Журнал «Бухгалтер-Дока
Вопрос-ответ, примеры и комментарии»

Персональный журнал для тех, кто хочет быть в курсе дел.

Выходит два раза  в месяц + Спецвыпуски по отчетности!

 


Листать журнал On-line
Хотите знать как выглядит журнал?
Выгодная стоимость подписки!

Стоимость подписки в 2-3 раза меньше, чем на аналогичные издания!


Содержание номера 26 февраля 2018

2009 11
Отпуск по беременности и родам: проблема сроков


Вернутся к содержанию

Статья на стр. 21: Опять двадцать пять, или Пересчет "детских" пособий

Вот уже более года как в нашей стране действует механизм индексации государственных пособий, выплачиваемых гражданам, имеющим детей. Его неоспоримый плюс, безусловно, заключается в том, что «детским» выплатам больше не страшна никакая инфляция. Беда в том, что благодаря Закону от 28 апреля 2009 года № 76-ФЗ очередное повышение размеров пособий вот уже в который раз бухгалтерам придется производить задним числом.

 

Согласно пункту 4.2 Закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ ряд государственных пособий для граждан, имеющих детей, подлежит регулярной индексации в размере и в сроки, которые предусматриваются федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, исходя из прогнозного уровня инфляции. Среди таких «детских» выплат по крайней мере три вида начисляются непосредственно работодателем:

– единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, которое выплачивается в размере 300 рублей (ст. 10 Закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ, далее – Закон № 81-ФЗ);

– единовременное пособие при рождении ребенка, составляющее 8000 рублей (ст. 12 Закона № 81-ФЗ);

– ежемесячное пособие по уходу за ребенком, выплачиваемое в размере 40 процентов среднего заработка сотрудницы. Минимальный размер данного вида выплат составляет 1500 рублей по уходу за первым «чадом», и 3000 руб. – за вторым и последующими детьми; а максимальный предел суммы пособия ограничен 6000 рублей за полный календарный месяц (ст. 15 Закона № 81-ФЗ).

Следовательно, бухгалтеру необходимо четко отслеживать размеры и сроки корректировки сумм «детских» выплат, дабы не промахнуться с величиной выплачиваемого пособия.

Игра в догонялки

Федеральный бюджет на 2009 год и плановый период 2010-го и 2011 годов, утвержденный осенью прошлого года, изначально предусматривал, что с 1 января текущего года «детские» выплаты подлежат индексации на 1,085 (п. 2 ст. 11 Закона от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ в редакции, действовавшей до 6 мая 2009 г). Дело в том, что уровень инфляции на текущий год первоначально прогнозировался правительством как не превышающий 8,5 процента (п. 1 ст. 1 Закона № 204-ФЗ в ранее действовавшей редакции).

Учитывая, что в прошлом году размеры «детских» пособий корректировались уже дважды (с 1 января 2008 года – на 1,085,  и с 1 июля 2008 года – на 1,0185), к текущему году их величина достигла следующих пределов.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности, с начала 2009 года подлежало перечислению в размере 359,70 рубля (300 х 1,085 х 1,0185 х 1,085). С того же момента до 9592,03 рубля увеличилась и сумма единовременной выплаты при рождении ребенка (8000 х 1,085 х 1,0185 х 1,085).

Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком с января текущего года составил 1798,50 рубля (1500 х 1,085 х 1,0185 х 1,085), а за вторым –

3597,01 рубля (3000 х 1,085 х 1,0185 х 1,085). Максимальный же размер выплаты не должен был превышать 7194,02 рубля (6000 х 1,085 х 1,0185 х 1,085).

Между тем уровень инфляции – показатель весьма капризный, и не всякий специалист возьмет на себя смелость строить в отношении него какие-либо прогнозы. Даже правительство, в руках которого все инструменты для сдерживания инфляции, регулярно пересматривает свои «инфляционные» прогнозы и планы.

Так, согласно Закону от 28 апреля 2009 года № 76-ФЗ прогнозируемый уровень инфляции на 2009 год существенно подрос – до 13 процентов. Одновременно данным законодательным актом изменен и коэффициент индексации государственных пособий для граждан, имеющих детей, – с 1,085 до 1,13. Причем речь в этом случае идет непосредственно о корректировке предыдущего коэффициента, а не просто об очередном повышении «детских» выплат. Иными словами, исходя из повышенного коэффициента, необходимо пересчитать все пособия, выплаченные с 1 января 2009 года. Ведь согласно пункту 2 статьи 3 Закона № 76-ФЗ положения пункта 2 статьи 11 Закона № 204-ФЗ в новой редакции распространяются на правоотношения, возникшие с начала текущего года. Сам же закон № 76-ФЗ вступил в силу 6 мая текущего года.

Правила пересчета

Итак, поскольку прежний коэффициент корректировки «детских» выплат фактически заменен на иной показатель, то бухгалтеру необходимо не просто домножить суммы пособий, начисленных с 1 января 2009 года, на новый коэффициент, а, что называется, «переиндексировать» все выплаты. Иными словами, за основу нужно принять размеры пособий, полученные с учетом лишь двух прошлогодних корректировок – без принятия во внимание последней индексации.

При этом, если говорить о единовременных «детских» пособиях, начисляемых работодателем, то порядок их индексации не так уж сложен, поскольку размер данных установлен в твердой денежной сумме.

Таким образом, единовременное пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности, после «переиндексации» составит 374,62 рубля (300 х 1,085 х 1,0185 х 1,13). Следовательно, подобным сотрудницам необходимо доплатить 14,92 рубля (374,62 – 359,70). Сумма единовременной выплаты при рождении ребенка после пересчета будет равна 9989,86 рубля (8000 х 1,085 х 1,0185 х 1,13), а доплате подлежит 397,83 рубля (9989,86 – 9592,03).

В отличие от пособий, выплачиваемых единовременно, механизм корректировки с учетом инфляции ежемесячного пособия по уходу за ребенком не так прост. Дело в том, что его размер установлен не в фиксированной сумме, а в процентном выражении от среднего заработка. При этом сумма подобной выплаты ограничена определенными рамками. Как отмечают специалисты ФСС, индексации в таком случае подлежат лишь минимальный и максимальный размеры пособия, но не сумма, исчисленная исходя из заработной платы сотрудницы.

Так, новый минимальный предел ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком составит  1873,10 рубля (1500 х 1,085 х 1,0185 х 1,13), за вторым –  3746,20 рубля (3000 х 1,085 х 1,0185 х 1,13).

Новый максимальный размер пособия будет равен  7492,39 рубля (6000 х 1,085 х 1,0185 х 1,13).

Впрочем увеличение данных лимитов совсем не обязательно приведет к пересчету фактически выплаченного молодой матери пособия. По сути, доплатить придется лишь в следующих случаях:

– если до пересчета пособие выплачивалось по минимальной или максимальной ставке;

– если ранее сумма ежемесячной выплаты укладывалась в установленные рамки, а теперь не дотягивает до минимума;

Однако чтобы определить, есть ли необходимость в доплате, сравнить с «переиндексированными» пределами следует все выплаченные пособия.

Пример 1

А. Гугнелева, работница ООО «Звезда», находится в отпуске по уходу за первым ребенком с 1 декабря 2008 года. Ее средний заработок за последние 12 месяцев до ухода в декрет составлял 4125 рублей. Соответственно 40 процентов от ее заработка равны 1650 руб. Поскольку эта цифра меньше минимальной величины ежемесячных выплат по уходу за первым ребенком, действовавшей до 1 января 2009 года, то бухгалтер за декабрь прошлого года начислил Гугнелевой пособие в сумме 1657,61 рубля (1500 х 1,085 х 1,0185), то есть в минимальном размере. С 1 января при корректировке пособий с учетом коэффициента 1,085 минимальная ставка рассматриваемой выплаты повысилась до 1798,50 руб.; именно эта сумма ежемесячно перечислялась Гугнелевой с января по апрель 2009 года. С учетом текущей «переиндексации» минимальный размер пособия в 2009 году составляет 1873,10 рубля. Следовательно, за период январь-апрель Гугнелевой следует доплатить 298,40 рубля ((1873,10 – 1798,50) х 4).

Пример 2

Средний заработок сотрудницы ЗАО «Лесоруб» К. Барчиной составляет 18 000 руб. До 1 января 2009 года она получала ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком по высшей ставке – 6630,44 рубля. Между тем 40 процентов от ее среднего заработка на самом деле представляет собой большую сумму – 7200 рублей (18 000 х 0,4). Поскольку эта сумма оказалась больше и максимального размера пособия, проиндексированного с первого января текущего года на 1,085, то с января по апрель 2009 года Барчиной ежемесячно перечислялась сумма в 7194,02 рубля по максимальной ставке. Однако с учетом текущей «переиндексации» 40 процентов от среднего заработка сотрудницы уже не будут превышать максимальный предел, а значит, в дальнейшем ей необходимо выплачивать 7200 рублей ежемесячно, а также доплатить за январь-апрель 23,92 рубля ((7200 – 7194,02) х 4).

Пример 3

Средний заработок сотрудницы ООО «Коммуна» П. Куклевой составляет 4500 руб., а 40 процентов от этой суммы – 1800 рублей (4250 х 0,4). Эта сумма больше минимального размера пособия по уходу за первым ребенком, действовавшего как до 1 января 2008 года, так и после этой даты с учетом индексации на 1,085, поэтому до мая пособие выплачивалось именно в таком размере. Однако после текущей «переиндексации» с 1 января 2009 года минимальная сумма подобных выплат составляет уже 1873,10 руб., что несколько больше величины пособия, исчисленного исходя из среднего заработка. Значит, теперь именно эту сумму следует перечислять сотруднице Куклевой в качестве пособия. Кроме того, ей необходимо доплатить за январь-апрель 292,40 рубля ((1873,10 – 1800) х 4)).

Ю. Печатникова, эксперт «Федеральное агентство финансовой информации»

 

Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 2164 / Комментариев: 0
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.13/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.1 | 23 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться