|
|||
Вернутся к содержанию
Статья на стр. 4: Закон о бухучете-2014 против «двойной бухгалтерии»
Борьба с коррупцией в России ведется не первый год и даже не первое десятилетие. Между тем данное «зло» признано транснациональной проблемой. Международное сообщество, стремясь выработать эффективные меры по предупреждению и искоренению коррупции, приняло ряд документов. К таковым, в частности, относится и Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. Данную Конвенцию Россия ратифицировала 1 февраля 2012 года. И во исполнение ее требований отечественные законотворцы внесли изменения в… Закон от 6 декабря 2012 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», которые направлены на ужесточение мер в отношении организации ведения бухучета. Попутно были скорректированы и нормы, которые к коррупционным проявлениям имеют весьма опосредованное отношение.
В Российской Федерации правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и т. д. При этом пунктом 4 статьи 15 Конституции РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. То есть в данной части приоритет отдан международным «правилам игры».
В свою очередь еще 13 февраля 2012 года вступил в силу Закон от 1 февраля 2012 г. № 3-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок». При этом данная Конвенция вступила в силу для России 17 апреля 2012 года. В данной Концепции, помимо всего прочего, сформулированы «адекватные требования к бухгалтерскому учету». В частности, от присоединившихся к Конвенции стран требуется:
– добиваться от компаний ведения точного учета полученных и расходованных ими сумм с указанием того, по какому поводу происходит получение и расходование средств. Должен быть введен запрет на совершение компаниями скрытых сделок или ведение ими неучтенных счетов;
– требовать от своих компаний раскрытия материальных потенциальных обязательств в предоставляемых финансовых отчетах;
– применять адекватные санкции за пропуски, фальсификации и злоупотребления в сфере бухгалтерского учета.
Содержит Конвенция и положения, в соответствии с которыми для эффективной борьбы с подкупом иностранных должностных лиц присоединенные к ней страны должны принимать меры в соответствии с внутренними законами и правилами, регламентирующими ведение бухгалтерского учета и других учетных документов, раскрытие сведений в финансовых отчетах, а также стандарты учета и аудита. Причем основная цель данных мероприятий – воспрепятствовать ведению «двойной бухгалтерии», осуществлению неучтенных сделок, отражению несуществующих расходов и пассивов с ложным указанием их источника, а также использованию поддельных документов компаниями, являющимися субъектами указанных законов и правил, с целью подкупа иностранных должностных лиц или сокрытия факта такого подкупа.
Во исполнение указанных требований Конвенции в РФ был принят Закон от 21 декабря 2013 г. № 357-ФЗ (далее – Закон № 357-ФЗ), который вступил в силу 1 января 2014 года. «Антикоррупционные» коррективы были внесены в Закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).
Новые требования к «первичке»
В первую очередь речь идет о поправках в статьи 9 и 10 Закона № 402-ФЗ. В пояснительной записке к законопроекту его авторы подчеркнули, что положения Конвенции обязывают к установлению правил, которые препятствуют созданию скрытых счетов, заключению и проведению неучтенных или сомнительных сделок, использованию фальсифицированных документов. Именно поэтому в части 1 статьи 9 Закона № 402-ФЗ появилось уточнение, согласно которому не допускается принятие к бухучету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в т. ч. лежащие в основе мнимых и притворных сделок. При этом вносятся коррективы и в перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать первичный учетный документ. Как и раньше, в него включены:
– наименование документа;
– дата составления документа, наименование экономического субъекта, составившего документ;
– содержание факта хозяйственной жизни;
– величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения.
Также в первичном документе должна быть указана должность лица (лиц), совершивших ту или иную операцию и ответственных за ее оформление, и проставлены их подписи. Отличается новый документ разве что тем, что в Законе № 402-ФЗ не говорится о том, что эти лица ответственны за «правильность» оформления свершившегося события. Зато теперь в части 3 статьи 9 Закона № 402-ФЗ сказано, что лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. При этом отдельно оговорено, что лицо, на которое возложено ведение бухучета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению такового, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов по свершившимся фактам хозяйственной жизни.
Какой отсюда следует вывод? Представляется, что в данном случае законодатель имел в виду следующее. Первичный документ, по сути, передается буквально из рук в руки, своевременно и в достоверном виде лицом, которое ответственно за его оформление, лицу, которое его регистрирует, то есть делает соответствующие проводки.
Мнимые и притворные объекты
Еще более существенные коррективы внесены в статью 10 Закона № 402-ФЗ. В данной норме теперь четко сказано, что не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. При этом в данной норме раскрываются понятия «мнимый» и «притворный» объект бухучета. И, надо сказать, что они содержательно соответствуют понятиям «мнимая сделка» и «притворная сделка», которые определены в статье 170 Гражданского кодекса.
Так, для целей бухучета под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни. В свою очередь под притворным понимается объект, отраженный в бухучете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в т. ч. притворные сделки). При этом отдельно оговорено, что не являются мнимыми объектами бухучета резервы, фонды, предусмотренные законодательством РФ, и расходы на их создание.
Есть определенные нововведения, которые затронули общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности. В части 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ появилось новое положение, согласно которому бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета, а также на основе информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами. С учетом того, что, как уже было сказано, «не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета», вырисовывается необходимость утвердить в учетной политике регистры бухгалтерского учета и рабочий план счетов.
Аудиторское заключение
Отдельные новшества, внесенные в законодательство о бухучете Законом № 357-ФЗ, коснулись порядка представления аудиторского заключения в органы госстатистики. Как и раньше, обязательный экземпляр годовой бухотчетности должен быть представлен в Росстат не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При этом теперь совсем не обязательно к ней прилагать сразу и аудиторское заключение. В соответствии с новой редакцией части 2 стати 18 Закона № 402-ФЗ при представлении бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение представляется:
– либо вместе с такой отчетностью;
– либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но до 31 декабря (включительно) года, следующего за отчетным годом.
Соответствующий Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторским заключением должен быть утвержден Росстатом.
Отметим также, что в случае публикации бухотчетности, подлежащей обязательному аудиту, таковая должна опубликовываться, как и прежде, вместе с аудиторским заключением.
Порядок утверждения бухгалтерских стандартов
В завершение отметим, что Закон № 357-ФЗ внес изменения и в порядок разработки и утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета. Напомним, что таковой прописан в статье 27 Закона № 402-ФЗ. Однако теперь из него исключено положение об опубликовании уведомления о разработке бухстандарта в печатном издании. Отныне все дороги ведут, что называется, во Всемирную паутину. Не позднее 10 рабочих дней после дня размещения указанного сообщения на сайте разработчика должен появиться и сам проект стандарта. Далее должно происходить публичное обсуждение представленного проекта, которое не может быть менее трех месяцев. Затем уведомление о завершении публичного обсуждения проекта федерального стандарта направляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган и размещается на официальных сайтах Минфина и разработчика в сети «Интернет». Затем еще 10 дней отводится на публикацию доработанного проекта и перечня поступивших к нему письменных замечаний. На этом изменения заканчиваются. Дальнейшая работа над стандартом будет проходить по старому и проверенному временем алгоритму.
Ольга Рогозина, эксперт ООО «ЦЭИНФ»