Содержание номера 20 октября 2018

2008 04
Бухучет: сезон 2007-2008


Вернутся к содержанию

Статья на стр. 7: Как ОС вТМЦ превратились

В свете последних изменений законодательства при продаже имущества одной компанией другой может сложиться двоякая ситуация: продавец передает основное средство, а покупатель принимает его на учет в качестве ТМЦ. Какими же документами оформляется столь парадоксальная сделка?

Все выше и выше лимит

Вспомним, что было всего лишь в конце 2007 года. В бухгалтерском учете основные средства стоимостью в пределах лимита, установленного учетной политикой, но не более 20 000  рублей за единицу разрешалось списывать в состав материально производственных запасов (п. 5 ПБУ 6/01). В Налоговом кодексе было похожее положение, но с другим пределом по стоимости. А именно, основные средства дешевле 10 000 рублей амортизируемым имуществом не признавались и списывались в состав материальных расходов (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК). Дабы не возникало разниц между бухгалтерским и налоговым учетом, подавляющая часть предприятий в бухгалтерской учетной политике принимала для отнесения имущества к основным средствам «налоговый» лимит в 10 тысяч рублей.

С этого года лимит минимальной стоимости для амортизируемого имущества поднялся до 20 000 рублей и в налоговом учете. Воспользовавшись представившейся возможностью, коммерсанты подкорректировали свою учетную политику и увеличили лимит стоимости основных средств. Таким образом, покупка, еще в декабре сулившая увеличение внеоборотных активов, в январе подлежит единовременному списанию на текущие расходы.

Подвох для покупателя

Продажа «бэушного» основного средства для предприятий не редкость. По общему правилу, продавая амортизируемое имущество, стороны сделки подписывают акт приема-передачи основного средства. Его унифицированный бланк (форма № ОС-1) утвержден Постановлением Госкомстата от 21 января 2003 г. № 7. В этом документе указывают основание передачи имущества (договор купли-продажи), его основные характеристики, и ставятся подписи сторон: продавца – в том, что он имущество передал, а покупателя – в том, что он его принял. Дело осложняется, когда продажа происходит при смене правил учета. Например, сейчас эта проблема весьма актуальна. Ведь при такой продаже может получиться, что продается основное средство, а покупатель получает товарно-материальную ценность, которую должен учесть на бухгалтерском счете 10 «Материалы» и списать при передаче в эксплуатацию. Рассмотрим это на примере.

Пример

По договору купли-продажи ЗАО «Рассвет» продает ЗАО «Свет-М» по остаточной стоимости принтер. Стоимость принтера – 17 000 рублей, кроме того, НДС – 3060 рублей. Первоначальная стоимость принтера по данным учета ЗАО «Рассвет» - 18 500 рублей, сумма начисленной амортизации – 1500 рублей.

В учете ЗАО «Рассвет» продажа будет отражена так:

Дебет 01 субсчет «Выбытие ОС»   Кредит 01

– 18 500 руб. – списан с учета принтер;

Дебет 02   Кредит 01 субсчет «Выбытие ОС»

– 1500 руб. – списана начисленная по принтеру амортизация;

Дебет 91.2   Кредит 01 субсчет «Выбытие ОС»

– 17 000 руб. – списана остаточная стоимость принтера;

Дебет 62   Кредит 91.1

– 17 000 руб. – отражена реализация принтера;

Дебет 91.2   Кредит 68

– 3060 руб. – начислен НДС.

Поскольку стоимость принтера меньше 20 000 рублей, ЗАО «Свет-М» оприходует покупку следующим образом:

Дебет 10   Кредит 60

– 17 000 руб. – оприходован принтер;

Дебет 19   Кредит 60

– 3060 руб. – отражен предъявленный продавцом НДС;

Дебет 68   Кредит 19

– 3060 руб. – НДС принят к вычету;

Дебет 26   Кредит 10

– 17 000 руб. – списана стоимость принтера при установке в бухгалтерии.

При продаже подержанного имущества в данном случае камнем преткновения для сторон сделки может стать документальное оформление. Числящееся у продавца основное средство у покупателя будет оприходовано как ТМЦ. Продавец по правилам учета оформляет первичные документы по выбытию основного средства: акт о списании (форма № ОС-4) и акт приема-передачи (форма № ОС-1). Но покупателю нужны документы на приобретение материалов, а у продавца нет оснований их выставлять, ведь никаких материалов он не продает. Однако если покупатель оприходует ценности по документам, предназначенным для учета основных средств, инспекторы при проверке могут не принять их стоимость в расходы, уменьшающие базу по прибыли.

Оформление выбытия имущества «из состава основных средств при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации», при котором применяется форма № ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств», абсолютно оправданно. Об этом говорится в постановлении Госкомстата от 21 января 2003 года № 7.

У покупателя же для учета материалов, поступающих от поставщиков, применяется форма № М-4 «Приходный ордер» (Постановление Госкомстата от 30 октября 1997 г. № 71а). Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей. Правомерность оформления поступления дешевых основных средств «первичкой» для материалов подтверждена и разъяснениями чиновников (письмо Минфина от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/4/98). Таким образом, буквально следуя указаниям по применению унифицированных форм, и продавец, и покупатель получат необходимые им для учета документы.

С. Ярошенко, эксперт «Федеральное агентство финансовой информации»

 

 

Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 3194 / Комментариев: 0
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.50/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.5 | 28 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться