Содержание номера 21 ноября 2018

2007 18
Спецвыпуск по бухгалтерской и налоговой отчетности за 9 месяцев 2007 года


Вернутся к содержанию

Статья на стр. 12: Декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев

Данная статья будет полезна тем, кто является плательщиком налога на прибыль организаций. К данной категории юрлиц относятся:

– российские организации;

– иностранные фирмы, которые осуществляют деятельность в РФ через постоянное представительство и (или) получают доходы от источников в РФ (ст. 246 НК).

Любая из вышеуказанных компаний должна отчитаться по «прибыльному» налогу и перечислить в соответствующие бюджеты авансовые платежи по итогам девяти месяцев. Справиться с этими задачами предприятия должны до 29 октября нынешнего года. Отметим, что в Налоговом кодексе зафиксировано несколько иное ограничение: подать декларацию и заплатить аванс необходимо не позднее 28 календарных дней со дня окончания истекшего отчетного периода (абз. 2 п. 1 ст. 287, п. 3 ст. 289 НК). Однако те самые календарные дни легли таким образом, что 28-е число приходится на воскресенье, следовательно, дата «икс» переносится на ближайший рабочий день (ст. 6.1 НК). При этом компании должны помнить, что в случае задержки на неуплаченную сумму будут начислены пени (ст. 75 НК). Так что растягивать удовольствие все же не стоит.

Форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (форма по КНД 1151006) и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина от 7 февраля 2006 г. № 24н. Стоит упомянуть, что приказом того же ведомства от 9 января 2007 г. № 1н в сей документ были внесены некоторые изменения. Они, в частности, коснулись титульного листа, раздела 1, листа 03 декларации, а также порядка их заполнения. Данные поправки вступили в силу, начиная с представления налоговой декларации за I квартал 2007 г. (п. 2 приказа № 1н).

Классика жанра

Итак, перед нами декларация по «прибыльному» налогу. Исчисленный по итогам девяти месяцев авансовый платеж нужно отразить по строке 180 листа 02. Та его часть, которая подлежит уплате в федеральный бюджет, отражается по строке 190, а в бюджет субъекта РФ – по строке 200 того же листа.

Фактическая сумма аванса, с которой расчетному счету фирмы предстоит расстаться, показывается по строке 270 листа 02. Для того чтобы определить размер этого платежа, нужно вычесть из показателя строки 180 листа 02 показатели строк 210 и 240. Строка 240 предназначена для отражения налога, который фирма уплатила за пределами страны и которая подлежит зачету в счет уплаты налога в РФ (ст. 311 НК). При этом значение строки 270 должно равняться сумме строк 040, 070 подраздела 1.1 раздела 1 декларации.

Пример

Налоговая база организации «Лидер», исчисленная нарастающим итогом по результатам девяти месяцев 2007 г., составляет 600 000 руб.

Ставка налога, соответствующая налоговой базе «Лидера», составляет 24 процента (п. 1 ст. 284 НК). Ежемесячные авансовые платежи в течение квартала фирма не уплачивает. Исчислим квартальный авансовый платеж по итогам девяти месяцев 2007 г.

600 000 руб. х 24% = 144 000 руб.

Предположим, у фирмы «Лидер» по итогам полугодия имела место переплата по налогу в сумме 45 000 руб. Это могло произойти, например, по той причине, что компания в предыдущем квартале понесла убыток. Если излишне уплаченные суммы не были возвращены «Лидеру», то они засчитываются в счет уплаты квартального авансового платежа по итогам девяти месяцев (абз. 5 п. 1 ст. 287, п. 14 ст. 78 НК).

В таком случае организации в срок до 29 октября 2007 г. необходимо перечислить в бюджет 99 000 руб. (144 000 руб. – 45 000 руб.).

В налоговой декларации за девять месяцев 2007 г. квартальный авансовый платеж организация отразит следующим образом:

– по строке 180 листа 02 – сумму 144 000 руб.;

– по строкам 190, 200 листа 02 – суммы 39 000 руб. и 105 000 руб. соответственно;

– по строкам 210, 220, 230 листа 02 проставит прочерки;

– по строке 270 листа 02 – сумму 144 000 руб.;

– по строкам 040, 070 подраздела 1.1 разд. 1 – суммы 39 000 руб. и 105 000 руб. соответственно.

Доставка отчета

По общему правилу декларацию можно представить в инспекцию в бумажном или электронном виде (п. 3 ст. 80 НК). Причем до 1 января 2007 г. налогоплательщик мог самостоятельно выбирать, каким образом ему сдавать отчет. Однако теперь все иначе. С нынешнего года порядок направления ревизорам декларации изменился (Закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ и от 30 декабря 2006 г. № 268-ФЗ). Нынче все зависит от среднесписочной численности работников (п. 3 ст. 80 НК). Так, сдавать декларацию за девять месяцев (впрочем, как и за предыдущие два квартала) в электронном виде должны только те компании, у которых данный показатель за 2006 г. «перекатился» за 250 человек. Кстати, забежим немного вперед. С 1 января 2008 г. декларацию в электронном виде обязаны будут представлять (п. 4 ст. 1, п. 2 и 6 ст. 5 Закона № 268-ФЗ):

– налогоплательщики, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

– вновь созданные (в том числе при реорганизации) фирмы, у которых численность работников превышает 100 человек;

– крупнейшие налогоплательщики независимо от среднесписочной численности работников.

Указанные предприятия должны будут представить в инспекцию по месту нахождения информацию о среднесписочной численности работников не позднее 20 января следующего года, а в случае создания (реорганизации) – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем основания (реорганизации) фирмы. При этом сведения подаются в налоговый орган по форме, утвержденной приказом ФНС от 29 марта 2007 г. № ММ-3-25/174@.

Декларация с «обособленцами»

Если в состав организации входят обособленные подразделения, то представлять декларацию по истечении каждого отчетного (впрочем, как и налогового) периода необходимо в инспекцию как по месту нахождения центрального офиса, так и по месту расположения каждого «обособленца» (абз. 1 п. 1 ст. 289 НК). Причем в последнем случае декларация должна подаваться начиная с того отчетного периода, в котором подразделение было поставлено на учет. Подобное указание содержится в письме Минфина от 5 марта 2007 г. № 03-03-06/2/43.

Стоит отметить, что по месту регистрации головной организации представляется декларация в целом по фирме с распределением прибыли по обособленным подразделениям (п. 5 ст. 289 НК). Это означает, что помимо тех листов, которые являются общими для всех налогоплательщиков, компании необходимо заполнить Приложение № 5 к листу 02 в количестве, соответствующем числу имеющихся «обособленцев». Если же последние находятся на территории одного субъекта и компания приняла решение уплачивать налог (авансовые платежи) в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 288 Налогового кодекса через одно из таких подразделений, то Приложение № 5 заполняется по каждой группе отдельно.

По местонахождению подразделения следует представить в инспекцию отчетность, включающую в себя:

– титульный лист;

– подраздел 1.1 раздела 1;

– подраздел 1.2 раздела 1 (если фирма уплачивает ежемесячные авансовые платежи в течение квартала);

– Приложение № 5 к листу 02 (расчет суммы налога).

Заполнять декларацию необходимо в следующей последовательности. Сначала заполняются строки с 010 по 190 листа 02. Затем фирма переходит к Приложению № 5 к листу 02. Как уже говорилось, количество оформленных приложений должно равняться количеству имеющихся «обособленцев». Плюс к этому заполняется один экземпляр по организации без учета входящих в нее подразделений (по головному офису). Далее переносится суммарное значение исчисленного налога по всем филиалам из строк 070 и 080 Приложений № 5 в строки 200 и 230 листа 02 соответственно. После этого заполняются оставшиеся строки листа 02.

Теперь нужно уделить внимание подразделу 1.1 раздела 1. Заполняется он для налогового органа по местонахождению компании и для каждой инспекции, в которой прошли регистрацию «обособленцы». По строкам 070 и 080 подраздела 1.1 раздела 1 нужно отразить соответственно данные строк 100 (к доплате) и 110 (к уменьшению) Приложения № 5.

В самую последнюю очередь вносить данные следует в титульный лист. Оформляется он так же, как и предыдущие: для налоговой по местонахождению организации и для контролеров по местонахождению подразделений. В первом случае проставляется КПП головной фирмы, во втором, соответственно, КПП «обособленца».

Расходы вне реализации

Ни одна декларация не обходится без отражения в ней доходов и расходов. Остановимся поподробнее на последних, ведь именно они в большинстве случаев становятся камнем преткновения между компаниями и инспекторами, которые ну никак не хотят смириться с обоснованностью тех или иных трат фирмы.

Рассмотрим, в частности, внереализационные расходы. По общему правилу, в них включаются  обоснованные затраты организации, которые непосредственно не связаны с производственным процессом и реализацией товаров, работ или услуг (ст. 265 НК). Таковыми, например, являются:

– проценты по долговым обязательствам любого вида (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК);

– расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК);

– судебные платежи и арбитражные сборы (подп. 10 п. 1 ст. 265 НК);

– расходы на услуги банков (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК);

– затраты в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК).

Кроме того, к внереализационным расходам приравниваются также убытки, понесенные компанией. В их числе: убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем; потери от простоев; недостача материальных ценностей в случае отсутствия виновных лиц; потери от стихийных бедствий, аварий, пожаров (ст. 265 НК). В последнем случае расходы должны быть подтверждены справкой Управления Государственной противопожарной службы, протоколом осмотра места происшествия и актом о пожаре, а также актом инвентаризации, проведенной компанией (письмо УФНС по г. Москве от 23 октября 2006 г. № 20-12/92773).

Перечень внереализационных расходов (в том числе убытков), который установлен Налоговым кодексом, является открытым. Следовательно, учесть в их составе возможно и те траты, которые прямо не предусмотрены в данном перечне, за исключением, конечно, необоснованных, а также тех, которые предусмотрены статьей 270 Кодекса.

Казалось бы, если фирма понесла те или иные расходы, поименованные в Налоговом кодексе, то об их обоснованности вопрос уже не стоит. Однако заключения инспекторов постоянно опровергают данное предположение. Например, проценты по долговым обязательствам, как говорилось выше, включаются в состав внереализационных (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК). Тем не менее некой фирме пришлось доказывать в суде свое право уменьшить налог на прибыль на сумму процентов по кредиту. Ревизоры, видите ли, решили, что раз заемные средства не были направлены на получение дохода, а перечислились в бюджет в счет уплаты налогов, то вознаграждение за пользование деньгами банка не может войти в состав внереализационных расходов. Однако судьи восстановили справедливость, признав позицию контролеров ошибочной. Служители Фемиды также отметили, что уплата налогов за счет заемных средств не запрещена законом (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 мая 2007 г. № А44-2421/2006-9). Кстати, из данного постановления напрашивается вывод о том, что если по итогам отчетного периода фирма поймет, что средств на счете не хватает дабы расплатиться с бюджетом, то можно попытаться недостающие средства одолжить. Ведь рассчитываться с банком по процентам гораздо приятнее, чем с инспекцией по штрафам и пеням.

Е. Тихомирова, эксперт «Федеральное агентство финансовой информации»

 

Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 6001 / Комментариев: 0
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.44/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.4 | 32 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться