Содержание номера 21 сентября 2018

2015 07
ПЕНСИЯ... ИЛИ РАБОТА?


Вернутся к содержанию

Статья на стр. 19: Отчетность перед ПФР за I квартал 2015 года

Отчитаться перед ПФР за I квартал 2015 года страхователи должны до 15 мая 2015 года в случае представления отчетности на бумажном носителе, и до 20 мая 2015 года – если отчет сдается в электронной форме (п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 2 ст. 11 Закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ, далее – Закон № 212-ФЗ и Закон № 27-ФЗ соответственно).

Форма РСВ-1 ПФР, по которой, возможно, придется отчитаться перед Пенсионным фондом за I квартал 2015 года, утверждена постановлением Правления ПФР от 16 января 2014 г. № 2п. Данный бланк объединяет в себе, по сути, три вида отчетности – по взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, а также сведения индивидуального персонифицированного учета по каждому застрахованному лицу. С одной стороны, такое «единство» позволило сократить объем отчетности и даже исключить противоречия между данными по взносам и персонифицированному учету. Однако количество вопросов, которые возникают при заполнении РСВ-1 ПФР, в результате, напротив, увеличилось. Плюс ко всему, необходимо учитывать, что с 1 января 2015 года в законодательство о страховых взносах внесено множество изменений, которые носят как общий, то есть массовый характер, так и частный, затрагивающий определенный круг страхователей. Между тем форма РСВ-1 ПФР пока не изменилась, хотя для этого есть все основания.

Особенностью отчетной кампании за I квартал 2015 года перед ПФР является и то, что, помимо всего прочего, включая новшества законодательства текущего года о страховых взносах, могут всплыть «хвосты» по взносам за уже прошедший год. Кроме того, сложная экономическая ситуация в стране привела к тому, что во многих организациях были произведены сокращения численности персонала. При этом в порядке обложения страховыми взносами выплат, произведенных сотрудникам при увольнении, произошли изменения.

Формат представления

В начале статьи мы уже обратили ваше внимание на то, что крайний срок представления формы РСВ-1 ПФР зависит от способа представления отчетности. Однако в данной части необходимо отметить, что далеко не все страхователи могут выбирать, как им отчитываться перед ПФР – на бумажном носителе или по «электронке». Причем здесь имеет место и одна неопределенность.

Дело в том, что с 1 января 2015 года в соответствии с обновленной редакцией положений части 10 статьи 15 Закона № 212-ФЗ в обязательном порядке направлять отчет по взносам (на ОПС и на ОМС) исключительно в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной ЭП, должны плательщики взносов, у которых среднесписочная численность физлиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек.

В то же время согласно части 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ сведения персонифицированного учета необходимо направлять в орган контроля исключительно в электронном виде, если таковые оформляются на 25 и более работающих у страхователя застрахованных лиц.

Таким образом, в случае, когда индивидуальные сведения персучета представляются на 25 сотрудников и среднесписочная численность работников составляет ровно 25 человек, неясно, можно ли в территориальный орган ПФР представлять отчетность на бумажном носителе. Представляется, что поскольку отчетность по взносам и персонифицированные сведения входят в состав единой формы РСВ-1 ПФР, то во избежание претензий со стороны контролирующих органов отчитаться лучше по «электронке».

Состав отчетности

На сегодняшний день в состав формы РСВ-1 ПФР входят титульный лист и шесть разделов. Обязательными для заполнения являются «титульник», раздел 1 «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам» и раздел 2 «Расчет страховых взносов по тарифу и по дополнительному тарифу». А раздел 6 страхователи заполняют в отношении всех застрахованных лиц, в пользу которых в отчетном (расчетном) периоде начислены выплаты и иные вознаграждения.

В свою очередь раздел 3 заполняют только в случаях, когда применяются пониженные тарифы взносов в соответствии со статьей 58 Закона № 212-ФЗ. В разделе 4 указываются сведения о доначисленных страховых взносах. А в разделе 5 отражаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым и гражданско-правовым договорам, которые не включаются в базу по взносам на основании пункта 1 части 3 статьи 9 Закона № 212-ФЗ.

Условно форму РСВ-1 ПФР можно поделить на две части. Одна из них содержит информацию по страховым взносам в целом по страхователю, а вторая посвящена индивидуальным сведениям по каждому сотруднику. Естественно, что обе названные части взаимосвязаны.

Разделы 1 и 2 формы РСВ-1 ПФР

Разделы 1 и 2 формы РСВ-1 ПФР заполняются всеми страхователями без исключения.

Раздел 2 состоит из четырех подразделов. В подразделе 2.1 производится, собственно, расчет страховых взносов по обычным тарифам в отдельности на ОПС и ОМС. В строках 200–204 подраздела 2.1 формируется база для начисления страховых взносов на ОПС за последние три месяца отчетного периода и нарастающим итогом с начала расчетного периода. При формировании отчетности за I квартал 2015 года сумма показателей за январь, февраль и март 2015 года совпадет со значениями, указанными в графе 3 по соответствующим строкам.

Сама база по взносам на ОПС показывается по строке 204. С этой целью находится разность между суммами, которые признаются объектом обложения взносами в соответствии со статьей 7 Закона № 212-ФЗ и международными договорами (стр. 200) и суммами, не подлежащими обложению взносами на основании статьи 9 Закона № 212-ФЗ и международных договоров (стр. 201). Из полученного результата отнимаем сумму расходов, принимаемых к вычету в соответствии с частью 7 статьи 8 Закона № 212-ФЗ (строка 202), и сумму выплат и вознаграждений, превышающих предельную базу для начисления страховых взносов (строка 203).

В этой части при заполнении формы РСВ-1 ПФР за I квартал 2015 года необходимо учитывать следующие моменты.

Во-первых, предельная база для начисления пенсионных взносов в 2015 году составляет 711 000 руб. (ч. 4, 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ, постановление правительства от 4 декабря 2014 г. № 1316). Напомним, что общий тариф взносов в ПФР составляет 22 процента. А с суммы превышения указанного лимита взносы уплачиваются по солидарному тарифу, который равен 10 процентам.

Во-вторых, с 1 января 2015 года в статье 9 Закона № 212-ФЗ появилось новое положение, которое ограничивает размер необлагаемых выплат, произведенных сотрудникам при увольнении. И в связи с экономической ситуацией, когда в компании происходят сокращения, для правильного определения базы по взносам эту норму нельзя упускать из виду. Дело в том, что теперь согласно подпункту «д» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ (в ред. Закона от 28 июня 2014 г. № 188-ФЗ) любое выходное пособие не облагается страховыми взносами только в части, не превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Ранее выплаты при увольнении (за исключением компенсации за неиспользованный отпуск) не «нормировались» для целей обложения страховыми взносами.

Далее, в поле «Начислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» отдельно отражаем начисленные взносы с сумм, не превышающих предельную величину базы для начисления взносов – строка 205, и с сумм, превышающих предельную базу для начисления взносов, – строка 206.

В строке 207 показываем, в отношении скольких человек были произведены выплаты в отчетном периоде, а по строке 208 – выплаты в пользу скольких из них превысили предельную базу по пенсионным взносам.

Вторая часть подраздела 2.1 предназначена для отражения базы по «медицинским» взносам. В общем и целом алгоритм действий здесь тот же, что и в случае с заполнением «пенсионного» раздела.

Однако необходимо учесть, что с 2015 года отменена (!) предельная база для начисления взносов на обязательное медстрахование. Соответственно, в строке 213 данного раздела проставляются прочерки. И тогда база для начисления взносов на ОМС будет определяться по формуле:

стр. 214 = стр. 210 – стр. 211 – стр. 212.

Расчет взносов по дополнительным тарифам производится в подразделах 2.2–2.4 раздела 2 формы РСВ-1 ПФР. При этом необходимо учитывать, что с 1 января 2015 года размеры указанных тарифов изменились.

Так, в отношении выплат, производимых в пользу сотрудников, занятых на работах, поименованных в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах), применяется тариф в размере 9 процентов. А в отношении выплат, произведенных в пользу физлиц, которые заняты на работах, поименованных в пунктах 2–18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ (на работах с тяжелыми условиями труда; в текстильной промышленности; на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью и т. д.), с 1 января 2015 года действует тариф в размере 6 процентов.

Напомним, что размер доптарифов может быть снижен или даже обнулен по результатам спецоценки условий труда или по результатам аттестации рабочих мест, если таковая проводилась менее пяти лет назад. В этом случае в зависимости от установленного класса-подкласса условий труда в 2015 году применяются следующие тарифы:

Размеры дополнительных тарифов в 2015 г.

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф, %

Опасный

4

8,0

Вредный

3.4

7,0

3.3

6,0

3.2

4,0

3.1

2,0

Допустимый

2

0,0

Оптимальный

1

0,0

 

Обратите внимание! При начислении взносов по доптарифам величина базы не ограничивается предельной базой для начисления пенсионных взносов. То есть они начисляются на все выплаты, произведенные в пользу работников, занятых на соответствующих видах работ.

Также следует отметить, что на сегодняшний день остается неурегулированным вопрос, нужно ли заполнять подразделы 2.2–2.4 раздела 2 формы РСВ-1 ПФР в случае, если страхователь не должен уплачивать взносы по доптарифам. Если четко следовать Порядку заполнения Расчета, то их нельзя исключать из состава отчетности (представление раздела 2 является обязательным). Соответственно, в подобных ситуациях в указанных подразделах проставляются прочерки.

Пониженные тарифы: новые вводные

В части, касающейся применения пониженных тарифов страховых взносов, с начала 2015 года также имеется достаточно много нововведений.

В частности, право на применение льготных тарифов утратили:

1)      организации, использующие труд инвалидов, в отношении выплат, производимых в пользу данных лиц, а также общественные организации инвалидов. С 1 января 2015 года данная категория страхователей уплачивает страховые взносы по общим тарифам (в ПФР – 22%, а с суммы превышения предельной базы по взносам – 10%; в ФФОМС – 5,1%). Соответственно, подразделы 3.1 и 3.2 раздела 3 формы РСВ-1 ПФР более не подлежат заполнению;

2)      сельскохозяйственные товаропроизводители, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН. Данная категория страхователей также переходит на применение общих тарифов;

3)      организации, осуществляющие производство, выпуск в свет (эфир) и (или) издание СМИ. Здесь необходимо отметить, что СМИ теперь также уплачивают взносы по общим тарифам. Однако при этом в общем и целом «страховая» нагрузка на них не изменилась. Просто если в прошлом году СМИ уплачивали в ПФР взносы по тарифу 23,2%, а в ФФОМС – 3,9%, то теперь пенсионные взносы рассчитываются по тарифу 22%, а «медицинские» – 5,1%, что в совокупности дает те же 27,1%. В любом случае подраздел 3.4 раздела 3 формы РСВ-1 ПФР также более заполнять не нужно ввиду применения общих тарифов.

Право на применение пониженных тарифов страховых взносов сохранилось за следующими категориями страхователей.

Во-первых, речь идет об организациях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Для подтверждения правомерности применения льготного тарифа им надлежит заполнить подраздел 3.1 раздела 3 Расчета, где отражаются данные о сумме дохода и о средней/среднесписочной численности работников. При соблюдении определенных условий «айтишники», как и в прошлом году, уплачивают взносы в ПФР по тарифу 8%, а в ФФОМС – 4%. По тем же тарифам начисляют взносы хозяйственные общества и партнерства, созданные бюджетными научными учреждениями и образовательными организациями для целей практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)).

Во-вторых, речь идет о льготниках, применяющих специальные режимы налогообложения, которые уплачивают только взносы в ПФР по 20-процентному тарифу (для взносов в ФСС и ФФОМС установлен нулевой тариф). Правда в данной части на законодательном уровне произведены некоторые уточнения. Нововведения не затронули организации и ИП, которые работают на УСН и их основной вид деятельности поименован в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ. Прежними остались и условия для применения льготного тарифа некоммерческими организациями на УСН (за исключением ГУПов и МУПов), которые в соответствии с учредительными документами осуществляют деятельность в области соцобслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (театры, библиотеки, музеи и архивы) и массового спорта (за исключением профессионального) (п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). То же самое касается и благотворительных организаций, также применяющих УСН.

Изменения коснулись, во-первых, аптечных организаций на ЕНВД. Теперь применять льготный тариф они могут только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу физлиц, которые имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению (п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона № 2120ФЗ в ред. Закона от 28 июня 2014 г. № 188-ФЗ).

Во-вторых, речь идет об индивидуальных предпринимателях, которые применяют патентную систему налогообложения. С начала 2015 года в пункте 14 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ прямо сказано, что пониженный тариф действует только в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физлиц, занятых в виде экономической деятельности, указанном в патенте. Отметим, что, как и прежде, названная льгота недоступна ИП, которые в рамках «патентного» спецрежима занимаются сдачей в аренду помещений, розничной торговлей, или оказывают услуги общепита.

«Персонифицированные» сведения

Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица отражаются в разделе 6 формы РСВ-1 ПФР. Как правило, трудностей с заполнением подразделов 6.1–6.3 не возникает. В первом из них указываются только Ф. И. О. застрахованного лица и номер СНИЛС. В подразделе 6.2 при формировании отчета за I квартал 2015 года в поле «Отчетный период» вписываем код «3», а в поле «Календарный год» – «2015». В подразделе 6.3 в случае первичного представления расчета ставим отметку в поле «Исходная».

Вообще раздел 6 заполняется на всех физлиц, в пользу которых в отчетном периоде начислены выплаты и иные вознаграждения в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров. Кроме того, данный раздел нужно заполнить и в случае, если, к примеру, сотрудница, с которой заключен трудовой договор, весь первый квартал 2015 года находилась в декретном отпуске и выплаты в ее пользу не производились. Связано это с тем, что данный период времени засчитывается в страховой стаж.

В такой ситуации подразделы 6.4–6.7 оставляют пустыми (обратите внимание, в разделе 6 при отсутствии данных нельзя ставить прочерки или нули). А в подразделе 6.8 в соответствующую графу вписываем код «ДЕКРЕТ».

Наибольшее количество вопросов, связанных с заполнением раздела 6 формы РСВ-1 ПФР возникает при необходимости указания индивидуальных сведений о работнике, который в отчетном периоде был привлечен и к выполнению работ на основании договора ГПХ.

В таких ситуациях на этого работника оформляют один раздел 6 Расчета. В подразделе 6.4 в графе 6 из общей базы по взносам выделяют суммы, относящиеся к вознаграждению по договору гражданско-правового характера. А в подразделе 6.8 заполняем отдельные строки на каждый вид договора. В отношении договора ГПХ в графе 7 «Дополнительные сведения» указываем код «ДОГОВОР» или «НЕОПЛДОГ».

Предельно внимательно необходимо заполнять раздел 6 в отношении сотрудников, которые заняты на «вредных» работах. Подраздел 6.7 должен быть заполнен на всех работников, относящихся к данной категории. При этом в графах 6 и 7 этого подраздела указываются только выплаты, на которые начисляются взносы по доптарифам. То есть в случае совмещения сотрудником «вредной» работы и работы в нормальных условиях труда в данных графах отражаются только «вредные» выплаты. Соответственно, в разделе 6.8 в подобных ситуациях отдельно выделяется «опасный» стаж работы сотрудника, который дает ему право на досрочное назначение пенсии.

Раздел 6 формируется в пачки. Количество сведений в пачке не должно превышать 200 штук. Пачка сведений описью не сопровождается. Сведения по пачкам документов, содержащих расчет сумм начисленных страховых взносов в отношении застрахованных лиц отражаются в подразделе 2.5 раздела 2 формы РСВ-1 ПФР. При формировании исходной отчетности за I квартал 2015 года количество заполненных строк подраздела 2.5.1 должно соответствовать количеству пачек раздела 6.

Надежда Егорова, эксперт ООО «ЦЭИНФ»
Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 6085 / Комментариев: 0
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.24/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.2 | 21 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться