Содержание номера 17 декабря 2018

2008 08
Зарплатные налоги: перспектива на трехлетку


Вернутся к содержанию

Статья на стр. 9: Новый "облик" налога на имущество

Обязанность по утверждению бланков деклараций и расчетов по налогу на имущество с этого года возложена исключительно на Минфин. Справедливости ради надо отметить, что представители финансового ведомства на сей раз справились с этой задачей своевременно. Так что отчитываться по налогу на имущество бухгалтерам отныне придется, «вооружившись» новой формой.

С начала 2008 года вступили в силу положения Закона от 16 мая 2007 г. № 77-ФЗ, которые лишили субъекты Федерации возможности самостоятельно устанавливать формы отчетности по налогу на имущество (ст. 1 Закона № 77-ФЗ). Совершенно логично, что в связи с этим обязанность разрабатывать бланки налоговых деклараций и расчетов по авансам легла на плечи Минфина (п. 7 ст. 80 НК), чем, в общем-то, чиновники и были озадачены. Причем сроки на претворение в жизнь унифицированных форм отчетности специалистами главного финансового департамента страны были ограниченны, ведь воспользоваться обновленными формами плательщикам налога на имущество нужно уже до 30 апреля, отчитываясь по авансовым платежам за I квартал этого года. В результате трудов финансового ведомства в свет вышел приказ Минфина от 20 февраля 2008 г. № 27н «Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядка их заполнения» (далее – приказ № 27н) о коем и поговорим.

Сразу следует оговориться, что ранее за основу принималась утвержденная (еще до того момента, когда налоговики утратили свое право устанавливать формы деклараций, уступив данные полномочия Минфину) приказом МНС РФ от 23 марта 2004 г. № САЭ-3-21/224 форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам). Причем речь идет именно об основе, ведь в каждом регионе «работали» разрабатываемые хотя и «по образу и подобию» данной формы, но все-таки самостоятельно утвержденные властями субъекта Федерации бланки.

«Раздвоение» форм

Первое и, пожалуй, самое заметное изменение – разделение формы декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) на два отдельных бланка. Теперь для налоговой декларации и для расчета по авансовым платежам установлены отдельные формы.

Кроме того, видоизменилось и содержание данных форм, то есть претерпела изменения структура разделов отчетности. Так, «новоиспеченный» бланк декларации по налогу на имущество состоит из титульного листа и трех разделов, а не пяти, как это было прежде. Подобное сокращение стало возможным за счет исключения части бланка, раскрывавшей информацию относительно среднегодовой стоимости не облагаемого налогом имущества, а также сведений о базе и сумме налога по недвижимости, входящей в состав Единой системы газоснабжения и фактически находящейся на территории разных субъектов Федерации (разделы 4, 5 старой формы). Ситуация с бланком налогового расчета по авансовым платежам аналогичная – он включает лишь три раздела.

Кстати говоря, с 1 января этого года те плательщики имущественного налога, которые относятся к категории крупнейших, должны оповестить налоговиков о своих расчетах с региональным бюджетом по месту постановки на учет в качестве крупнейших, а не по территории нахождения имущественных объектов, как прежде (письмо Минфина от 7 февраля 2008 г. № 03-05-04-01/6 «О порядке представления налоговых деклараций крупнейшими налогоплательщиками»). Несомненно, этот порядок нашел свое отражение в установленных финансовым ведомством отчетных формах, а именно, в пунктах 1.2 Правил заполнения декларации и авансового расчета.

Помимо того, в приложениях № 2 и 4 к приказу № 27н содержится ремарка относительно постоянного представительства зарубежных фирм следующего содержания: отчитываться перед инспекторами таковым можно по месту их постановки на учет. Напомним, что в предыдущей версии правил подразумевалось место осуществления деятельности иностранца через представительство.

«Титульные» новинки

Итак, декларация и налоговый расчет по авансам, что, в общем-то, логично, начинаются с титульного листа. Разумеется, трансформировалась и эта отчетная страница, хотя и незначительно.

В частности, в новом «титульнике» не требуется указания наименования налогового органа. Также отпала необходимость ставить «галочки» при указании, на основании чего именно подается отчет: местонахождения организации, обособленного подразделения, или же имущественного объекта. На смену подобным обозначениям пришли специальные коды, перечисленные в приложении № 1 к Порядку заполнения декларации и в приложении № 2 к Порядку заполнения авансового отчета.

Кроме того, новая форма титульного листа не содержит обязательную прежде графу для указания основного государственного регистрационного номера (ОГРН), нынче придется предоставлять информацию о коде вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД.

Разумеется, была соблюдена и свойственная при декларировании других налогов тенденция не проставлять подпись главбуха. Визировать сведения об уплате имущественного налога должен либо сам налогоплательщик, либо его уполномоченный представитель, коим может оказаться как юридическое, так и физическое лицо. В последнем случае к отчетности придется приложить подтверждающие соответствующие права представителя документы.

А вот указания ИНН подающих в налоговую отчеты о расчетах с региональным бюджетом теперь не требуется. Данное обстоятельство позволило «сэкономить» на требуемом ранее втором листе «титульника», который должен был содержать информацию о заверивших достоверность сведений в отчетности лицах, не имеющих идентификационных номеров.

К слову, некоторые изменения были внесены и в ту часть титульного листа, которую должен заполнять работник налогового органа.

«Расчетные» разделы: 2 и 3

Теперь поговорим о «расчетных» разделах установленных Минфином бланков декларации и налогового расчета. Раздел 2 декларации и расчета по авансовым платежам посвящен определению налоговой базы и суммы налога в первом случае, и, соответственно, суммы авансового платежа – во втором. Во всем же остальном изменения, коснувшиеся данных форм, практически одинаковы. В обоих случаях теперь потребуется отдельно указывать информацию об имуществе:

– подлежащем налогообложению по местонахождению компании;

– каждого обособленного подразделения российской фирмы, имеющего отдельный баланс;

– находящемся вне места нахождения компании и подразделения;

– облагаемом по разным ставкам;

– входящем в состав Единой системы газоснабжения;

– принадлежащем российским компаниям и расположенном в другой стране, в соответствии с законодательством которой уплачен налог;

– льготируемом.

Также здесь следует указать код того вида имущества, по платежам за которое и предоставляется информация. Для этого отведено место в верхнем левом углу листа. Сами же варианты кодовых обозначений представлены в пунктах 5.3 Правил по заполнению отчетов.

Особое внимание следует уделить определению среднегодовой стоимости имущества. Ведь с начала этого года следует применять новый порядок расчета названного выше показателя: учитывая данные об остаточной стоимости объекта на 1-е число каждого месяца и на 31 декабря. Дело в том, что используемые в предыдущей методике расчета данные о стоимости имущества на 1 января нового года, по сути, нарушали саму идею налогообложения имущества организации за отчетный год. И действительно, если вдуматься, то выходит, что отчетным годом по имущественному налогу вроде бы как является период с 1 января по 31 декабря, а фактически при исчислении налога частично берется информация об остаточной стоимости за другой год.

Изменения в порядке расчета среднегодовой стоимости имущества, несомненно, отразились на заполнении раздела 2 декларации. И естественно, что затронули они ту часть листа отчетности, в которой приводятся данные для расчета среднегодовой стоимости имущества. Кроме того, обращаем внимание и на перемены в нумерации строк, в связи с чем видоизменился алгоритм определения суммы налога, подлежащей уплате (строка 030 раздела 1). Хотя, по совести говоря, никаких технических новшеств не появилось.

Что же касается определения стоимости имущества для уплаты авансовых платежей по налогу на имущество, то здесь в расчет следует принимать среднюю стоимость имущества за отчетный период. Данный показатель определяется исходя из величины остаточной стоимости на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за ним. Для отражения этих сведений в разделе 2 расчета по авансовым платежам предусмотрены соответствующие графы, объем которых рассчитан на указание стоимости имущества по десяти месяцам.

Кстати говоря, если прежде код строки 010 раздела 2 был «занят» для указания сведений о средней стоимости имущества на 1 января отчетного года, то теперь «010» зарезервирован под указание кода ОКАТО. Изменил «010» и свое месторасположение на листе: теперь он вместе с кодом ОКАТО стоит над расчетной таблицей против прежнего «табличного» местоположения.

Что касается раздела 3 декларации, то здесь должны найти отражение сведения о налоговых выплатах иностранных организаций за те имущественные объекты, которые не относятся к их деятельности в России через постоянное представительство. Логично, что в разделе 3 декларации по налогу на имущество придется зафиксировать базу и размер налога, а также сумму уже уплаченных в региональный бюджет авансовых платежей.

Заметим, что в новой форме декларации появилось несколько новых строк, а именно: 070, 090, 120 и 130. Так, первая из перечисленных выше (070) предназначена для отражения кода налоговой льготы в виде понижения ставки, если подобная привилегия предусмотрена в отношении данного имущества субъектом Федерации. Причем в ситуации, когда льгота есть, данную строку следует заполнить кодом «2012000» (варианты присвоенных кодов приведены в приложениях № 3 и 4 к приказу № 27н), в противном случае – поставить прочерк.

Логично, что в разделе 3 авансового расчета следует представить аналогичную декларации информацию (за исключением суммы налога на имущество). Причем в новоизданный бланк для налогового расчета по авансам также введены новые строки: 060, 080, 100, 110. Так, в частности, строку 080 следует заполнять, если право собственности на недвижимость возникает или прекращается в течение отчетного периода. Относительно показателя «К»: он определяется как отношение числа месяцев, в течение которых объект недвижимости находился в собственности фирмы, к общему числу месяцев в отчетном периоде.

Е. Амаргорова, обозреватель «Федеральное агентство финансовой информации»

 

Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 2484 / Комментариев: 2
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.26/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.3 | 27 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться