Журнал «Бухгалтер-Дока
Вопрос-ответ, примеры и комментарии»

Персональный журнал для тех, кто хочет быть в курсе дел.

Выходит два раза  в месяц + Спецвыпуски по отчетности!

 


Листать журнал On-line
Хотите знать как выглядит журнал?
Выгодная стоимость подписки!

Стоимость подписки в 2-3 раза меньше, чем на аналогичные издания!


Содержание номера 26 апреля 2018

2009 20
Когда гендир и единственный учредитель в одном лице


Вернутся к содержанию

Статья на стр. 16: Вычет по НДС с авансов: работа над ошибками

Нормы законодательства, позволяющие предъявлять к вычету НДС по предоплате, действуют с начала этого года. Вполне логично, что прибегнувшие к данному способу «вычитания» организации уже не раз успели задекларировать соответствующие суммы. Однако в свете последних разъяснений налогового ведомства можно сделать вывод, что далеко не все налогоплательщики справились с этим заданием «на отлично».

Право – не обязанность

Значительный размер оборота розничной или оптовой торговли чреват для фирмы существенными суммами НДС к уплате. Естественно, что не воспользоваться при этом правом на принятие к вычету того налога, который организации предъявили продавцы (а данный механизм как раз таки является следствием экономической природы налога на добавленную стоимость), крайне обременительно для предприятия.

Поскольку авансы за продукцию, будучи частью сумм реализации, включаются в базу по НДС, что является прямым требованием пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса, на практике может получиться так, что компания, заплатившая аванс, должна перечислить налог сразу же, а получить право на вычет – только спустя какое-то время. Причем перечисление предоплаты в размере 100 процентов не такая уж и редкость.

Выходит, вместо того чтобы пустить в дело средства, являющиеся разницей между суммами, перечисляемыми в бюджет, и налогом, являющимся частью стоимости при покупке продукции, фирма будет ждать срока оплаты сделки в целом. И чем больше временной промежуток между данными событиями, тем большие выгоды упустит компания. Таким образом, привнесенное в законодательство право налогоплательщиков принимать к вычету «авансовый» НДС – достаточно мощный инструмент по стимулированию развития бизнеса (п. 12 ст. 171 НК).

Вместе с тем данное мероприятие способно отнять уйму времени и сил у работников бухгалтерии, а также у «продажников», обеспечивающих данный отдел организации документами, сопровождающими сделки. Дело в том, что предъявление к вычету «авансового» НДС мало того что требует отдельных счетов на предоплату, так еще и сопряжено с возникновением обязанности по восстановлению таких сумм налога, ведь фактически впоследствии НДС принимается к вычету в целом по отгрузке. Причем подобные манипуляции и «допкомплект» оправдательных бумаг потребуется даже тогда, когда аванс составляет 100 процентов от оплаты сделки «целиком» (письмо Минфина от 24 июля 2009 г. № 03-07-09/33). Хотя, по сути, исполняя требование чиновников, фирма всего лишь «гоняет» то из бюджета, то в бюджет одну и туже сумму налога в разные периоды.

В результате если временная разница между перечислением аванса и проведением расчетов в целом за поставку не столь велика, а сумма НДС к вычету не достигает крайне больших размеров, то многие компании предпочли бы выждать некоторое время, нежели обременять бухгалтерию дополнительной работой.

Не хотите пользоваться «льготами» законодательства – не пользуйтесь, в один голос твердят чиновники. Мало того, ратующие за максимальное и скорейшее пополнение бюджета налоговики только рады подобной инициативе предприятий. В конечном счете, предъявление к вычету НДС с предоплаты – право, а не обязанность организаций.

Заручившись поддержкой Минфина (письмо от 14 августа 2009 г. № 03-07-15/125), специалисты ФНС издали письмо от 20 августа 2009 г. № 3-1-11/651, в котором отметили, что права на предъявление к вычету НДС в целом по поставке налогоплательщик в этом случае не лишается. Вполне логично, добавили налоговики, что при таком раскладе нет никакой нужды руководствоваться в работе положениями подпункта 3 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса, требующими восстанавливать «авансовый» НДС. И действительно, принятия ведь к вычету не было, а значит, и восстанавливать нечего.

Правомерность отказа от вычета по предоплате подтверждается более ранними письмами Минфина – от 9 апреля 2009 г. № 03-07-11/103 и от 6 марта 2009 г. № 03-07-15/39. В данных разъяснениях финансовое ведомство не только дает понять, что вычет «авансового» НДС может не предъявляться, но также и оговаривает, что отказ от данного права вовсе не обязательно отражать в учетной политике. Опубликовав такие заявления, финансисты фактически дали налогоплательщикам возможность беспрепятственно делать выбор: к каким сделкам «вычитную» возможность применять, а где от этого можно воздержаться. Споров с налоговиками на местах при подобном раскладе возникнуть не должно.

Учтите, что добровольный отказ от предъявления к вычету налога по предоплате вовсе не лишает обязанностей уплачивать с аванса НДС.

Отчетные тонкости

Несмотря на то что ныне действующая форма декларации по НДС, утвержденная приказом Минфина от 7 ноября 2006 г. № 136н, не содержит отдельных строк, которые были бы предназначены исключительно для отражения информации, связанной с «авансовым» НДС и операциями, связанными с предъявлением вычета по нему, фиксировать указные сведения все-таки придется.

Представляя декларации за I и II кварталы 2009 года, бухгалтеры были вынуждены принимать вопрос о порядке декларирования таких сумм самостоятельно. При заполнении данного вида налоговой отчетности за III квартал налогоплательщики могут воспользоваться подсказкой, данной ФНС в письме от 23 июля 2009 г. № 3-1-10/529.

В указанном эпистолярном творении налоговое ведомство, напомнив в очередной раз о необходимости отражать в декларации сведения, ставшие результатом применения возможностей пункта 12 статьи 171 Налогового кодекса, в буквальном смысле сослались на те строки, куда следует записывать информацию об «авансовых» вычетах.

Так, по мнению чиновников ФНС, подлежащий вычету НДС, который был предъявлен покупателю при перечислении аванса, следует фиксировать в строке 220 «Сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащая вычету, всего» раздела 3 декларации. Что же касается «авансового» НДС, ранее принятого к вычету и подлежащего восстановлению одновременно с полной оплатой поставки, то его нужно отразить по строке 190 «Суммы налога, подлежащие восстановлению, ранее правомерно принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам» того же раздела декларации.

Иными словами, следуя совету чиновников, при заполнении данного вида налоговой отчетности проводить разделение вычетов и сумм их последующего восстановления на «авансовые» и касающиеся полной оплаты за налоговый период, не стоит.

В целом предложенный ФНС способ «фиксации» таких сумм не только логичен, но и, пожалуй, единственно верен в существующих условиях. Так, пунктом 25 Порядка заполнения декларации по НДС, утвержденного приказом Минфина от 7 ноября 2006 г. № 136н, предусмотрено, что НДС, подлежащий вычету на основании статьи 171 Налогового кодекса, следует отражать в графе 4 строки 220 раздела 3. В свою очередь «авансовые» вычеты, наряду с «полнооплатными», регламентируются именно этой законодательной нормой. Выходит, что, зафиксировав их как-нибудь иначе, налогоплательщик попросту нарушит установленный порядок. Хотя, по сути, упоминаний именно о пункте 12 статьи 171 Порядок, естественно, не содержит. По крайней мере, пока.

В принципе та же история – с указанием зачтенного прежде НДС с предоплаты, подлежащего восстановлению в бюджет. Согласно все тому же пункту 25 Порядка, в графе 6 по строке 190 раздела 3 отражаются суммы налога, подлежащие восстановлению на основании положений главы 21 Кодекса. А значит, никаких противоречий в данном случае нет, и опять-таки подобный образ действий – единственный правомерный вариант заполнения декларации.

Безусловно, подобный способ «формирования» налоговой отчетности по НДС может затруднить работу инспекторов, проверяющих соблюдение норм законодательства и правильность расчетов с бюджетом посредством мониторинга деклараций. Однако сложности, которые могут возникнуть при проверках правильности применения указанных вычетов, не являются основанием для невозможности реализации введенной системы на практике и тем более для отказа в осуществлении налогового контроля. Такую своего рода гарантию плательщикам НДС дал Минфин, приведя соответствующие разъяснения в письме от 6 марта 2009 г. № 03-07-15/39. В противном случае «ленивые» инспекции будут наказаны в соответствии со статьей 35 Налогового кодекса, предусматривающей «покрытие» убытков налогоплательщиков вследствие нарушения их прав ревизорами. Правда материально от этого ИФНС не пострадают, поскольку финансирование ошибочных решений инспекторов происходит за счет федерального бюджета.

Татьяна Прасолова, эксперт ООО «Центр экономической информации»

 

 

Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 3819 / Комментариев: 0
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.37/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.4 | 27 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться