|
|||
Вернутся к содержанию
Статья на стр. 9: Работа над ошибками в УПД
В конце 2013 года Федеральная налоговая служба рекомендовала налогоплательщикам применять в работе так называемый Универсальный передаточный документ – УПД. Объединив в себе форму счета-фактуры и «первичные» реквизиты, этот документ позволяет использовать его и для целей применения вычетов по НДС, и для признания расходов по налогу на прибыль. Однако несмотря на неоспоримые преимущества УПД, в массовом порядке он, увы, до сих пор не применялся. И все вроде хорошо, но… Как исправлять допущенные при заполнении «гибридного» счета-фактуры ошибки? Благо теперь на этот вопрос представители ФНС дали, наконец, исчерпывающий ответ.
Счет-фактура является основным документом, служащим основанием для принятия НДС к вычету. Форма и порядок его заполнения утверждены постановлением правительства от 26 декабря 2011 г. № 1137. При этом Налоговый кодекс не запрещает указывать в счетах-фактурах дополнительные реквизиты (см., напр., письма Минфина от 30 октября 2012 г. № 03-07-09/146, от 12 сентября 2012 г. № 03-07-14/88, письма ФНС от 18 июля 2012 г. № ЕД-4-3/11915@ , от 26 января 2012 г. № ЕД-4-3/1193 и т. д.).
В свою очередь Закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) дал хозяйствующим субъектам некоторую свободу и в выборе форм документирования фактов хозяйственной жизни. В большинстве случаев организациям и ИП дано право самостоятельно разработать форму «первички». Главное, чтобы при этом в ней присутствовали все обязательные реквизиты, перечень которых приведен в статье 9 Закона № 402-ФЗ. Между тем «первичка» помимо прочего является и документами, подтверждающими понесенные налогоплательщиком расходы при исчислении налога на прибыль.
Собственно говоря, именно указанная свобода, которая дана хозяйствующим субъектам в части разработки форм первичной учетной документации, а также указания в счетах-фактурах дополнительных реквизитов, и стала основой идеи объединить счет-фактуру и «первичку». Эта идея воплощена в жизнь в письме ФНС от 21 октября 2013 г. № ММВ-20-3/96@. Ее смысл заключается в следующем. При совершении операций по передаче товаров (работ, услуг, имущественных прав) вместо обычной формы счета-фактуры и соответствующей первичной документации организациям и ИП рекомендуется использовать предложенную чиновниками форму Универсального передаточного документа (УПД). Эта форма разработана на «базе» формы обычного счета-фактуры, которая дополнена недостающими «первичными» реквизитами. Ее основное предназначение – объединение обязательных реквизитов счета-фактуры и первичного учетного документа для того, чтобы она могла применяться для подтверждения и расходов при исчислении налога на прибыль, а также права на вычет по НДС. В ФНС подчеркивают, что такое объединение при соблюдении требований Закона № 402-ФЗ и главы 21 Налогового кодекса не может лишить хозяйствующего субъекта ни возможности учитывать оформленный факт хозяйственной жизни в целях бухгалтерского учета, ни возможности использовать право на налоговый вычет по НДС и возможности использовать право подтверждения затрат в целях исчисления налога на прибыль организаций (и др. налогов).
Статусы УПД
Итак, Универсальный передаточный документ – это, что называется, «два в одном» (и «первичка», и счет-фактура). Причем использовать его могут как плательщики НДС, так и лица, которые таковыми не являются. Во втором случае, очевидно, что УПД будет являться просто первичным учетным документом. И, надо сказать, что этого немало. Во-первых, тем самым хозяйствующий субъект избавляется от необходимости разрабатывать собственную форму «первички», ведь куда надежнее использовать форму, которая рекомендована ФНС и отвечает всем установленным Законом № 402-ФЗ требованиям. Во-вторых, это необходимо еще и потому, что покупатель может попасть в ситуацию, когда по одной и той же операции (приобретение товаров у плательщиков и неплательщиков НДС) к нему будут поступать разные по форме документы. Очевидно, что тем самым усложняется процедура их ввода в автоматизированную бухгалтерскую систему. И, в конечном счете, это также мешает массовому переходу на применение УПД.
Чтобы выделить сферу применения УПД, в первую очередь необходимо указать статус этого документа. Перечислим их:
– статус «1» означает, что УПД используется, что называется, по полной – и как счет-фактура, и как первичный учетный документ;
– статус «2» присваивается в случае, когда УПД нужен только как «первичка» – передаточный акт.
Обратите внимание! Если продавец не является плательщиком НДС, к примеру, в связи с применением «упрощенки», то в УПД он ставит статус «2». Плюс ко всему, в данном случае важно «не заскочить» на поля документа, которые заполняются исключительно плательщиками НДС:
– «К платежно-расчетному документу» (строка 5);
– «В том числе сумма акциза» (графа 6);
– «Налоговая ставка» (графа 7);
– «Цифровой код страны происхождения товара» (графа 10);
– «Краткое наименование страны происхождения товара» (графа 10а);
– «Номер таможенной декларации» (графа 11).
В ФНС отмечают, что использование УПД, имеющего в своем названии слова «Счет-фактура», в статусе только первичного документа организациями и ИП, не являющимися плательщиками НДС, не влечет за собой для них обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС. Главное, чтобы при этом отсутствовали показатели в графах 7 и 8. Дело в том, что поле «Статус» имеет информационный характер. Первостепенное значение имеет именно содержание документа. Поэтому, если будет указан статус «2», а в полях УПД появятся данные о ставке и сумме НДС, то такой документ будет переквалифицирован со всеми, что называется, вытекающими.
Особенности исправления ошибок
Необходимо отметить, что сами представители ФНС признавали, что массовое применение «гибридного» счета-фактуры тормозится отсутствием у хозяйствующих субъектов понимания, каким образом исправлять допущенные в нем ошибки. И только благодаря письму ФНС от 17 октября 2014 г. № ММВ-20-15/86@ в этом вопросе появилась ясность.
Мы не зря так подробно остановились на статусах УПД. Дело в том, что в зависимости от сферы применения этого документа различается и порядок исправления допущенных в нем ошибок. Ведь в данной части должны быть соблюдены как правила, установленные постановлением правительства № 1137 для исправления ошибок в счетах-фактурах, так и порядок, определенный Законом № 402-ФЗ для внесения исправлений в «первичку».
Итак, что касается внесения исправлений в счета-фактуры. Таковые вносятся продавцом путем составления новых экземпляров счетов-фактур. В строке 1 нового экземпляра нужно указать данные первоначального экземпляра (номер и дату). Также в нем необходимо заполнить строку 1а – указать порядковый номер и дату внесения изменений. Далее указываются остальные реквизиты с правильными значениями.
Здесь важно отметить, что в счетах-фактурах требуется исправлять далеко не все ошибки. Так, в случае обнаружения в счетах-фактурах ошибок, не препятствующих налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, новые экземпляры счетов-фактур не составляются. Связано это с тем, что такие ошибки не являются основанием для отказа в применении вычетов по НДС (п. 2 ст. 169 НК).
В свою очередь Закон № 402-ФЗ также допускает внесение исправлений в первичные учетные документы (кроме кассовых и банковских) (ч. 7 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). При этом исправление в «первичке» должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Более никаких требований Законом № 402-ФЗ не установлено.
Итак, как видим, порядок исправления ошибок в счетах-фактурах и «первичке» существенно разнится, но… Универсальный передаточный документ, по сути, представляет собой и «первичку» и счет-фактуру одновременно. Соответственно, необходимо искать, что называется, компромиссный вариант исправления ошибок.
Классификация ошибок
Прежде всего начнем с порядка исправления ошибок, допущенных в УПД со статусом «1». Ведь в конце концов «гибридный» счет-фактура и был задуман как документ, который совместит в себе обязательные реквизиты счета-фактуры и первичного учетного документа для того, чтобы он мог использоваться для подтверждения расходов при исчислении налога на прибыль, а также для применения вычета по НДС. Здесь «промахнуться» можно как при внесении данных в полях счета-фактуры, так и в «первичных» реквизитах, а то и вовсе, что называется, на всех фронтах. Поэтому рассмотрим каждую из возможных ситуаций по отдельности.
1. Ошибка допущена в показателях, которые относятся одновременно как к счету-фактуре, так и к «первичке».
Подобные ошибки исправляются путем составления нового УПД со статусом «1». При этом в исправленном УПД сохраняются данные показателей строки 1 первоначального «гибридного» счета-фактуры (номер и дата) и заполняется строка 1а, в которую вписывается порядковый номер исправления и дата его внесения. Далее в новый экземпляр УПД переносятся все показатели из первоначального документа с указанием исправленных сведений. Подписывается исправленный УПД в том же порядке, что и его первоначальный вариант.
2. Ошибка не мешает налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя, наименование товара (работ, услуг, имущественных прав), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму «входного» НДС.
Вообще, в этом случае, как мы уже говорили, правила, утвержденные постановлением правительства № 1137, в целях применения вычетов по НДС не требуют составления нового экземпляра счета-фактуры. В то же время в бухучете каждый факт хозяйственной жизни нужно должным образом задокументировать. А значит, неточности и т. п., которые на вычет по НДС не влияют, в «гибридном» счете-фактуре следует все же исправить.
ФНС в письме от 17 октября 2014 г. № ММВ-20-15/86@ в таких ситуациях рекомендует поступать следующим образом. Исправить ошибку, по мнению чиновников, нужно опять же путем составления нового экземпляра УПД. Однако здесь имеется несколько отличий от предыдущей ситуации.
Во-первых, в форме исправленного экземпляра УПД нужно указывать статус «2»! Это нужно для того, чтобы уже при беглом взгляде на документ было понятно, что исправления вносились только в «первичную» часть документа.
Во-вторых, составление исправленного экземпляра УПД не затрагивает отношения, связанные с исчислением НДС и заявлением налогового вычета. А подписать должны его лица, которые его и составили, указав свои фамилии и инициалы либо др. реквизиты, которые позволят их идентифицировать. То есть документ вовсе не должен быть подписан руководителем и главбухом (уполномоченными ими лицами). Соответственно, такой исправленный экземпляр УПД в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в книге покупок и книге продаж не регистрируется.
3. Ошибка допущена в показателях, относящихся только к первичному учетному документу, то есть в сведениях, размещенных за границей формы счета-фактуры.
Подобные ошибки могут быть исправлены двумя способами. Во-первых, в точности, как в предыдущей ситуации, можно составить новый экземпляр УПД, отразив в нем все исправления. Во-вторых, исправить неточности можно по правилам, которые прописаны в пунктах 4.2 и 4.3 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 г. № 105). А именно, нужно зачеркнуть одной чертой неправильный текст или суммы и надписать над зачеркнутым верный вариант. Устранение ошибки должно быть оговорено надписью «Исправлено», подтверждено подписью лиц, подписавших документ, с указанием даты исправления.
Исправляй… по статусам
На первый взгляд, самое сложное у нас уже позади. Ну какие могут быть проблемы с внесением исправлений в УПД со статусом «2»? В таком случае мы имеем дело просто с «первичкой», которую и следует исправлять в порядке, установленном в пункте 7 статьи 9 Закона № 402-ФЗ. И, собственно говоря, мы этот порядок уже рассмотрели в предыдущей ситуации. В принципе, это основной алгоритм исправления «первичных» ошибок.
Однако представители ФНС в письме от 17 октября 2014 г. № ММВ-20-15/86@ решили несколько усложнить задачу. Они рассмотрели случай, когда изначально был составлен УПД со статусом «2» по ошибке, например, в связи с неверным определением места реализации и т. п. В подобных ситуациях чиновники рекомендуют исправлять показатели УПД в части первичного учетного документа по названным нами «первичным» правилам, а счет-фактуру на основании исправленных данных об отгрузке они советуют выставлять отдельно.
В завершение отметим, что представители ФНС еще в письме от 21 апреля 2014 г. № ГД-4-3/7593 признавали, что налоговые расходы могут быть подтверждены исправленным универсальным передаточным документом. Чиновники отметили, что дата признания в налоговом учете расхода подтверждается соответствующей информацией первичного документа (УПД), которая определяет фактическую дату осуществления сделки. При этом момент признания расхода не зависит от даты исправления документа. Ну а что касается вычетов по НДС, то в ФНС считают, что таковые могут быть применены покупателем в том налоговом периоде, в котором получен исправленный УПД, естественно, при одновременном соблюдении иных условий, предусмотренных главой 21 Налогового кодекса.
Дмитрий Ковалев, эксперт ООО «ЦЭИНФ»