|
|||
Вернутся к содержанию
Статья на стр. 25: Налоговая «платежка»’2015
По факту, процесс расчетов с бюджетом по налогам состоит из двух этапов. Первый – это, собственно, расчет налога. А второй – перечисление его в бюджет. Очевидно, что эти два этапа практически равнозначны. Ведь если налог рассчитан верно, но попал, что называется, не по адресу, у налогоплательщика возникнут определенные проблемы. Верно и обратное – негативные последствия будут иметь место и при неверном расчете налога. В рамках данной статьи остановимся на втором этапе, тем более что начиная с 2015 года правила заполнения «бюджетных» платежных поручений изменились.
В соответствии с пунктом 3 статьи 45 Налогового кодекса обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк соответствующей «платежки» при выполнении следующих условий:
1) в платежном поручении верно указан счет Федерального казначейства и наименование банка получателя;
2) на момент платежа на счете налогоплательщика достаточно средств для исполнения поручения.
В случае если названные условия не выполнены, обязанность по уплате налога не признается исполненной. Аналогичные последствия будут иметь место и в следующих ситуациях (подп. 1 п. 4 ст. 45 НК):
1) налогоплательщик отозвал платежное поручение;
2) банк вернул неисполненную «платежку».
Долой ОКАТО…
Порядок осуществления переводов денежных средств с учетом Закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» определен Положением, которое утверждено Банком России 19 июня 2012 г. В Приложениях № 2 и № 3 данного Положения приведены форма платежного поручения и номера реквизитов «платежки». А в Приложении 1 к данному Положению дан Перечень и описание всех реквизитов «платежки». Сам же Порядок заполнения «платежки» при осуществлении платежей в бюджетную систему РФ утвержден приказом Минфина от 12 ноября 2013 г. № 107н. Данным Порядком организации и ИП руководствуются при заполнении платежных поручений на уплату налогов, взносов и т. п. с 4 февраля 2014 года. Напомним, что он заменил собой Правила, утвержденные приказом Минфина от 24 ноября 2004 г. № 106н. Одним из самых заметных на тот момент нововведением стала замена кодов ОКАТО на коды ОКТМО. Это реквизит «105» платежного поручения. Причем в Порядке уточняется, что в данное поле нужно вписать код территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора и иного платежа. То есть по реквизиту «105» указывается код ОКТМО получателя платежа (налогового, таможенного и т. д.). При этом при уплате налогового платежа на основании налоговой декларации (расчета) в указанном поле указывается код ОКТМО в соответствии с налоговой декларацией (расчетом).
Надо сказать, что вплоть до конца 2014 года банки принимали к исполнению «платежки», в которых указывались «старые» ОКАТО. По всей видимости, это связано с тем, что многие хозяйствующие субъекты попросту запутались в этих старых-новых кодах, хотя они «вывешивались» на сайтах ИФНС да и непосредственно в инспекции эту информацию можно было уточнить. Как бы там ни было, представители Минфина решили ввести своего рода «переходный период» на указание в «бюджетных» платежках исключительно ОКТМО. Дело в том, что в прикладном программном обеспечении «Автоматизированная система Федерального казначейства», применяемом в территориальных органах Федерального казначейства, обеспечена автоматическая замена кодов ОКАТО на соответствующие коды ОКТМО с применением сводной таблицы соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО муниципальных образований и входящих в их состав населенных пунктов и межселенных территорий, размещенной на официальном сайте Минфина. По просьбе финансистов Центробанк письмом от 1 апреля 2014 г. № 52-Т разрешил до конца 2014 года принимать к исполнению платежные поручения, в которых указан код ОКАТО.
Таким образом, с 1 января 2015 года в связи с окончанием «переходного» периода в «бюджетных» платежках (на перечисление налогов, взносов и т. п.) больше нельзя указывать код ОКАТО.
По дорожной карте
В части порядка заполнения платежных поручений на уплату налогов и взносов во внебюджетные фонды с 1 января 2015 года на этом нововведения не исчерпываются.
Так, еще в начале минувшего 2014-го года правительство распоряжением от 10 февраля 2014 года № 162-р утвердило План мероприятий («дорожную карту») «Совершенствование налогового администрирования». Среди прочего в этом Плане были заложены мероприятия по сокращению количества для заполнения обязательных реквизитов платежного поручения для перечисления налогов и сборов. Предполагалось, что с этой целью будет проведен анализ и инвентаризация обязательных реквизитов «бюджетных» платежек (в т. ч. вид платежа, тип, период оплаты, очередность платежа, статус плательщика и др.). Результатом должно было стать сокращение и исключение избыточной информации в «платежках». И, соответственно, это должно привести и к уменьшению ошибок при перечислении налогов, сборов и т. п.
Названную задачу Минфин с участием Центробанка должен был разрешить еще в сентябре 2014 года. Затем планы чиновников были скорректированы, и «час икс» был перенесен уже на ноябрь 2014 года. Однако плод трудов чиновников появился, что называется, с опережением графика. Требования к указанию информации в распоряжениях на уплату налогов, сборов, таможенных и иных обязательных платежей скорректированы приказом Минфина от 30 октября 2014 г. № 126н.
Меньше, да… больше
Напомним, что особенности заполнения платежного поручения на уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, администрируемых налоговыми органами, приведены в приложении № 2 к приказу Минфина от 12 ноября 2013 г. № 107н. И если говорить о поправках, внесенных в данные правила приказом Минфина от 30 октября 2014 г. № 126н, то чиновники, действительно, сократили перечень информации, которая должна содержаться в «бюджетной» платежке. Так, с 1 января 2015 года пункт 11 Правил заполнения «налоговой» платежки, которым регламентировался порядок заполнения поля «110», отменен. Напомним, что ранее в этом поле указывался показатель «Тип платежа», и он мог принимать только три значения:
– «ПЕ» – уплата пени»
– «ПЦ» – уплата процентов;
– «0» – при уплате налога, авансовых платежей по налогу, налоговых штрафов и т. д.
Отметим, что аналогичные изменения внесены и в приложение № 4 к приказу Минфина № 107н, в котором установлены правила заполнения платежных поручений при уплате взносов во внебюджетные фонды. Из данных правил также «удалено» упоминание о поле «110» платежки.
Таким образом, выходит, что в связи с вступлением в силу с 1 января 2015 года изменений, внесенных в правила заполнения «бюджетных» платежных поручений приказом Минфина от 30 октября 2014 г. № 126н, в поле «110» названных платежек более заполнять не требуется, но…Как разъяснил Банк России в письме от 30 декабря 2014 года № 234-Т «О реквизите 110 Распоряжений», указанное поле нельзя оставить пустым.
Дело в том, что согласно Приложению 1 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» в реквизитах 101–110 распоряжений указывается информация в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых федеральными органами исполнительной власти совместно или по согласованию с Банком России. При этом распоряжения, в которых реквизит «101» имеет значение, подлежат контролю наличия значений реквизитов «102» – «110». Соответственно, если реквизит «101» («статус плательщика») имеет значение, то реквизит «110» не может быть пустым. Для того, чтобы платеж успешно прошел в данном поле, как указывают представители Центробанка, нужно проставить «0».
Отметим также, что и в самих правилах заполнения «бюджетных» платежек не единожды указывается, что «наличие в распоряжении незаполненных реквизитов не допускается». Таким образом, до внесения изменений непосредственно в форму «платежки» поле «110» поручения в любом случае должно быть заполнено.
Внимание на КБК
С одной стороны, приказом Минфина № 126н правила заполнения «налоговых» платежек упростились. Да, действительно, чем меньше показателей вносится в платежное поручение, тем меньше шансов сделать ту или иную ошибку. В этой части сокращение обязательных реквизитов, конечно же, не может не радовать. С другой стороны, как видим, новые правила нисколько не отразились на порядке заполнения платежных поручений, собственно, на уплату налога (как и раньше, в поле «110» ставим «0»). «Сокращение» имеет место только при перечислении пеней и процентов по соответствующему налогу – в данном случае вместо «ПЕ» или «ПЦ» опять же, не задумываясь, ставим «0».
В принципе, можно согласиться с тем, что «Тип платежа» является «лишним» реквизитом. Ведь главное, чтобы платеж можно было идентифицировать. А это позволяет сделать КБК, который указывается в поле «104» платежного поручения. И здесь необходимо учитывать приказ Минфина от 16 декабря 2014 г. № 150н, который внес изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина от 1 июля 2013 г. № 65н. В соответствии с данным документом в 14–17-м разрядах кода классификации доходов бюджетов (КБК) должны отражаться следующие коды подвидов доходов, позволяющие идентифицировать тип «налогового» платежа:
– 2100 – пени по соответствующему платежу;
– 2200 – проценты по соответствующему платежу.
Ранее для названных платежей использовался единый код подвида доходов бюджетов – 2000.
В этой части КБК по страховым взносам не изменились. Код подвида доходов по процентам и пеням по взносам остался единым – 2000.
Обратите внимание! На сайте ФНС опубликована таблица «налоговых» КБК, которые применяются в 2015 году. Она составлена с учетом всех изменений, внесенных в приказ Минфина № 65н.
Выводы
С 1 января 2015 года:
– сокращен перечень обязательных реквизитов, подлежащих отражению в платежке на перечисление платежей в бюджетную систему РФ;
– в реквизите «110» платежки на уплату налогов и взносов во внебюджетные фонды всегда нужно указывать «0»;
– изменились КБК, в том числе позволяющие идентифицировать тип «налогового» платежа.
Ольга Соколова, эксперт ООО «ЦЭИНФ»
«НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ ДЛЯ ИП»