Журнал «Бухгалтер-Дока
Вопрос-ответ, примеры и комментарии»

Персональный журнал для тех, кто хочет быть в курсе дел.

Выходит два раза  в месяц + Спецвыпуски по отчетности!

 


Листать журнал On-line
Хотите знать как выглядит журнал?
Выгодная стоимость подписки!

Стоимость подписки в 2-3 раза меньше, чем на аналогичные издания!


Содержание номера 16 января 2018

2009 18
Спецвыпуск по отчетности за 9 месяцев 2009 года


Вернутся к содержанию

Статья на стр. 34: Авансовый расчет по транспортному налогу за III квартал 2009 года

Организации-плательщики транспортного налога в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (кварталом), обязаны сдать расчет по данному налогу. Таково требование пункта 3 статьи 363.1 Налогового кодекса.

Так как 31 октября 2009 года выпадает на субботу, то «час икс» переносится на ближайший рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК). Следовательно, отчитаться перед ИФНС за III квартал по транспортному налогу необходимо до 2 ноября текущего года.

Как и раньше, расчет авансовых платежей по транспортному налогу представляется по форме, утвержденной приказом Минфина от 23 марта 2006 года № 48н. Напомним, что этим же документом финансисты ввели в действие Рекомендации по заполнению данного вида отчетности.

Так как никаких изменений с формальной точки зрения в последнее время не происходило, осветим наиболее злободневные вопросы, связанные с транспортным налогом.

Кому это надо?

Как известно, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства. Об этом говорится в статье 357 Кодекса.

Объектом налогообложения являются следующие виды ТС: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда), а также иные водные и воздушные средства передвижения.

В то же время не нужно уплачивать транспортный налог, а соответственно и отчитываться по нему, если авто находится в розыске. При этом факт угона (кражи) должен подтверждаться документами, выдаваемыми органами внутренних дел. Ведь именно представители МВД осуществляют работу по расследованию и раскрытию преступлений, связанных с хищением (угоном) автомобилей.

Налогоплательщики в случае пропажи такого имущества обязаны представить в инспекцию справку об угоне ТС, выдаваемую правоохранительными органами. Если этого не сделать, то избавиться от обязанности по уплате транспортного налога вряд ли удастся (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 января 2009 г. по делу А29-2848/2008).

Касается спецрежимников

Согласно пункту 3 статьи 363.1 Кодекса организации, применяющие УСН, освобождены от обязанности представлять расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу. В то же время обязанность по перечислению ежеквартальных платежей для «упрощенцев» никто не отменял.

Но как быть, если фирма одновременно применяет два специальных налоговых режима – УСН и ЕНВД? Примером подобного совмещения является ведение и оптовой, и розничной торговли.

В том случае, когда принадлежащий юрлицу автомобиль используется как при «упрощенке», так и в рамках «вмененки», то организация не освобождается от сдачи расчетов авансовых платежей по транспортному налогу. Аналогичное правило действует и в случае использования ТС только в рамках ЕНВД. На этом акцентирует внимание Минфин в письме от 29 апреля 2009 года № 03-05-05-04/03.

Немного о ставках

В пункте 1 статьи 363 Кодекса приведены базовые ставки по транспортному налогу. Отметим, что региональные власти наделены полномочиями по увеличению (уменьшению) данных показателей, но не более чем в 5 раз. Это прямо предусмотрено пунктом 2 указанной статьи главного налогового закона.

Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования ТС (например, для автомобилей «старше» и «моложе» пяти лет).

По мнению Минфина, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации наделены достаточными полномочиями по установлению экономически обоснованных дифференцированных налоговых ставок по транспортному налогу. Должны учитываться такие особенности отдельных регионов: общий уровень развития транспортной системы; спрос и предложение на ТС; загруженность дорог; экологическая ситуация в крае или области; иные социально-экономические факторы. Именно такой вывод содержится в письме финансового ведомства от 15 апреля 2009 года № 03-05-06-04/41.

С другой стороны, варьирование налоговой нагрузки в зависимости от иных факторов Кодексом не предусмотрено. В частности, региональные власти не вправе «проявлять инициативу» исходя из экологического класса автомобилей.

Правила корректировки

В случае регистрации ТС или снятия его с учета в течение квартала исчисление суммы авансового платежа по транспортному налогу производится с учетом поправочного коэффициента. Указанная величина определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный автомобиль был зарегистрирован на фирму, к числу календарных месяцев в отчетном периоде. Проще говоря, используется следующая формула:

К = Х : n,

где

К – коэффициент, учитываемый при расчете суммы транспортного налога,

Х – количество полных месяцев, в течение которых ТС было зарегистрировано на фирму,

n – число календарных месяцев квартала.

Необходимо помнить о том, что месяц регистрации транспортного средства, равно как и месяц снятия ТС с регистрационного учета, считается полным. Таково требование пункта 3 статьи 362 Кодекса.

В случае совершения формальных процедур в течение одного календарного месяца указанный временной промежуток считается как один полный месяц. Подчеркнем, что пополнить бюджет придется даже в случае нахождения ТС в собственности буквально один день. Такого мнения придерживается Минфин в письме от 23 сентября 2008 года № 03-05-05-04/23.

Особенности простоя

Как мы уже упоминали, обязанность по уплате транспортного налога возлагается на лиц, на которых зарегистрировано авто. При этом фактическое наличие и использование ТС не играет никакой роли. Именно такой вывод традиционно содержится в официальных разъяснениях Минфина (письма от 26 ноября 2008 г. № 03-05-06-04/71, от 1 апреля 2008 г. № 03-05-05-04/05; от 6 мая 2006 г. № 03-06-04-04/15).

Что касается судей, то они поддерживают финансистов в данном вопросе. Свидетельство тому – постановления ФАС Северо-Западного округа от 3 сентября 2007 года № А56-50465/2006; ФАС Уральского округа от 27 октября 2008 года № Ф09-7763/08-С3 и от 4 сентября 2008 года № Ф09-6258/08-С3.

Таким образом, уплачивать транспортный налог придется с момента регистрации автомобиля до месяца его снятия с учета включительно. Данная обязанность действует даже в том случае, когда ТС физически не существует и соответствующие документы (заявление о снятии с учета, об утилизации) еще не оформлены компанией.

В. Мясницкий, эксперт ООО «Центр экономической информации»

 

Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 2173 / Комментариев: 0
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.19/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.2 | 21 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться