|
|||
Вернутся к содержанию
Статья на стр. 22: Декларация по НДС за I квартал 2015 года
С отчетности за I квартал 2015 года вводится в действие новая форма декларации по НДС. Она утверждена приказом ФНС от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558@. В соответствии с пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса (далее – Кодекс) отчитаться по НДС нужно не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. А поскольку 25 апреля в 2015 году выпадает на субботу, то в силу сложившихся обстоятельств крайний срок для представления декларации по НДС за I квартал 2015 года переносится на понедельник – 27 апреля 2015 года.
В свое время «на верхах» много говорили о том, что необходимо сократить объем налоговой отчетности, представляемой налогоплательщиками в налоговые органы. Связано это было с тем, что Россия заняла 105-е место в рейтинге «Ведение бизнеса – Уплата налогов – 2012», который ежегодно проводит Всемирный банк совместно с МВФ. А одним из основных критериев, по которому определяется место в этом рейтинге, являются затраты времени на подготовку отчетности в налоговые инспекции. В России на это на тот момент уходило в среднем 290 часов (!) в год. В связи с этим на самом высшем уровне была дана установка избавлять налогоплательщиков от лишних бумаг, да и саму процедуру подачи отчетных документов максимально упростить, но... Если с этой точки зрения посмотреть на новую форму декларации по НДС, то становится очевидно, что сделано-то как раз все наоборот. Декларация не только не упростилась, но и, напротив, значительно увеличилась в объеме.
Теперь непосредственно в статье 174 Налогового кодекса закреплено, что в налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика. Сведения из журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур должны быть отражены в декларации по посредническим сделкам. Кроме того, если неплательщик НДС выставит счет-фактуру с «выделенным» НДС, то в декларацию должны попасть данные из этих счетов-фактур.
Способ представления
Расширение состава сведений, содержащихся в декларации по НДС, направлено, первую очередь, на повышение эффективности администрирования этого, пожалуй, самого проблемного налога. В то же время вполне понятно, что вручную такой массив информации инспекторы при всем желании не смогут обработать. А потому вполне логично закрепление на законодательном уровне обязанности хозяйствующих субъектов представлять декларацию исключительно в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (п. 5 ст. 174 НК). Из этого правила сделано всего лишь одно исключение. Отчитаться «на бумаге» могут только налоговые агенты, которые не являются плательщиками НДС или являются налогоплательщиками, освобожденными от исполнения связанных с исчислением и уплатой данного налога обязанностей. Однако и этим налоговым агентам придется отчитываться по «электронке» в случае, если они будут выставлять или получат счета-фактуры в рамках посреднической деятельности.
Пример 1
Индивидуальный предприниматель применяет УСН, в связи с чем плательщиком НДС не признается. В то же время ИП для осуществления своей деятельности арендует муниципальное имущество. В силу пункта 3 статьи 161 Кодекса он как налоговый агент по НДС обязан исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и внести в бюджет соответствующую сумму налога. Поскольку никаких посреднических сделок ИП не проводит, он вправе представлять в налоговый орган декларацию по НДС на бумажном носителе.
Пример 2
Возьмем данные предыдущего примера и предположим, что ИП, помимо всего прочего, в феврале 2015 года продавал товары на основе договоров комиссии (комитент – плательщик НДС). В этом случае декларация по НДС за I квартал 2015 года должна быть подана исключительно в электронной форме по установленному формату по ТКС через оператора электронного документооборота.
Обратите внимание! При представлении декларации по НДС на бумажном носителе в случае, если в силу соответствующих положений Кодекса она обязана быть представлена в электронной форме, такая декларация не считается представленной со всеми, что называется, вытекающими (штраф по ст. 119 НК, блокировка расчетных счетов на основании ст. 76 НК).
Состав декларации
Новая форма декларации по НДС состоит из титульного листа и 12 разделов. Титульный лист и раздел 1 декларации в общем случае представляют все налогоплательщики (налоговые агенты). Разделы 2–12, а также приложения к разделам 3, 8 и 9 декларации включаются в состав представляемой в налоговые органы декларации при осуществлении налогоплательщиками соответствующих операций.
В разделах 1–7 изменения имеют место, но они не очень значительны. Например, в разделе 1 теперь нужно указывать сведения о договоре инвестиционного товарищества. Но это касается только случаев, когда декларация подается по месту постановки на учет участника договора инвестиционного товарищества – управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета. Раздел 2 декларации, как и ранее, представляется налоговыми агентами по НДС (ст. 161 НК).
Налог к уплате
Более заметные изменения произошли в разделе 3 декларации. Напомним, что данный раздел состоит из двух частей – «Налог к уплате по данным налогоплательщика» и «Налоговые вычеты». Изменения носят как чисто технический характер, так и связаны с изменением налогового законодательства. Так, теперь более не нужно в отдельной строке показывать суммы, связанные с реализацией. Они отражаются по строкам 010–040 данного раздела. Здесь же показывается и налоговая база, определяемая при изменении в сторону увеличения стоимости (без учета налога) отгруженных товаров.
Операцию по продаже предприятия в целом как имущественного комплекса нужно отразить в графе 3 строки 050 разд. 3 декларации, составляемой по итогам того налогового периода, в котором произошел переход права собственности (п. 38.2 Порядка).
Как и ранее, в разд. 3 декларации следует отразить суммы налога, подлежащие восстановлению. Теперь для этих целей предназначены строки 080–100. При этом по строке 090 нужно показать отдельно суммы «авансового» НДС, подлежащего восстановлению. А по строке 100 – суммы, подлежащие восстановлению при совершении операций, облагаемых по нулевой налоговой ставке.
В части восстановления НДС необходимо иметь в виду, что с 1 января 2015 года уточнен порядок восстановления НДС в случае начала использования права на освобождение от обязанностей плательщика НДС. Согласно обновленной редакции пункта 8 статьи 145 Кодекса налогоплательщик должен восстановить налог в последнем налоговом периоде перед началом использования права на указанное освобождение, но... Если освобождение применяется со второго или третьего месяца квартала, налог восстанавливается в периоде, начиная с которого организация или предприниматель используют право на освобождение.
Кроме того, теперь непосредственно в абзаце 5 подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса говорится о необходимости восстановить НДС при переходе ИП на «патентный» спецрежим. Ранее в данной норме упоминались только лица, переходящие на «упрощенку» и «вмененку». Хотя надо сказать, что это нововведение все-таки больше техническое. Минфин и ранее настаивал на том, что при переходе на ПСН необходимо восстановить НДС (см., напр., письмо Минфина от 12 мая 2014 г. № 03-07-14/22144). Аргументация проста – при применении ПСН индивидуальный предприниматель не признается плательщиком НДС. А стало быть, приобретенные товары, работы и т. д. он начинает использовать в не облагаемой НДС деятельности. И в силу прямого указания положений абзаца 1 подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса налог требовалось восстановить.
Следует отметить и появление в разделе 3 новых «взаимозависимых» строк – 105–109. Они предназначены для корректировки реализации товаров (работ, услуг), имущественного комплекса, передачи имущественных прав по соответствующим ставкам налога, на основании 6 статьи 105.3 Кодекса. Однако, как и ранее, указанные корректировки нужно будет отражать только в «уточненках» по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен. Причем эти «уточненки» представляются одновременно с декларацией по налогу на прибыль (НДФЛ).
Налоговые вычеты
Небольшие изменения затронули и часть 2 раздела 3 декларации, предназначенную для отражения сумм НДС, принимаемых к вычету по операциям, облагаемым по ставкам 18%, 10%, 18/118, 10/110. Теперь они отражаются в строке 120 раздела 3 декларации (ранее – в строке 130). Заодно представители ФНС расширили и перечень оснований для применения вычета.
Обратите внимание! С 1 января 2015 года утратил силу абзац 2 пункта 7 статьи 171 Кодекса. А это означает, что ограничение вычетов по НДС теперь применяется только в отношении представительских расходов. То есть «нормировать» вычет по рекламным расходам не нужно.
Более существенное изменение внесено в абзац 1 пункта 1.1 статьи 172 Кодекса. Теперь в данной норме закреплено, что налогоплательщик вправе заявить вычеты НДС, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 НК РФ, в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных на территории России товаров (работ, услуг, имущественных прав) или товаров, ввезенных на территорию РФ и иные территории под ее юрисдикцией. Кроме того, теперь в абзаце 2 названной нормы установлено право налогоплательщика заявить «входной» НДС к вычету в периоде принятия товаров (работ, услуг, имущественных прав) на учет, даже если соответствующий счет-фактура получен уже в следующем квартале. Для реализации данного права необходимо, чтобы припозднившийся счет-фактура был получен до наступления срока представления декларации за соответствующий период.
Новые разделы
Новая форма декларации по НДС «раздулась» благодаря появлению новых разделов.
Так, в разделы 8 и 9 переносятся сведения из книги покупок и книги продаж. Приложения к данным разделам заполняются в случае, если по истечении налогового периода, за который представляется декларация, в книгу покупок или продаж вносились изменения.
Разделы 10 и 11 заполняются в случае выставления или получения счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции. То есть его заполняют посредники, которые перевыставляют своим контрагентам счета-фактуры. Данные разделы формируются за счет сведений, отраженных в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур.
Необходимо отметить, что посредник, который не является плательщиком НДС либо освобожден от исполнения обязанностей такового на основании статьи 145 и статьи 145.1 Кодекса и не обременен обязанностями налогового агента по НДС, декларацию по этому налогу не представляет. В таких ситуациях в инспекцию до 20-го числа следующего за истекшим налоговым периодом месяца нужно в электронной форме направить сам журнал учета счетов-фактур (п. 5.2 ст. 174 НК).
Ну и последний раздел – 12 «Сведения из счетов-фактур, выставленных лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации». Его заполняют «упрощенцы», «вмененщики» и т. п., которые не признаются налогоплательщиками НДС, но в силу тех или иных обстоятельств выставили своим контрагентам счет-фактуру с «выделенным» НДС.
Пример 3
ООО «Гвоздика» применяет «упрощенку». В январе – марте 2015 года общество по просьбе контрагентов выставляло счета-фактуры с выделенным НДС. В этом случае декларация по НДС должна быть направлена в налоговый орган по электронной форме по установленному формату по ТКС через оператора электронного документооборота. В состав декларации будут включены: титульный лист, раздел 1 декларации, раздел 12 декларации.
Налоговые риски
Стоит отметить, что фактически мы переживаем переход на новую систему администрирования НДС. Налоговики на основе данных расширенных деклараций в сжатые сроки составят базу плательщиков НДС. При этом в конечном счете им не составит труда сравнить сведения, отраженные в отчетности покупателем и продавцом. И если будут иметь место расхождения, – «забраковать» вычет.
В этой связи хотелось бы напомнить, что в части камеральной проверки декларации по НДС с 1 января 2015 года у налоговых органов существенно расширены полномочия. В соответствии с подпунктом 8.1 статьи 88 Кодекса в рамках «камералки» декларации по НДС налоговики вправе истребовать у налогоплательщика любые документы, относящиеся к операциям, отраженным в отчетности. И это возможно в случаях, если инспекторы выявят противоречия (свидетельствующие о завышении вычетов или размере налога к возмещению) между сведениями об операциях, отраженных в самой декларации, или же отыщут расхождения в информации об операциях в декларации и в сведениях о них, отраженных в декларации по НДС другого лица, либо в представленном другим лицом в ИФНС журнале учета счетов-фактур.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 92 Кодекса в редакции, действующей с 1 января 2015 года, за налоговыми органами закреплено право проводить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов. Причем это касается не только выездной, но и камеральной проверки. Подобный поворот событий возможен в следующих случаях:
– если представлена декларация с заявленной суммой налога к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ);
– если выявлены противоречия и несоответствия, отраженные в декларации по НДС, которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению.
Проверка всех расхождений будет производиться «от покупателя». Логика проста – если есть вычет, должна быть и продажа.
С одной стороны, представляется, что от перехода на новую систему декларирования и администрирования НДС должны выиграть все – и налоговые органы, и сами «декларанты» (естественно, добросовестные). Ведь, по сути, даже если налог заявлен к возмещению (а, как известно, таким отчетам уделяется самое пристальное внимание со стороны налоговых органов), но никаких расхождений выявлено не будет, то претензии ревизоров будут сведены к нулю. С другой стороны – возможно, и добросовестные налогоплательщики пострадают. Ведь теперь их «судьба» напрямую зависит от того, насколько добросовестно выполняют свои обязательства их контрагенты. Вполне вероятно, что их перечень во избежание налоговых претензий придется пересмотреть. При этом представители ФНС ратуют за то, чтобы «декларанты» предварительно убедились в «чистоте» сведений, отраженных в декларации. В этом может помочь ряд сервисов, размещенных на сайте Федеральной налоговой службы. В первую очередь речь идет об онлайн-сервисе «Проверка корректности заполнения счетов-фактур». Он позволяет избежать ошибок и сэкономить время на проверку правильности заполнения книг покупок, книг продаж и дополнительных листов к ним, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур в части заполнения идентификационных реквизитов контрагентов (ИНН, КПП).
Елена Кулагина, эксперт ООО «ЦЭИНФ»«ПРОФСТАНДАРТ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА»