|
|||
Вернутся к содержанию
Статья на стр. 42: Взносы во внебюджетные фонды’2015
Добрый день! Мы в декабре прошлого года заключили трудовой договор с временно пребывающим иностранцем на 4 месяца. Знаю, что с 2015 года взносы с выплат в пользу таких мигрантов нужно платить в том числе в ФСС. А по какому тарифу? И нужно ли начислять их, если договор заключен на период не менее 6 месяцев?
Да, действительно, с начала 2015 года обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат в том числе временно пребывающие в России иностранцы и лица без гражданства, если они работают по трудовому договору. Исключением являются высококвалифицированные специалисты (подп. 1 п. 1 ст. 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ). Таким образом, с выплат в пользу работников-иностранцев, которые прибыли в нашу страну в порядке, не требующем визы, работодателем (в том числе, имеющим право на пониженные тарифы взносов) должны уплачиваться страховые взносы в ФСС на соответствующий вид страхования (п. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 1 ст. 2.1 Закона № 255-ФЗ). Правда, перечислять их нужно по пониженному тарифу – 1,8 процента (п. 2.1 п. 2 ст. 12, п. 3 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ). При этом срок, на который заключен трудовой договор с работником-мигрантом, в данном случае значения не имеет.
Более того, с начала 2015 года в рамках обязательного пенсионного страхования временно пребывающие в России иностранцы и лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов) признаются застрахованными лицами также независимо от срока заключенного с ними трудового договора (п. 1 ст. 7 Закона от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ). Это значит, в рассматриваемой ситуации вам необходимо уплачивать страховые взносы с выплат в пользу работника-иностранца в том числе в ПФР (п. 1 ст. 6 Закона № 167-ФЗ, п. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ). Но в данном случае применение пониженного тарифа не предусмотрено, если, конечно, работодатель в целом не рассчитывается с внебюджетными фондами по льготному тарифу.
Это значит, что если наш мигрант вдруг заболеет в период действия трудового договора, ему нужно будет выплатить пособие по временной нетрудоспособности?
Нет. Поскольку временно пребывающие в России иностранцы и лица без гражданства, работающие по трудовому договору, теперь подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, они действительно имеют право на оплату больничного за счет средств ФСС (и работодателя за первые три дня болезни). Но только при условии, что взносы за них уплачивались в течение 6 и более месяцев, предшествующих месяцу их болезни (п. 4.1 ст. 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ). В вашей ситуации это условие до окончания срока действия трудового договора просто не может быть выполнено.
Обратите внимание также, что на пособие по беременности и родам и по уходу за ребенком работники-иностранцы, временно пребывающие в России, права не имеют. Этим во многом и обусловлен пониженный тариф, по которому уплачиваются взносы в ФСС в их пользу.
Здравствуйте! Помогите разобраться. У нас среднесписочная численность физлиц, в пользу которых производились выплаты в 2014 году, составляет 21 человек. А индивидуальные сведения по персонифицированному учету нужно подать на 25 человек. Должны ли мы в этом году представлять расчет РСВ-1 ПФР в Пенсионный фонд в электронном виде?
Согласно пункту 10 статьи 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ в редакции, действующей с 2015 года, расчеты по страховым взносам подлежат представлению во внебюджетные фонды в форме электронных документов в том случае, если среднесписочная численность физлиц, в пользу которых производятся выплаты, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек. Однако необходимо отметить, что хотя данная норма оперирует понятием «среднесписочная численность», для целей представления отчетности по взносам значение имеет средняя численность. Дело в том, что среднесписочная численность не включает в себя внешних совместителей и физлиц, работающих по договорам гражданско-правового характера. А вот в средней численности такие работники учитываются. Между тем взносы на выплаты внешним совместителям и исполнителям по договорам ГПХ начисляются, а значит, по ним необходимо отчитываться. Поэтому при определении формы и способа представления расчетов по взносам во внимание целесообразно принимать именно среднюю численность физлиц, в пользу которых производились выплаты.
При этом, если говорить о расчете по форме РСВ-1 ПФР, то с I квартала 2014 года он включает в себя в том числе сведения персонифицированного учета (раздел 6 расчета, утв. постановление Правления ПФ от 16 января 2014 г. № 2п). Между тем пунктом 2 статьи 8 Закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ установлено, что при представлении сведений персучета на 25 и более застрахованных лиц сдавать их нужно в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Таким образом, в вашей ситуации отчитываться перед ПФР за 2014 год однозначно необходимо в электронной форме.
Что касается представления расчета РСВ-1 ПФР в 2015 году в дальнейшем, то:
– если средняя численность физлиц, в пользу которых производились выплаты в 2014 году, составляет более 25 человек, то отчитываться перед ПФР электронно вам необходимо в течение всего 2015 года;
– если средняя численность физлиц, в пользу которых производились выплаты в 2014 году, составляет 25 и менее человек, то все будет зависеть от того, на скольких физлиц вы подаете индивидуальные персонифицированные сведения. Если их число составит 25 человек, представить расчет необходимо будет в электронном виде. Если меньше – вы вправе отчитаться как электронно, так и на бумаге.
Но обратите внимание, что от формы представления расчетов по взносам во внебюджетные фонды с начала текущего года зависит в том числе срок, когда они должны быть сданы.
Так, расчет по форме РСВ-1 нужно представлять в ПФР:
– при подаче расчета на бумаге – не позднее 15 числа второго месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (в тот же срок, в который ранее представлялся расчет независимо от способа подачи);
– при представлении расчета в электронном виде – не позднее 20-го числа второго месяца, следующего за истекшим периодом.
Добрый день! У нас аптека. С 1 января 2015 года мы перешли на уплату ЕНВД. Насколько я понимаю, это дает нам право уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды по пониженному тарифу. Подскажите, пожалуйста, этот тариф применяется при расчете взносов с выплат в пользу всех работников?
Для аптечных организаций, уплачивающих ЕНВД, действительно предусмотрен пониженный тариф страховых взносов во внебюджетные фонды (подп. 10 п. 1 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). До 2018 года включительно он составляет: 20 процентов – в ПФР, 0 процентов – в ФСС и ФОМС (п. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Для его применения аптечная организации должна признаваться таковой в соответствии с Законом от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
При этом до начала текущего года подпункт 10 пункта 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ предусматривал, что рассматриваемый тариф применяется в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности. В связи с этим Минтруд в письме от 23 августа 2012 г. № 17-3/240 указывал, что по пониженному тарифу взносы должны рассчитываться только с выплат в пользу работников, которые имеют право заниматься фармацевтической деятельностью на основании части 1 статьи 100 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (см. также письмо ПФР от 15 октября 2012 г. № ТМ-30-24/15010). Однако арбитражная практика исходила из того, что пониженный тариф в данном случае действует в отношении всех работников аптечной организации, в том числе и тех, кто не занимается непосредственно фармацевтической деятельностью (определения ВАС от 8 ноября 2013 г. № ВАС-15443/13, ВАС от 31 октября 2013 г. № ВАС-14610/13, ВАС от 6 ноября 2013 г. № ВАС-15094/13).
Вместе с тем с 1 января 2015 года подпункт 10 пункта 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ изложен в новой редакции (подп. «а» п. 29 ст. 5, ст. 6 Закона от 28 июня 2014 г. № 188-ФЗ). Согласно таковой с начала текущего года пониженные тарифы применяются только к выплатам, производимым аптечными организациями в пользу физлиц, которые имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению (см. Порядок, утв. приказом Минздравсоцразвития от 19 марта 2012 г. № 239н). Иными словами, законодательно закреплена позиция контролирующих органов. Это значит, что с выплат прочим физическим лицам вам необходимо рассчитывать страховые взносы по общеустановленным тарифам.
Здравствуйте, скажите, а в каком порядке теперь облагается страховыми взносами выходное пособие, выплачиваемое работнику при увольнении по соглашению сторон? Я слышала, что там были какие-то изменения.
Да, действительно, в части выплат работникам при увольнении с 1 января 2015 года в статью 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, которой установлены необлагаемые страховыми взносами суммы, внесены изменения. Теперь подпункт «д» пункта 2 части 1 данной статьи гласит, что не относятся к освобождаемым от обложения страховыми взносами компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников в виде:
– выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный для лиц, работающих в районах Крайнего Севера);
– компенсации, выплачиваемой руководителю организации, его заместителям или главному бухгалтеру в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка (в том числе если они работали в районах Крайнего Севера).
Таким образом, не облагаются страховыми взносами выплаты при увольнении только в том размере, в котором они положены работникам по Трудовому кодексу. Например, максимальная сумма выходного пособия, равная трехкратному размеру среднего месячного заработка, – это выходное пособие, которое должно быть выплачено работнику, если он работал не на Крайнем Севере, при увольнении в связи с сокращением численности или штата (ст. 178 ТК). В этом смысле каких-либо изменений не произошло, поскольку и ранее выходные пособия, выплачиваемые при увольнении в размере, установленном ТК, не облагались взносами как компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством (п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).
Однако в письмах от 24 сентября 2014 года № 17-3/В-448 и 17-3/В-449 Минтруд указал, что согласно новой редакции подпункта «д» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ в пределах установленного лимита не облагаются взносами все компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников по любым основаниям.
Таким образом, с 1 января 2015 года не облагается взносами в том числе выходное пособие, выплачиваемое при увольнении по соглашению сторон, но только в части, не превышающей трехкратный средний месячный заработок сотрудника (шестикратный – для работников-северян). На сумму превышения взносы необходимо начислить в общем порядке. Данное правило применимо к выплатам, начисленным после 1 января 2015 г.
Здравствуйте! Подскажите, а что следует понимать под пунктом пропуска через Государственную границу РФ в целях исчисления страховых взносов? Мы расположены в районе Крайнего Севера. Оплачиваем работнику стоимость прямого перелета из международного аэропорта в России к месту отпуска, расположенному за пределами территории РФ. В каком размере такую выплату следует освобождать от обложения взносами?
Согласно статье 325 Трудового кодекса лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. На основании пункта 7 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ такая выплата в пользу работника освобождается от обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды. При этом в соответствии с данной нормой в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года, в случае проведения отпуска работником за пределами РФ не подлежит обложению взносами стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Согласно статье 9 Закона от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», под пунктом пропуска через государственную границу, если говорить о перелете, следует понимать территорию в пределах аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), где в соответствии с законодательством РФ производится пропуск через государственную границу. Исходя из этого в письме от 17 ноября 2011 г. № 14-03-11/08-13985 представители ФСС разъясняли, что работник, направляющийся на отдых в иностранное государство воздушным транспортом, пересекает пункт пропуска через Государственную границу РФ в здании аэропорта, открытого для международных сообщений (международных полетов). То есть, по мнению контролирующих органов, если работник летит в отпуск за границу, то взносами не облагается только та часть расходов на проезд, которая приходится на дорогу до аэропорта, где работник проходит пограничный контроль.
Однако в постановлении от 2 октября 2012 г. № 7828/12 Президиума ВАС пришел к выводу, что не должна облагаться взносами и стоимость перелета работника по территории России до места фактического пересечения границы. Аналогичным образом в определении ВАС от 19 ноября 2012 г. № ВАС-14728/12 представители ВАС указали, что государственная территория РФ не заканчивается в пункте пропуска международного аэропорта. Поэтому не подлежит обложению страховыми взносами стоимость перелета от места отправления до другого пункта пропуска, наиболее близкого к границе. В противном случае, подчеркнули они, размер сумм взносов, зачисляемых на лицевой счет работника, ставится в зависимость от способа пересечения им государственной границы. Тем самым нарушается принцип равенства прав застрахованных лиц.
С 1 января текущего года пункт 7 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ изложен в новой редакции (ст. 6 Закона № 188-ФЗ). Теперь согласно данной норме, в случае проведения отпуска работником за пределами РФ не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета, рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ, в том числе международного аэропорта, где работники проходят пограничный контроль.
Таким образом, законодатели попытались уточнить норму закона, тем самым нивелировав позицию Президиума ВАС. И хотя новая формулировка для этих целях не слишком удачная, учитывая, что Высший Арбитражный Суд расформирован, а позиция Верховного суда неизвестна, в рассматриваемой ситуации под пунктом пропуска через Государственную границу РФ безопаснее понимать международный аэропорт, где работник проходит пограничный контроль. Следовательно, освободить от взносов можно только стоимость проезда работника до такого аэропорта.
Добрый день! Насколько я знаю, с этого года должна была появиться возможность получить отсрочку или рассрочку по уплате страховых взносов. Подскажите, пожалуйста, в каких случаях ее можно получить?
Действительно, с начала текущего года в Законе от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, наконец, появился порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате страховых взносов, пеней и штрафов. Право предоставлять таковые у органов контроля, то есть ПФР и ФСС, было еще с 2010 года, однако порядок не был установлен (письмо Минтруда от 25 июня 2014 г. № 17-4/10/П-3456). И Президиум ВАС признал, что в отсутствие такового предоставить отсрочку или рассрочку фонды просто не могут (постановление Президиума ВАС от 16 апреля 2013 г. № 16929/12).
Однако установленный порядок содержит короткий перечень оснований, по которым может быть предоставлена отсрочка или рассрочки по уплате страховых взносов. Поэтому вряд ли такой возможностью смогут воспользоваться многие страхователи. Такой шанс есть, только если:
– страхователю причинен ущерб в результате обстоятельств непреодолимой силы;
– производство и реализация страхователем товаров (работ, услуг) носит сезонный характер;
– страхователю своевременно не перечислены деньги из государственного или муниципального бюджета в объеме, достаточном для выполнения обязанности по уплате взносов (в том числе оплата по государственным или муниципальным контрактам).
Здравствуйте! У нас в конце прошлого года началась выездная проверка ПФР. По идее она должна закончиться в начале февраля, но нам пришло решение о продлении срока проведения проверки еще на два месяца. Правомерно ли это?
Согласно пункту 11 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ выездная проверка плательщика страховых взносов не может продолжаться более двух месяцев. Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки (ч. 14 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Однако с 1 января 2015 года данная норма изложена в новой редакции, в соответствии с которой при наличии определенных оснований срок проведения проверки может быть продлен до четырех или шести месяцев. Это возможно в случае:
– получения в ходе проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, которая свидетельствует о наличии у страхователя нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
– наличия обстоятельств непреодолимой силы на территории проведения проверки;
– непредставления страхователем в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной проверки;
– наличия обособленных подразделений (продлевается до 4 месяцев при наличии от 4 до 10 обособленных подразделений, до шести месяцев – при наличии 10 и более «обособленцев»).
До начала текущего года оснований для продления срока выездной проверки Закон № 212-ФЗ не содержал.
При этом учитывая, что решение о проведении в отношении вас выездной проверки было принято еще в 2014 году, представляется, что срок ее проведения не может быть продлен по основаниям, введенным только с начала текущего года. Согласно статье 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. При этом в постановлении от 24 февраля 1998 г. № 7-П Конституционный Суд указал, что данная норма распространяется в том числе на платежи во внебюджетные фонды, поскольку фактически они не отличаются по своему характеру от налоговых платежей. Таким образом, положения Закона № 212-ФЗ, вступившие в силу лишь с 1 января 2015 года не должны распространяться на отношения, возникшие до этой даты.
Добрый день! Скажите, можем ли мы рассчитывать на снижение штрафа за неуплату страховых взносов в связи с тяжелым финансовым положением организации?
Подпункт 4 пункта 6 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года, предусматривал, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (его зам) контролирующего органа в том числе выявляет обстоятельства смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения. Однако с начала текущего года упоминанию о таковых из данной нормы исключено. Одновременно признана утратившей силу статья 44 Закона № 212-ФЗ, которой был установлен перечень соответствующих обстоятельств.
Таким образом, с начала текущего года учесть тяжелое финансовое положение организации и снизить в связи с этим размер штрафа за неуплату страховых взносов контролирующий орган просто не вправе. Представляется, что теперь добиться уменьшения штрафа по этому основанию будет проблематично и в суде.
Ранее тяжелое финансовое положение напрямую к обстоятельствам, смягчающим ответственность, не относилось. Но перечень таковых, установленный пунктом 1 статьи 44 статьи Закона № 212-ФЗ, носил открытый характер. Смягчающими считались и иные обстоятельства, которые признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело.