и говорить не приходится. Данный вывод подтверждается, в частности, и в определении ВАС от 31 декабря 2011г. № ВАС-14202/11. Не признал указанные расходы рекламными и ФАС Московского округа в постановлении от 27 июля 2011 г. № КА-А40/7350-11.

ООО "ЦЭИНФ"

продолжение читайте в печатном и эл. журналах

Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 1249 / Комментариев: 0
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.27/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.3 | 26 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться