Содержание номера 21 сентября 2018

2008 04
Бухучет: сезон 2007-2008


Вернутся к содержанию

Статья на стр. 21: Ремонт-дело тонкое...особенно для бухучета

От поломки имущества не застрахован никто. Поэтому следует заранее определиться с методом учета затрат на ремонт. Примечательно, что от сделанного выбора зависит не только финансовый результат, который найдет отражение в бухгалтерском учете, но и размер налоговых обязательств организации перед бюджетом.

 

Сами или подрядчик?

Решающую роль играет выбор того, кто будет непосредственно выполнять ремонт. Вариантов несколько.

Во-первых, отремонтировать основное средство может сама организация. Как правило, к этому варианту фирмы прибегают, когда необходим мелкий ремонт, не требующий специальных технических знаний и инструментов. В этом случае на расходы будут списаны фактические затраты – стоимость израсходованных запчастей, часть амортизации, начисленной по основным средствам, используемым для ремонта. Не забудьте рассчитать и часть зарплаты специалистов, приходящуюся на время, которое они затратили на ремонт.

Во-вторых, на предприятии может быть создано специальное структурное подразделение, отвечающее за поддержание оборудования в исправном состоянии. Например, ремонтный цех. Обычно такие подразделения создаются на крупных предприятиях с большой номенклатурой основных средств. При таком раскладе затраты на проведение ремонта сначала аккумулируются на специальном бухгалтерском счете 23 «Вспомогательные производства», который затем списывается на текущие затраты.

И, наконец, в-третьих: наиболее популярный вариант – привлечь по договору подрядчика. Вы просто платите ему деньги и следите, чтобы работы он выполнил качественно. А о материалах и исполнителях работ он позаботится сам.

Рассмотрим на примере, как учесть эти варианты.

Пример 1

ЗАО «Гудлайф» – производственная компания. В феврале у нее произошла поломка упаковочной линии. В компании есть ремонтный цех, в котором работают 2 мастера с месячным окладом 30 000 руб.: один из них занимался ремонтом полтора дня, второй – 4 дня. Однако они выполнили лишь часть работ, частично оборудование было отремонтировано в день поломки рабочим упаковочного цеха, первым обнаружившим неполадку (его оклад – 15 000 рублей), а на часть работ привлечена специализированная организация – дистрибьютор оборудования. В феврале 20 рабочих дней. Бухгалтер фирмы отразит ремонт оборудования так.

Затраты на ремонт, выполненный работником упаковочного цеха:

Дебет 20   Кредит 10

– 100 руб. – списана стоимость материалов (шурупы, дюбели, перчатки), израсходованных рабочим упаковочного цеха;

Дебет 20   Кредит 70

– 750 руб. – списана зарплата рабочего за один день, потраченный им на ремонт (15 000 руб. : 20 раб. дн.)

Дебет 20   Кредит 69

– 195 руб. – списан ЕСН в части зарплаты рабочего за один день ремонта (750 руб. х 26%).

Затраты на ремонт, выполненный ремонтным цехом:

Дебет 23   Кредит 10

– 2300 руб. – списаны ТМЦ (болты, гайки, перчатки, смазочные материалы, лампочки), израсходованные на ремонт;

Дебет 23   Кредит 02

– 460 руб. – списана часть месячной суммы амортизации по основным средствам (дрель, измерительные приборы), используемым мастерами при ремонте;

Дебет 23   Кредит 70

– 2250 руб. – списана зарплата первого мастера, занятого на ремонте (30 000 руб. : 20 раб. дн х 1,5 раб. дн.);

Дебет 23   Кредит 69

– 585 руб. – списан ЕСН по зарплате первого мастера (2250 руб. х 26%);

Дебет 23   Кредит 70

– 6000 руб. – списана зарплата второго мастера, занятого на ремонте (30 000 руб. : 20 раб. дн х 4 раб. дн.);

Дебет 23   Кредит 69

– 1560 руб. – списан ЕСН по зарплате первого мастера (6000 руб. х 26%).

По окончании месяца счет 23 закрывается на счет учета текущих затрат:

Дебет 20   Кредит 23

– 11751 руб. – списаны затраты на ремонт, выполненный ремонтным цехом (2300 + 460 + 2250 + 585 + 6000 + 1560).

Затраты на работы, выполненные привлеченным подрядчиком:

Дебет 60.2   Кредит 51

– 118 000 руб. – перечислен аванс подрядчику;

Дебет 20   Кредит 60.1

– 100 000 руб. – подписан акт приемки законченных работ;

Дебет 19   Кредит 60.1

– 18 000 руб. – отражен «входной» НДС;

Дебет 68   Кредит 19

– 18 000 руб. – НДС принят к вычету;

Дебет 60.1   Кредит 60.2

– 118 000 руб. – зачтен аванс.

Источник финансирования

Выбор исполнителя ремонта не единственная задача, стоящая перед фирмой. В зависимости от финансовых возможностей и принятой учетной политики расходы могут быть отражены разными способами. Так, для отражения в бухучете расходов на проведение капитального ремонта фирма может выбрать один из трех возможных способов их учета:

– по фактическим затратам (с отражением на счетах учета текущих затрат 20, 26, 44);

– путем создания резерва на ремонт (суммы резерва учитываются на счете 96);

– с применением счета расходов будущих периодов (на счете 97 с последующим списанием в течение планового срока, на который рассчитан ремонт).

Последний способ, как правило, используется для учета расходов на капитальный ремонт, рассчитанный на несколько лет, или при выполнении планового ремонта оборудования, если на предприятии утвержден график производства ремонтных работ (например, раз в пять лет). Отнесение расходов на ремонт в состав расходов будущих периодов предусмотрено для случаев, когда ремонт производится неравномерно в течение нескольких отчетных периодов, и при этом фирма не создает соответствующий резерв. Сказано об этом в инструкции по применению действующего Плана счетов. Такой способ учета стоимости дорогостоящего ремонта позволяет уменьшить бухгалтерский убыток. Не забудьте закрепить в учетной политике порядок его дальнейшего списания. Лучше такие затраты списывать равномерно в течение определенного периода, скажем, пяти лет.

При создании резерва на ремонт основных средств составляется плановая смета по видам и планируемым суммам затрат. На основании этой сметы ежемесячно осуществляются отчисления до достижения установленного размера. Сумма резерва и ежемесячных отчислений в него должны быть утверждены в учетной политике. По окончании года записями декабря неиспользованная сумма резерва сторнируется.

Рассмотрим способы отражения затрат на ремонт на примере.

Пример 2

Воспользуемся данными примера 1. Общая сумма затрат на ремонт составила 112 796 руб.

1 вариант – списание по фактическим затратам на текущие расходы – рассмотрен нами в примере 1.

2 вариант – создание резерва на проведение ремонта.

Учетной политикой установлен резерв на ремонт в размере 120 000 рублей с ежемесячными отчислениями по 10 000 рублей. Чтобы охватить в примере все проводки, предположим, что ремонт проведен в декабре.

Дебет 20   Кредит 96

– 10 000 руб. – отчисление в резерв на ремонт основных средств за декабрь;

Дебет 96 Кредит 10, 02, 23, 70, 69, 60

– 112 796 руб. – списаны за счет резерва фактические затраты на проведение ремонта;

Дебет 20   Кредит 96

– 7204 руб. – сторнирована неизрасходованная часть резерва.

3 вариант – списание затрат на ремонт в состав расходов будущих периодов.

Дебет 97 Кредит 10, 02, 23, 70, 69, 60

– 112 796 руб. – отражены затраты на ремонт.

Учетной политикой предусмотрено списание стоимости ремонта равномерно в течение двух лет, значит, ежемесячно относить на расходы бухгалтер будет по 4699,83 руб. (112 796 руб. : 2 года : 12 мес.);

Дебет 20 Кредит 97

– 4699,83 руб. – списаны на расходы затраты на ремонт за отчетный месяц.

Ремонт в налоговом учете

В налоговом учете расходы на ремонт основных средств списываются в состав прочих расходов. Они признаются в размере фактических затрат в том периоде, в котором проведены ремонтные работы (п. 1 ст. 260 НК). При этом для равномерного списания таких расходов в течение года фирма в налоговом учете может создать резерв под предстоящие ремонты основных средств. Порядок создания и использования такого резерва регламентирован статьей 324 Налогового кодекса. Свой выбор в отношении способа учета (сразу или через резерв) предприятие должно закрепить в налоговой учетной политике. Отчисления в резерв списываются на расходы равными долями в течение налогового периода на последнее число соответствующего отчетного периода. Обратите внимание, резерв вправе создать только те, кто рассчитывает налог на прибыль по методу начисления.

Отчисления в резерв на ремонт рассчитываются исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых фирмой в налоговой  учетной политике. Совокупная стоимость определяется как сумма первоначальной стоимости всех основных средств, введенных в эксплуатацию на начало налогового периода, в котором образуется резерв. Предельная сумма отчислений определяется исходя из периодичности ремонта основных средств, частоты замены их элементов (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости ремонта. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года (п. 2 ст. 324 НК). Так что создать резерв можно, только обладая такой информацией. Получается, вновь созданные предприятия лишены возможности создавать резерв и должны списывать расходы на ремонт единовременно (письмо Минфина от 17 января 2007 г. № 03-03-06/1/9).

Если затраты на ремонт превысили сумму созданного резерва, сумма такого превышения включается в состав прочих расходов в последний день налогового периода. Однако может получиться и так, что сумма резерва остается неизрасходованной. В этом случае ее следует включить в состав доходов (письмо Минфина от 29 марта 2007 г. № 03-03-06/1/184).

С. Андрианова, эксперт «Федеральное агентство финансовой информации»

Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 4897 / Комментариев: 1
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.36/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.4 | 28 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться