Содержание номера 19 декабря 2018

2014 11
СПЕЦВЫПУСК ПО ОТЧЕТНОСТИ ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2014 ГОДА


Вернутся к содержанию

Статья на стр. 27: Новый «кассовый» порядок: «малые» поправки

С 1 июня 2014 года вступил в силу новый порядок ведения кассовых операций. Он установлен Указанием Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства». Уже из названия данного документа становится очевидным, что новый «кассовый» порядок существенно отличается от ранее действующего. В данной статье проанализируем его основные новшества.

Вплоть до 31 мая 2014 года порядок ведения кассовых операций регламентировался Положением Банка России от 1 октября 2011 г. № 373-П (далее – Положение № 373-П). В свое время появление данного документа было воспринято неоднозначно. С одной стороны, он снял требования, касающиеся оборудования кассы, что не могло не радовать. Плюс ко всему, компании получили возможность самостоятельно устанавливать объем наличности, который можно не сдавать в банк и хранить в кассе. С другой стороны, нормы Положения № 373-П в один ряд с организациями поставили и индивидуальных предпринимателей, обязав их также соблюдать «кассовый» порядок.

Немного из «истории»

Надо сказать, что еще в 2012 году была предпринята попытка оспорить в Верховном Суде Положение № 373-П в части, касающейся индивидуальных предпринимателей. И логика в этом, действительно, была. Ведь, по сути, выручка, которую получает ИП, довольно быстро «превращается» в его личные средства. Так зачем же коммерсанту определять остаток наличных денежных средств и «излишки» сдавать в банк? Слишком уж много получается лишних «движений». Однако Верховный Суд данных доводов не услышал. В определении ВС от 25 сентября 2012 г. № АПЛ12-511 указано, что Положение № 373-П издано Банком России по вопросу, отнесенному к его исключительной компетенции. При этом, по мнению «высших» судей, установленный ЦБ порядок ведения кассовых операций и учета наличных денег, поступающих в кассу и выдаваемых из кассы, правомерно распространяется на всех субъектов предпринимательской деятельности – как на юридических лиц, так и на индивидуальных предпринимателей. Ведь нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которым бы ИП освобождались от соблюдения порядка ведения кассовых операций полностью или в какой-либо части и которому могли бы противоречить оспариваемые нормы Положения № 373-П, увы, не имеется.

Жалобы, адресованные представителям Минфина, также не дали никакого эффекта. В частности, в письме финансового ведомства от 10 декабря 2012 г. № 03-11-11/369 отмечается, что Положение № 373-П распространяется как на организации, так и на ИП. При этом чиновники особо подчеркнули, что по всем вопросам, связанным с порядком применения и внесения в данный документ изменений, следует обращаться напрямую в Центробанк.

Нельзя сказать, что «на верхах» категорически отказывались признавать наличие проблемы. В марте 2012 года она была озвучена на заседании Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства. По итогам данного мероприятия было принято решение в том числе рассмотреть вопрос о внесении изменений в Положение № 373-П в части отмены распространения содержащихся в нем требований на деятельность индивидуальных предпринимателей. И даже проводились «тематические» совещания непосредственно в стенах Банка России. Но только осенью 2013 года все эти разговоры, наконец, были оформлены в виде проекта Указаний ЦБ, в котором говорилось об освобождении от установления остатка лимиты кассы не только ИП, но и субъектов малого предпринимательства. Более того, предполагалось, что упростятся и сами «кассовые» документы. Документ «провисел» на официальном сайте ЦБ довольно долго, но затем он… пропал.

Честно говоря, уже многие начали сомневаться, что представители ЦБ пойдут на уступки индивидуальным предпринимателям. Однако «чудо» все же свершилось. Указанием Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У утвержден новый порядок ведения кассовых операций (далее – Указания № 3210-У). Правда, нововведений в нем оказалось значительно меньше, чем ожидалось.

Сфера действия

В соответствии с пунктом 1 Указаний № 3210-У данный документ определяет порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России  на территории РФ юридическими лицами (за исключением ЦБ и кредитных организаций) и упрощенный порядок ведения кассовых операций ИП и субъектами малого предпринимательства. То есть индивидуальные предприниматели вовсе не исключены из сферы действия Указаний № 3210-У. Просто для ИП и «малышей» предусмотрены несколько упрощенные «правила игры».

Отметим, что под субъектами малого предпринимательства понимаются юрлица, отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям. В частности, речь идет об ограничениях по численности работников и по объему выручки, от значения которых зависит категория хозяйствующего субъекта. В частности, показатель «средняя численность работников за предшествующий календарный год» не должен превышать следующих предельных значений:

– для микропредприятия – до 15 человек включительно;

– для малого предприятия – от 16 до 100 человек включительно.

В свою очередь постановлением правительства от 9 февраля 2013 г. № 101 установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС:

– для малого предприятия – 400 млн руб.;

– для микропредприятия – 60 млн руб.

«Малые» бонусы

В первую очередь, конечно же, нужно отметить нормы, которые устанавливают упрощенный порядок ведения кассовых операций для ИП и «малышей».

Во-первых, в пункте 2 Указаний № 3210-У прямо сказано, что индивидуальные предприниматели, субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег могут не устанавливать.

Здесь следует сказать, что в ряде случаев самим предпринимателям имеет смысл все же устанавливать лимит наличности в кассе. К примеру, это поможет сделать оборот денежных средств более прозрачным и контролируемым самим ИП в ситуации, когда он содержит несколько торговых точек, которые «навещать» каждый день он не имеет возможности. Однако в связи с вступлением в силу Указаний № 3210-У устанавливать данный лимит или нет, личное дело самого ИП.

Во-вторых, индивидуальные предприниматели благодаря Указаниям № 3210-У отныне могут не вести кассовые документы (приходные и расходные ордера) и кассовую книгу (абз. 2 п. 4.1 и абз. 9 п. 4.6 Указаний № 3210-У). Правда при этом оговорено, что такая возможность предоставлена только ИП, которые в соответствии с налоговым законодательством ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности. Но, собственно говоря, это не так страшно, поскольку данному требованию отвечают и «общережимники», и «упрощенцы», и даже «вмененщики».

Общие изменения

В общем и целом в оставшейся части положения Указания № 3210-У не сильно отличаются от действующих ранее норм.

Первое, что бросается в глаза – это изменение самой структуры документа. В отличие от Положения № 373-П в новых Указаниях нет деления на главы, что несколько усложняет восприятие его содержания. Однако при этом сохранена «тематическая» нумерация, что, в принципе, позволяет в каждом отдельном вопросе разобраться от «А» до «Я» (общие положения, порядок установления лимита остатка наличности, порядок приема и выдачи наличных и т. п.).

Самое главное, что хотелось бы отметить, так это то, что сам порядок определения лимита остатка наличных денег остался прежним. Не изменились ни формулы, ни описание показателей, которые в них задействованы. В то же время малозаметные (не говоря об исчезновении упоминания от ИП, которые теперь не обязаны определять лимит остатка наличности) поправки все же есть. Так, в Приложении к Указаниям № 3210-У в описании второй формулы более не указывается, что она используется при отсутствии наличной выручки. То есть, в принципе, при небольших оборотах вполне можно воспользоваться более выгодной формулой.

Среди остальных нововведений заслуживают внимания следующие:

1.      Кассовые документы могут быть оформлены также должностным лицом юрлица или физлицом, с которыми заключены договоры об оказании услуг по ведению бухучета. Соответственно, такие лица имеют право и подписывать эти документы.

2.      Юрлица и ИП имеют право вести кассовые операции с применением программно-технических средств. При этом в Указаниях № 3210-У не содержится требований об обязательной распечатке документов в случае, если они оформлены в электронном виде и подписаны электронной подписью. Между тем если в бумажные версии документов (за исключением кассовых) можно вносить исправления, то в электронные после того, как они будут должным образом завизированы, никаких исправлений вносить нельзя.

3.      В соответствии с Указаниями № 3210-У «обособленцы» передают юрлицу копию листа кассовой книги 0310004 в порядке, установленном юрлицом с учетом срока составления юридическим лицом бухгалтерской (финансовой) отчетности. Касательно обособленных подразделений отметим также следующее. В том случае, если «обособленец» сдает наличные деньги на банковский счет, открытый юрлицу, то лимит остатка наличных денег рассчитывается в соответствии с порядком, установленном Указаниями № 3210-У для юрлица. Если же подразделения сдают наличные в кассу юрлица, то организация должна определять лимит остатка наличности с учетом лимитов установленных этими «обособленцами».

4.      Указания № 3210-У отменили обязанность кассиров оформлять реестр депонированных сумм. Теперь в последний день выдачи наличных денег, предназначенных для выплат зарплаты, стипендий и других выплат, кассир в расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости) проставляет оттиск печати (штампа) или делает запись «депонировано» напротив фамилий и инициалов работников, которым не проведена выдача наличных денег. Далее он подсчитывает и записывает в итоговой строке сумму фактически выданных наличных денег и сумму, подлежащую депонированию. Затем сверяет указанные суммы с итоговой суммой в расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости), проставляет свою подпись и передает ее для подписания главбуху или бухгалтеру (при их отсутствии – руководителю). На этом обязанности кассира в указанной части заканчиваются.

В завершение отметим, что изначально планировалось помимо всего прочего и упрощение форм кассовых документов и кассовой книги. Однако в Указаниях № 3210-У эта идея на данный момент не реализована. С чем это связано, сказать сложно. Складывается ощущение, что чиновники очень спешили с принятием этого документа – в нем даже отсутствует ссылка на то, что используемые в нем цифровые коды форм документов соответствуют Общероссийскому классификатору управленческой документации ОК 011-93. А если учесть, что официально он был опубликован в «Вестнике Банка России» только 28 мая 2014 г., а вступил в силу уже 1 июня, то есть буквально через 3 дня, то глобальные изменения компании попросту не успели бы внедрить в «жизнь». По всей видимости, основная задача Указаний № 3210-У – это освобождение ИП от обязанностей определять лимит остатка наличных денег, оформлять кассовые документы и кассовую книгу. С ней Центробанк справился. В то же время юрлицам, несмотря на незначительные изменения в «кассовом» порядке придется обновить соответствующие распорядительные документы. Как минимум в них должна быть ссылка на Указания № 3210-У.

Дмитрий Ковалев, эксперт ООО «ЦЭИНФ»

Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 2789 / Комментариев: 0
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.19/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.2 | 27 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться