Журнал «Бухгалтер-Дока
Вопрос-ответ, примеры и комментарии»

Персональный журнал для тех, кто хочет быть в курсе дел.

Выходит два раза  в месяц + Спецвыпуски по отчетности!

 


Листать журнал On-line
Хотите знать как выглядит журнал?
Выгодная стоимость подписки!

Стоимость подписки в 2-3 раза меньше, чем на аналогичные издания!


Содержание номера 22 января 2018

2014 12
СПЕЦВЫПУСК ПО ОТЧЕТНОСТИ ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2014 ГОДА (2 ЧАСТЬ)


Вернутся к содержанию

Статья на стр. 12: Расчет РСВ-1 ПФР за полугодие 2014 года

Не позднее 15 августа 2014 года организации и предприниматели, производящие выплаты застрахованным лицам, обязаны представить в ПФР расчет по страховым взносам на ОПС и ОМС, а также сведения персонифицированного учета за полугодие 2014 года. С недавних пор в этих целях применяется единая форма отчетности - расчет РСВ-1 ПФР.

Уплата страховых взносов во внебюджетные фонды в соответствии с Законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ) подразумевает представление страхователем, производящим выплаты физлицам, двух форм отчетности.

Не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, страхователи обязаны представлять в ФСС расчет по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (подп. 2 п. 9 Закона № 212-ФЗ). Не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в ПФР подлежит сдаче расчет по взносам, начисляемым работодателями, на обязательное пенсионное и медицинское страхование (подп. 1 п. 9 Закона № 212-ФЗ). Нарушение данных сроков, установленных для сдачи расчетов, влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 46 Закона № 212-ФЗ. Размер штрафа в данном случае определяется исходя из суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода. Взысканию подлежат 5 процентов от нее за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления расчета, но не более 30 процентов и не менее 1000 рублей.

Но помимо этого статус страхователя по обязательному пенсионному страхованию и уплата соответствующих взносов обязывает представлять в ПФР сведения индивидуального (персонифицированного) учета (п. 2 ст. 11 Закона от 1 апреля 1994 года № 27-ФЗ, далее – Закон № 27-ФЗ). С начала текущего года в соответствии с изменениями, внесенными в подпункт 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, представлять их необходимо непосредственно в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС и ОМС. В связи с этим действующая форма расчета РСВ-1 ПФР, введенная в действие с отчетной компании за I квартал 2014 года, объединяет в себе как отчетность по начисленным и уплаченным взносам, так и по сведениям персучета.

Но за нарушение срока представления данных индивидуального учета также предусмотрена ответственность. Она установлена статьей 17 Законом № 27-ФЗ и подразумевает взыскание 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в ПФР за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки сведения персучета. Аналогичная ответственность применяется в случае подачи неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.

Таким образом, закономерно возникает вопрос о порядке привлечения страхователя к ответственности в случае представления расчета РСВ-1 ПФР в более поздние сроки, чем установлено законодательством. Вправе ли инспекторы фонда в подобной ситуации оштрафовать его сразу по двум основаниям?

В письме от 8 апреля 2014 г. № 13-3/13-142 представители Минтруда ответили на данный вопрос отрицательно, указав, что согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ предполагает, что сведения персучета теперь являются неотъемлемой частью расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС и ОМС. Между тем дважды привлекать плательщика страховых взносов к ответственности за совершение одного и того же правонарушения, а именно за непредставление такого расчета, недопустимо. Поэтому чиновники решили остановиться лишь на одних санкциях. По мнению экспертов Минтруда, в данном случае должны применяться только санкции, предусмотренные статьей 46 Закона № 212-ФЗ. Однако следует отметить, что чиновники вовсе не исключают возможности привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной Законом № 27-ФЗ, в том, что касается представления недостоверных (неполных) сведений персучета.

Состав расчета

Форма расчета РСВ-1 ПФР и Порядок его заполнения утверждены постановлением правления ПФР от 16 января 2014 г. № 2п (далее – Порядок). Она включает в себя титульный лист и шесть разделов:

– раздел 1 «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам»;

– раздел 2 «Расчет страховых взносов по тарифу и по дополнительному тарифу»;

– раздел 3 «Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов»;

– раздел 4 «Сумма доначисленных страховых взносов с начала расчетного периода»;

– раздел 5 «Сведения, необходимые для применения положений пункта 1 части 3 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ...»;

– раздел 6 «Сведения о сумме выплат, иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица».

Обязательными для формирования всеми плательщиками взносов являются титульный лист и разделы 1 и 2 расчета.

Раздел 3, а вернее, соответствующие его подразделы, заполняются в случае применения пониженных тарифов в соответствии со статьей 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Раздел 4 формируется, если в полугодии 2014 года страхователю были доначислены страховые взносы за предыдущие отчетные (расчетные) периоды. Если заполнена строка 120 раздела 1 расчета, то должен быть сформирован и раздел 4.

Раздел 5 заполняется только плательщиками взносов, которые производят выплаты и иные вознаграждения, на которые не начисляются пенсионные взносы в силу пункта 1 части 3 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ).

Раздел 6 представляет собой сведения индивидуального персонифицированного учета, заполняется и представляется плательщиками на всех застрахованных лиц, в пользу которых в отчетном периоде начислены выплаты и иные вознаграждения, признаваемые объектом обложения страховыми взносами.

Раздел 2 содержит 5 подразделов. В подраздел 2.1 производится расчет страховых взносов по тарифу, применяемому в целом по страхователю. При этом если в течение отчетного периода применялось более одного тарифа, в расчет включается столько страниц подраздела 2.1, сколько тарифов применялось в течение отчетного периода.

Подразделы 2.2, 2.3 и 2.4 предназначены для расчета пенсионных взносов, уплачиваемых в ПФР по дополнительному тарифу.

Подраздел 2.2 заполняется плательщиками страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений в пользу сотрудников, занятых на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», далее – Закон № 173-ФЗ). В 2014 году с таковых в ПФР подлежит уплате 6 процентов от начисленных им сумм сверх общего тарифа (ч. 1 ст. 58.3 закона № 212-ФЗ).

Подраздел 2.3 заполняется плательщиками страховых взносов в отношении выплат в пользу физлиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2–18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ. В 2014 году с таковых в ПФР подлежит уплате 4 процента от начисленных им сумм сверх общего тарифа (ч. 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ).

Подраздел 2.4 заполняется плательщиками страховых взносов, применяющими дополнительные тарифы взносов, дифференцированные в зависимости от установленного класса условий труда (ч. 2.1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ, см. таблицу).

Таблица. Дополнительные тарифы взносов на ОПС по классам условий труда

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф (%)

Опасный

4

8

Вредный

3.4

7

3.3

6

3.2

4

3.1

2

Допустимый

2

0

Оптимальный

1

0

При этом по общему правилу дифференцированные доптарифы применяются при расчете взносов с выплат в пользу работников, в отношении рабочих мест которых проводилась специальная оценка условий труда. В случае, когда такая оценка не имела места, тариф допвзносов в ПФР определяется в зависимости от вида «вредных» работ сотрудника.

Вместе с тем до 31 декабря 2018 года действительны и результаты аттестации рабочих мест, проведенной в ранее действовавшем порядке, если с момента ее завершения еще не истекло 5 лет. Это предусмотрено пунктом 5 статьи 15 Закона № 421-ФЗ. В свою очередь, как следует из письма ПФР от 12 февраля 2014 года № НП-30-26/1707, результаты такой аттестации рабочих мест, могут учитываться в том числе и в целях применения дифференцированных в зависимости от класса условий труда размеров дополнительного тарифа. Однако следует учитывать, что при определении доптарифа результаты аттестации применимы только в отношении рабочих мест, условия труда на которых ею признаны вредными и (или) опасными. В случае же, если условия труда на рабочих местах, предполагающих уплату пенсионных взносов по доптарифу, признаны оптимальными и (или) допустимыми, итоги такой аттестации уже не учитываются. Иными словами, «нулевой» дополнительный тариф при этом остается недоступен, и взносы подлежат уплате по тарифам, установленным частями 1 и 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ.

Подраздел 2.5 представляет собой данные о пачках документов, содержащих сведения по персучету и подлежит заполнению, если заполнен раздел 6. В таблице 2.5.1 приводится перечень пачек документов исходных данных персучета, в таблице 2.5.2 – корректирующих.

В разделе 1 отражаются итоговые суммы начисленных и уплаченных взносов на ОПС и ОМС, то есть в нем сводятся данные по страховым взносам всех заполненных подразделов 2.1, 2.2, 2.3 и 2.4, а также раздела 4.

Для всех плательщиков страховых взносов

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды относятся начисления в пользу физических лиц:

– в рамках трудовых отношений;

– по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг;

– по договорам авторского заказа;

– в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями, или с которым заключены трудовые договоры и (или) вышеуказанные гражданско-правовые договоры.

Не признаются объектом обложения страховыми взносами:

– выплаты, производимые в рамках договоров ГПХ, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), либо передача таковых в пользование;

– вознаграждения, начисленные в пользу иностранцев и лиц без гражданства по трудовым договорам, которые подписаны с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами РФ;

– выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с ведением ими деятельности за пределами России в рамках заключенных договоров ГПХ, предметом которых выступает выполнение работ, оказание услуг.

Кроме того, от обложения страховыми взносами освобождены выплаты, которые перечислены в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Но как это нередко бывает, на практике данных норм не всегда достаточно, чтобы прийти к однозначному выводу о том, являются ли объектом обложения взносами во внебюджетные фонды те или иные суммы. В частности, как правило, инспекторы фондов расценивают как выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений любые начисления работодателя в пользу работника, с которым заключен трудовой договор. И если они не освобождены от обложения согласно статье 9 Закона № 212-ФЗ, то, по мнению чиновников, облагаются взносами в общем порядке. Однако согласно правовой позиции Президиума ВАС, изложенной в постановлении от 14 мая 2013 г. № 17744/12, выплаты, носящие социальный характер, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников. И на этом основании не могут быть признаны объектом обложения страховыми взносами.

Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление. В определении от 19 марта 2014 г. № ВАС-2564/14 коллегия ВАС не признала объектом обложения страховыми взносами стоимость льготных и бесплатных путевок на санаторно-курортное лечение для работников, предоставленных работодателем на основании письменных заявлений и медицинских справок сотрудников. При этом условия, порядок выдачи и оплаты путевок были предусмотрены положениям коллективного договора и принятого в соответствии с ним Временного положения.

В определении от 14 ноября 2013 г. № ВАС-15670/13 коллегия ВАС также не признала объектом обложения взносами суммы частичного возмещения обществом работникам стоимости путевок на санаторно-курортное лечение на основании коллективного договора.

В каждом случае высшие судьи посчитали спорные суммы единовременными выплатами социального характера, поскольку они не носили систематического характера, не зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой ими работы и исчислялись безотносительно к суммам установленных окладов, тарифов, надбавок или к периоду трудового стажа. По крайней мере, доказательств обратного инспекторы в ходе рассмотрения дела не представили.

Но вместе с тем очевидно, что в зависимости от порядка и условий предоставления персоналу путевок или возмещения части их стоимости, даже с точки зрения судей соответствующие суммы могут являться выплатами, производимыми в рамках трудовых отношений, а значит, облагаться страховыми взносами в общем порядке. В этом свете, если работодателем в том числе предоставляются путевки (возмещается стоимость) членам семьи работника, следует иметь в виду также следующий момент.

Поскольку члены семьи работника не состоят в трудовых отношениях со страхователем, выплаты в их пользу не являются объектом обложения страховыми взносами. Но выплатой в пользу членов семьи работника чиновники признают только оплату работодателем стоимости путевок для них непосредственно в организацию, осуществляющую ее предоставление, или самим членам семьи. В этом случае таковая действительно, по их мнению, не облагается страховыми взносами (письмо Минтруда от 18 февраля 2014 года № 17-3/ООГ-82, ФСС от 17 ноября 2011 г. № 14-03-11/08-13985). Суммы компенсации за приобретенные санаторно-курортные путевки для членов семьи, выплачиваемые самому работнику, чиновники рассматривают уже как выплату, производимую в рамках трудовых отношений с сотрудником, облагаемую страховыми взносами в общем порядке (письмо ФСС от 17 ноября 2011 г. № 14-03-11/08-13985).

Компенсация за задержку зарплаты. В письме от 15 марта 2011 г. № 784-19 эксперты Минздравсоцразвития указали, что проценты, начисляемые работодателем сотрудникам в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса за каждый день просрочки по выплате зарплаты, облагаются взносами во внебюджетные фонды в общем порядке. Свою позицию чиновники аргументировали тем, что в перечне не облагаемых взносами выплат, перечисленных в статье 9 Закона № 212-ФЗ, компенсация за задержку зарплаты не упомянута. Подпункт «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ, на основании которого не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, по их мнению, в данном случае неприменим. Взяли на вооружение данные разъяснения и представители ФСС (письма фонда от 13 апреля 2011 г. № 14-03-11/08-3338, от 17 ноября 2011 г. № 14-03-11/08-13985).

Однако Президиум ВАС в постановлении от 10 декабря 2013 года № 11031/13 отметил, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда. При этом денежная компенсация, предусмотренная статьей 236 Трудового кодекса, указали судьи, является видом материальной ответственности работодателя перед работником и выплачивается физлицу в силу закона в связи с выполнением им трудовых обязанностей. Следовательно, она не подлежит обложению страховыми взносами на основании подпункт «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ.

Стипендия по ученическому договору. В постановлении от 3 декабря 2013 года № 10905/13 Президиум ВАС не признал выплатой, производимой в рамках трудовых отношений, стипендию, выплачиваемую хозяйствующим субъектом по ученическому договору. Следовательно, таковая не является объектом обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды. Причем это касается выплаты стипендии по ученическому договору как с лицом, ищущим работу, так и со штатным работником.

Аналогичные выводы содержатся в письмах ФСС от 18 декабря 2012 г. № 15-03-11/08-16893, от 17 ноября 2011 г. № 14-03-11/08-13985). Как указывают представители Соцстраха, что предметом ученического договора не является выполнение трудовой функции либо выполнение работ (услуг), то есть стипендия по такому договору не является выплатой, начисляемой в рамках трудовых отношений.

Компенсация за использование личного легкового автомобиля. Согласно подпункту «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ взносами во внебюджетные фонды  не облагаются все виды предусмотренных законодательством компенсационных выплат, связанных, в частности, с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей. На этом основании освобождается от обложения взносами компенсация, выплачиваемая сотруднику за использование его личного имущества в служебных целях, так как ее выплата прямо предусмотрена статьей 188 Трудового кодекса. Данный факт признали представители Минздравсоцразвития в письме от 26 мая 2010 г. № 1343-19 и специалисты ПФР в письме от 29 сентября 2010 г. № 30-21/10260. Аналогичную позицию по данному вопросу высказали и представители Минтруда в письме от 26 февраля 2014 г. № 17-3/В-92. Однако в данном случае чиновники отметили также, что если сотрудник управляет автомобилем, используемым в интересах компании, на основании доверенности, то соответствующая компенсация облагается взносами в общем порядке. Дело в том, что в этом случае авто уже не может считаться личным имуществом сотрудника, а выплачиваемая ему компенсация – компенсацией, предусмотренной статьей 188 ТК.

Матвыгода от экономии на процентах. В письме от 17 мая 2010 г. № 1212-19 специалисты Минздравосоцразвития указывали, что сама выплата займа работнику к объекту обложения страховыми взносами не относится, поскольку производится в рамках гражданско-правового договора, предметом которого является переход права собственности (п.1 ст. 807 ГК). Однако с невозвращенной работником суммы займа в случае прекращения его обязательства по возврату, страховые взносы, по мнению чиновников, все же подлежат уплате. Тем не менее, как указали уже представители Минтруда в письме от 17 февраля 2014 года № 17-4/В-54, материальную выгоду от экономии на процентах за пользование заемными средствами необходимо рассматривать именно как выплату по гражданско-правовому договору, предметом которого является переход права собственности или иных вещных прав на имущество. В связи с этим посчитали чиновники, при расчете взносов таковая не учитывается.

Софья Черных, эксперт ООО «ЦЭИНФ»
Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 1328 / Комментариев: 0
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.06/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.1 | 17 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться