|
|||
Вернутся к содержанию
Статья на стр. 45: Транспортные средства в учете
Автомобиль нашей компании пострадал в ДТП. Какие документы необходимы для оформления выбытия ТС? Как отражается такая операция в налоговом учете? Как быть с НДС? Нужно ли восстанавливать «входной» налог, который ранее был принят к вычету?
В данном случае все зависит от оснований выбытия автомобиля.
Вариант 1. Компания не желает заниматься ремонтом и реализует ТС. Выручка от такой операции должна организации доходы от реализации (п. 1 ст. 249 НК). Но согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса ее можно уменьшить на остаточную стоимость автомобиля. При линейном методе начисления амортизации таковая определяется как разница между первоначальной стоимостью авто и суммой начисленной за время его использования амортизации, при нелинейном – по специальной формуле, установленной пунктом 1 статьи 257 Кодекса.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 268 Кодекса налогоплательщик вправе снизить выручку от реализации ТС на сумму издержек, непосредственно связанных с продажей. В частности, принимаются во внимание расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества, то есть затраты на предпродажную подготовку (напр., мойку и косметический ремонт авто).
В том случае, если остаточная стоимость авто в совокупности с расходами на продажу превышает доходы от его реализации, соответствующая разница в целях налогообложения прибыли признается убытком. Его следует включать в состав прочих расходов равными долями в течение срока, который определяется как разница между сроком полезного использования ТС и фактическим периодом его эксплуатации до момента продажи (п. 3 ст. 268 НК). Если же фактический период использования автомобиля больше или равен нормативному (объект ОС полностью самортизирован), то убыток от продажи признайте единовременно (письмо Минфина от 27 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/454).
К документам, подтверждающим для целей налогообложения прибыли выбытие ТС в связи с продажей, относятся договор купли-продажи и акт приемки-передачи ОС.
При этом на основании пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса реализация имущества облагается НДС в общем порядке. Следовательно, даже при переходе права собственности на автомобиль, оснований для восстановления «входного» налога, ранее принятого к вычету нет (письмо Минфина от 29 января 2010 г. № 03-07-11/12).
Вариант 2. Автомобиль не подлежит восстановлению, либо компания опять же не желает заниматься его ремонтом, но покупателя на данное ТС нет, и авто ликвидируется. В данном случае оформляют приказ руководителя компании и акт о списании (ликвидации) основного средства, подписанный членами ликвидационной комиссии. Акт должен содержать: год создания объекта, дату поступления на предприятие, дату ввода в эксплуатацию, первоначальную стоимость объекта (для переоцененных - восстановительную), сумму начисленного износа, количество проведенных капитальных ремонтов, причины списания и возможность использования как самого объекта, так и отдельных его узлов и деталей (письмо Минфина от 9 июля 2009 г. № 03-03-06/1/454).
При этом в состав внереализационных расходов могут быть включены как сами затраты на ликвидацию выводимой из эксплуатаций машины, так и сумма недоначисленной амортизации, если таковая начислялась линейным методом (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК). В случае если использовался нелинейный способ, сумма недоначисленной амортизации по ТС будет продолжать списываться в рамках суммарного баланса соответствующей амортизационной группы (подгруппы) (письма Минфина от 24 февраля 2014 г. № 03-03-06/1/7550, от 24 апреля 2012 г. № 03-03-10/41 и от 20 декабря 2010 г. № 03-03-06/2/217).
При этом, по мнению представителей Минфина, при досрочном выбытии ОС (до окончания срока амортизации), списываемым с учета, ранее принятый к вычету НДС в части, относящейся к остаточной стоимости объекта без учета переоценки, подлежит восстановлению и включению в состав прочих расходов (ст. 264 НК). В обоснование своей позиции чиновники ссылаются на подпункт 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса. Согласно данной норме НДС восстанавливается в случае, если объекты не используются в облагаемой данным налогом деятельности (письма Минфина от 29 января 2009 г. № 03-07-11/22, от 7 декабря 2007 г. № 03-07-11/617 и др.).
Вместе с тем судьи в большинстве своем указывают, что в пункте 3 статьи 170 Налогового кодекса приведен закрытый перечень случаев, когда необходимо восстанавливать ранее принятый к вычету НДС. Досрочное выбытие основных средств по любым основаниям в нем не поименовано. Значит, и делать это в случае списания ТС с баланса не нужно (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 27 августа 2013 г. по делу № А27-19496/2012, ФАС Северо-Кавказского округа от 23 ноября 2012 г. по делу № А32-36919/2011, ФАС Дальневосточного округа от 30 июня 2009 г. № Ф03-2765/2009; ФАС Поволжского округа от 14 мая 2009 г. по делу № А55-4292/2008; ФАС Московского округа от 13 января 2009 г. № КА-А40/12259-08 и др.).
Организация применяет УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» и планирует купить автомобиль. Оплата будет производиться в рассрочку в рассрочку. Как определить первоначальную стоимость ТС?
Основными средствами для целей применения «упрощенки» в силу пункта 4 статьи 346.16 Налогового кодекса признаются объекты ОС, относящиеся к амортизируемому имуществу по правилам главы 25 Налогового кодекса. Иными словами, они должны принадлежать налогоплательщику на праве собственности, использоваться в производстве или для управленческих нужд и иметь сок полезного использования более года. Первоначальная стоимость таких активов должна составлять более 40 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК).
«Упрощенцы» с объектом налогообложения «доходы за минусом расходов», руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса могут уменьшать базу по единому налогу на сумму затрат на приобретение ОС. При этом основные средства приобретенные (созданные) в период применения УСН принимаются к учету по первоначальной стоимости, определяемой по правилам бухгалтерского учета (п. 3 ст. 346.16 НК). Иными словами, нужно ориентироваться на ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н. В силу пункта 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью объекта ОС считается совокупность фактических затрат на его приобретение. Таким образом, учитываются суммы, уплачиваемые согласно договору продавцу, а также расходы на доставку автомобиля. Увеличивают стоимость ТС и платежи, связанные с постановкой актива на регистрационный учет в органах ГИБДД. Кроме того, в «первоначалку» должны быть включены, при их наличии, и такие расходы, как: оплата консультационных, информационных и посреднических услуг; таможенные сборы (в случае импорта объекта); прочие издержки.
По общему правилу НДС, предъявленный покупателю, не включается в первоначальную стоимость ОС (п. 8 ПБУ 6/01). Однако «упрощенцы» не признаются плательщиками данного налога согласно пункту 3 статьи 346.11 Налогового кодекса. Значит, «входной» НДС также будет увеличивать стоимость купленного автомобиля (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК, письмо Минфина от 12 ноября 2008 г. № 03-11-04/2/167).
Что касается процентов за рассрочку, то, по мнению чиновников, их также нужно учитывать как расходы на покупку ОС. Проще говоря, эти издержки увеличивают первоначальную стоимость приобретенного имущества (письмо Минфина от 2 июля 2010 г. № 03-11-11/182).
Организацией для управленческих нужд приобретен автомобиль. Является ли он объектом обложения налогом на имущество до проведения техосмотра и регистрации в ГИБДД? Автомобиль относится к представительскому классу и его стоимость превышает 4 миллиона рублей. Это значит, что при расчете авансов по транспортному налогу в отношении него следует применять повышающий коэффициент?
Хотя согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса объектом обложения по налогу на имущество является как недвижимое, так и движимое имущество, учтенное на балансе в качестве основных средств, в рассматриваемой ситуации автомобиль не будет облагаться налогом на имущество ни до, ни после проведения техосмотра и регистрации его в ГИБДД. С начала 2013 года движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года, исключено из состава объекта налогообложения (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК).
Что касается авансов по транспортному налогу, то таковой с начала текущего года в отношении легковых автомобилей, стоимость которых превышает 3 млн руб., действительно исчисляется в особом порядке. В соответствии с пунктом 2 статьи 362 Налогового кодекса при определении налоговой базы по таким ТС должны применяться повышающие коэффициенты. Их размер зависит от стоимости автомобиля и от его года выпуска.
Однако в пункте 2.1 статьи 362 Кодекса, определяющем порядок расчета авансовых платежей по транспортному налогу, нет ни слова о необходимости применения повышающих коэффициентов. В связи с этим авансовые платежи по данному налогу в любом случае исчисляются без повышающих коэффициентов. Таковые следует применять только при расчете налога за налоговый период (письма Минфина от 11 апреля 2014 г. № 03-05-04-01/16508, ФНС письмом от 23 апреля 2014 г. № БС-4-11/7781).
«СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ: НОВОВВЕДЕНИЯ 2015»