Журнал «Бухгалтер-Дока
Вопрос-ответ, примеры и комментарии»

Персональный журнал для тех, кто хочет быть в курсе дел.

Выходит два раза  в месяц + Спецвыпуски по отчетности!

 


Листать журнал On-line
Хотите знать как выглядит журнал?
Выгодная стоимость подписки!

Стоимость подписки в 2-3 раза меньше, чем на аналогичные издания!


Содержание номера 19 января 2018

2008 15
Светлое будущее для малого бизнеса


Вернутся к содержанию

Статья на стр. 21: Время простоя: особенности оплаты труда

На сегодняшний день простои в работе фирм уже не носят столь массового характера, как, например, на заре 90-х годов. Однако утверждать, что это явление изжило себя, было бы опрометчиво. Разберемся, как подобная ситуация отразится на оплате труда работников.

Согласно части 3 статьи 72.2 Трудового кодекса простой – это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. При этом речь необязательно идет о полном замораживании деятельности всего предприятия, но и о временной невозможности работника или работников исполнять свои трудовые обязанности. Таким образом, простой может стать следствием как ремонта офиса, так и просто поломки отдельного оборудования или несвоевременной поставки сырья и пр. Кроме того, в части гарантий по оплате труда Трудовой кодекс прямо относит к простою следующие ситуации:

– отстранение от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр не по своей вине (ст. 76 ТК);

– отказ работника от исполнения трудовых обязанностей из-за возникновения опасности для его жизни и здоровья, если предоставление ему другой работы по объективным причинам невозможно (ст. 220 ТК);

– отказ сотрудника от работы в случае необеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты согласно установленным нормам (ст. 220 ТК РФ);

– отсутствие у работника возможности выполнять трудовые обязанности в связи с проведением забастовки (ст. 414 ТК РФ).

Оформление простоя

С ситуацией простоя трудовое законодательство связывает следующие основные обязанности работодателя:

– сделать все от него зависящее для возобновления работы и предоставления сотруднику  возможности фактически исполнять обязанности, обусловленные трудовым договором (ст. 22 и 56 ТК);

– документально оформить простой, тем самым обеспечив права работников на оплату труда в указанных обстоятельствах, и принять другие имущественные решения, связанные с приостановкой работы;

– установить причину простоя и виновника его наступления (будь то работник, работодатель, третьи лица; обстоятельства, не зависящие от работника, работодателя, третьих лиц);

– в случае необходимости оплатить сотрудникам время простоя по правилам трудового законодательства.

В свою очередь работник обязан своевременно сообщить работодателю (своему непосредственному руководителю) о начале простоя, вызванного поломкой оборудования и другими причинами, которые делают невозможным дальнейшее выполнение его трудовой функции (ст. 157 ТК). Собственно, такое уведомление послужит одним из документов, которыми оформляется факт простоя. Помимо того, необходимо сделать соответствующие пометки в табеле учета рабочего времени. В остальном акты о простое и другие первичные документы, которые отражают обстоятельства приостановки работы и являются правовым основанием для исчисления оплаты труда или среднего заработка работника, разрабатываются работодателями самостоятельно. В связи с этим представляется целесообразным заранее установить единообразные формы подобных документов. Однако что касается учета простоя техники, строительных машин и механизмов, а также работ в автомобильном транспорте, то в данном случае необходимо воспользоваться унифицированными формами, утвержденными постановлением Госкомстата от 28 ноября 1997 г. № 78.

Оплата труда

Согласно статье 157 Трудового кодекса размер оплаты времени простоя зависит от того, кто является виновным в нем. Так, если приостановка работы произошла по вине работодателя, то сотруднику положено 2/3 его среднего заработка. В случае невозможности исполнения работником трудовых обязанностей по не зависящим от него и от фирмы причинам ему причитается 2/3 тарифной ставки или оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя. Если же сотрудник сам виноват в приостановке работы, то вовсе не вправе претендовать на оплату «упущенного» времени.

Выплаченные сотрудникам суммы за время простоя фирма вправе включить в состав внереализационных расходов по налогу на прибыль на основании пунктов 3 и 4 статьи 264 Налогового кодекса. Но в этом случае компании придется также начислить и ЕСН (письмо Минфина от 7 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/412).

Простой в командировке

Хотя время простоя по вине сотрудника работодатель оплачивать не обязан, если подобная оказия произошла во время командировки работника, фирме придется выплатить ему причитающиеся суточные в полном объеме. Такие разъяснения дал Роструд в письме от 30 апреля 2008 г. № 1024-6. Специалисты Федеральной службы по труду и занятости пояснили, что суточные не являются вознаграждением за труд, а носят компенсационный характер. Они выплачиваются командированному работнику за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и праздничные дни, а также дни нахождения в дороге, в том числе за время вынужденной остановки в пути. При этом законодательство не ставит начисление суточных в какую-либо зависимость от фактического выполнения работником трудовой функции, а значит, их выплата не зависит от факта простоя.

М. Тушнов, эксперт «Федеральное агентство финансовой информации»

 

 

Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 1955 / Комментариев: 2
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.20/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.2 | 20 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться