Журнал «Бухгалтер-Дока
Вопрос-ответ, примеры и комментарии»

Персональный журнал для тех, кто хочет быть в курсе дел.

Выходит два раза  в месяц + Спецвыпуски по отчетности!

 


Листать журнал On-line
Хотите знать как выглядит журнал?
Выгодная стоимость подписки!

Стоимость подписки в 2-3 раза меньше, чем на аналогичные издания!


Содержание номера 21 января 2018

2009 11
Отпуск по беременности и родам: проблема сроков


Вернутся к содержанию

Статья на стр. 15: "Слабое звено" в учете расходов на командировки

Положения Налогового кодекса позволяют компаниям учесть при налогообложении прибыли командировочные расходы. Но кто бы мог подумать, что все попытки списать издержки окажутся тщетными, если инспекторам удастся доказать, что поездка вовсе не является командировкой. И уж точно далеко не каждому придет в голову открыть по месту временного пребывания сотрудника обособленное подразделение.

Терминологический аспект

Далеко не все вопросы, непосредственно связанные с деятельностью организации, удается решить не отходя от рабочего места: зачатую ситуация требует личного присутствия представителя фирмы в другом городе, а иногда и вовсе в чужом государстве.

Осознавая необходимость подобных мероприятий, законодатели, с одной стороны, позволяют учитывать затраченные на их организацию суммы при налогообложении, а с другой – устанавливают различные ограничения, которые направлены не только на сохранение доходной составляющей государственного бюджета, но и на взаимную защиту фирмы и работников. Так, если сотруднику предстоит потратиться на пребывание в удаленном от работы и проживания месте, выполняя свои служебные обязанности, работодатель должен возместить ему расходы (ст. 168 ТК). В свою очередь организация может списать данные издержки как командировочные при исчислении того же налога на прибыль (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК). Данное правило общеизвестно.

Но вот проблема: в качестве служебных командировок признаются далеко не все разъезды, даже если они и реализуются в ходе осуществления предпринимательской деятельности. При этом ни трудовое, ни налоговое законодательство не предполагает возмещение средств, потраченных во время поездок, если затраты не признаются командировочными. В том случае, если фирма все-таки компенсирует израсходованные сотрудником средства, то списать при исчислении налога на прибыль данные суммы компании не удастся.

Определение служебным командировкам содержится в статье 166 Трудового кодекса и предполагает единовременное наличие трех составляющих:

– поездки работника вне места постоянного труда,

– соответствующего распоряжения работодателя,

– определенный срок для выполнения служебного поручения.

Как оказалось, подвох можно ожидать буквально по каждому из названных пунктов.

Трудовые отношения

Начать, пожалуй, следует с первых двух составляющих: во-первых, с находящегося в трудовых отношениях с работодателем командированного сотрудника, а во-вторых, нельзя забывать о руководителе и его письменном распоряжении. Работник и работодатель – стороны трудовых отношений, о чем напоминают статьи 20 и 56 Трудового кодекса. А поскольку для того чтобы поездка считалась командировкой, наличие каждой из сторон закреплено законом, то иные варианты отношений физлиц и компаний отпадают. Иными словами, поездка в другой город лица, не вступившего в трудовые отношения с фирмой, а, например, действующего на основании договора гражданско-правового характера, командировкой считаться уже не будет. Данный аспект учитывается в пункте 2 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением правительства от 13 октября 2008 г. № 749 (далее – Положение № 749), в котором указано, что в командировки направляются работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем.

Разумеется, подобное положение дел не осталось незамеченным чиновниками. Так, например, в письме от 19 декабря 2006 г. № 03-03-04/1/844 Минфин указал, что фирмы вправе возмещать затраты по командировкам только для штатных работников, с которыми заключены трудовые договоры или коллективные соглашения. Что же касается компенсации расходов на проживание и питание лиц, оказывающих услуги по договорам гражданско-правового характера, то отнесение выплаченных фирмой сумм на «прибыльные» расходы неправомерно. Аналогичные выводы Министерство финансов сделало и в письме от 16 октября 2007 г. № 03-03-06/1/723: если нет трудовых отношений, то и о командировках речь идти не может.

Предпринимательский удел

Отсутствие трудового договора может стать препятствием для списания затрат, понесенных в ходе деловой поездки индивидуальным предпринимателем. И действительно, если следовать логике финансового ведомства, трудовых отношений у ИП с самим собой не возникает. Подобный образ мышления поспешили перенять столичные налоговики. В результате в письме от 15 августа 2007 г. № 18-1/3/077400@ специалисты УФНС по г. Москве указали, что индивидуальный предприниматель не вправе учитывать в составе затрат произведенные расходы в виде оплаты самому себе проезда к месту командировки и обратно, равно как и наем жилого помещения, суточное или полевое довольствие.

Разумеется, с данной позицией можно поспорить. Тем более что Налоговым кодексом разрешено списывать массу сопутствующих затрат, например, по приобретению активов или заключению договоров. В конце концов, подобные издержки можно отнести в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.

С точки зрения экономической целесообразности и направленности на деятельность, нацеленную на получение дохода, все гладко. Чего не скажешь о документальном подтверждении: оно-то есть, но в ходе проверки налоговики моментально обнаружат, что это были именно поездки (при том, что командировкой их признать нельзя), и споров тогда не избежать.

В судебных инстанциях налогоплательщика, скорее всего, поддержат. Особенно в свете уже имеющихся положительных решений, принятых и в федеральных судах, и высшими арбитрами. Например, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 1 ноября 2006 г. № Ф03-А73/06-2/3875 (которое впоследствии было оставлено в силе определением ВАС от 5 марта 2007 г. № 1568/07) судьи указали, что при исчислении налоговой базы по НДФЛ индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в суммах фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, в том числе и на командировку.

Аналогичные выводы были сделаны и в отношении ИП, применяющих УСН с объектом обложения «доходы минус расходы» (постановление ФАС Дальневосточного округа от 5 апреля 2006 г. № Ф03-А73/06-2/628). В обоих случаях арбитры отметили, что возможность отнесения на расходы суточных при нахождении в командировке устанавливается не только для наемных работников, но и для индивидуальных предпринимателей.

Длительность командировок

С последней из составляющих понятия «командировка», а именно, с наличием определенного срока для выполнения служебного поручения, дело оказалось не менее запутанным. В данном случае проблемы могут возникнуть из-за пункта 4 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. № 62 (далее – Инструкция № 62), предполагающем, что период командировки работников определяется руководителями, однако не может превышать 40 дней, не считая времени нахождения в пути. Этот нормативный акт был частично отменен, исключение составляют положения, не противоречащие Трудовому кодексу, который был принят позднее Инструкции № 62.

В свою очередь главный трудовой закон вообще не содержит упоминаний (кроме как «на определенный срок») о количестве дней «отлучки», чтобы поездка была признана командировкой. Подобный факт позволил столичным инспекторам утверждать, что направление работника в другую местность на срок более 40 дней рассматривается в качестве временного перевода сотрудника на работу в другую местность, то есть как изменение места работы (письмо УФНС по г. Москве от 3 июля 2007 г. № 20-12/062183). Похожее заключение было сделано московскими налоговиками и в отношении отъезда сотрудников на длительный срок за границу (письма УФНС по г. Москве от 25 августа 2008 г. № 28-11/080648 и от 7 июля 2008 г. № 20-12/064123.1).

Ситуацию могло бы изменить уже упомянутое Положение № 749, вступившее в силу осенью 2008 года, которое, по идее, должно было залатать образовавшиеся «дыры» в законодательстве. Пунктом 4 указанного нормативного акта установлено, что срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения. Из этого следует, что никаких оговорок о длительности поездки для признания ее командировкой нет, а значит, нет повода для установления ограничений по времени нахождения в разъездах в целях налогового учета.

Однако не тут-то было. Нынче ведомственные чиновники, определяя тот факт, что речь идет именно о командировке, стали обращать внимание на еще более короткий срок – месяц. Так, в письме от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-176 чиновники Минфина напомнили о положениях пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой любая территориально удаленная от фирмы структура, по месту нахождения которой оборудованы стационарные рабочие места, признается обособленным подразделением организации. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. А под самим рабочим местом понимается место, где сотрудник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и оно прямо или косвенно остается под контролем работодателя (ст. 209 ТК).

Однако не стоит торопиться регистрировать место работы сотрудника, находящегося в длительной командировке, в качестве обособленного подразделения, а значит, и выполнять соответствующие для данной категории структур обязанности налогоплательщика. На это, кстати говоря, обращает внимание и сам Минфин.

Дело в том, что для признания рабочего места стационарным длительного характера выполнения трудовых обязанностей сотрудника в отдаленной местности недостаточно. Мало того, срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте и вовсе не имеет правового значения для постановки на учет юрлица по месту нахождения его обособленного подразделения (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 21 сентября 2006 г. № Ф08-4234/2006-1814А и от 29 ноября 2006 г. № Ф08-6161/2006-2552А). В данном случае необходимо руководствоваться именно фактом создания специально оборудованного рабочего места, где для сотрудника были бы созданы все необходимые для работы условия и где исполнялись бы соответствующие обязанности.

Логично, что арендованные на время командировки квадратные метры (например, гостиничный номер) не могут рассматриваться как оборудованное рабочее место, ведь непосредственного исполнения трудовых обязанностей в данном помещении вряд ли можно ожидать. Если же организация направляет своих сотрудников в служебную командировку для выполнения заданий без создания стационарных рабочих мест, то необходимости в постановке их на учет в налоговых органах по месту выполнения служебных поручений не возникает.

Т. Прасолова, эксперт «Федеральное агентство финансовой информации»

 

Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 1949 / Комментариев: 0
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.42/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.4 | 19 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться