Журнал «Бухгалтер-Дока
Вопрос-ответ, примеры и комментарии»

Персональный журнал для тех, кто хочет быть в курсе дел.

Выходит два раза  в месяц + Спецвыпуски по отчетности!

 


Листать журнал On-line
Хотите знать как выглядит журнал?
Выгодная стоимость подписки!

Стоимость подписки в 2-3 раза меньше, чем на аналогичные издания!


Содержание номера 17 января 2018

2010 03
Учет ОС: "проводка" для налога на имущество


Вернутся к содержанию

Статья на стр. 35: Покупка автомобиля на УСН: "подарок" для ИП

 

Перечень расходов, которые при применении УСН с объектом «доходы минус расходы» можно учесть при расчете единого налога, весьма и весьма ограничен. На первый взгляд, никаких препятствий для списания затрат на столь основательное приобретение, каким является служебный автомобиль, который еще и «есть просит», в нем не обнаруживается. Более же пристальное изучение «упрощенных» норм показывает, что это не совсем верное умозаключение. Во всяком случае, индивидуальным предпринимателям уж точно есть над чем подумать.

Определяем «цену» ТС

Покупка автомобиля является делом хотя и затратным, но зачастую жизненно необходимым для ведения бизнеса. Как правило, цена «железного коня» оказывается выше 20 000 рублей (если, конечно, речь не идет о бывших в употреблении ТС «в возрасте» 15 или более лет). Срок же нормальной эксплуатации авто явно больше 12 месяцев. Следовательно, объект согласно правилам главы 25 Налогового кодекса подпадает под определение амортизируемого имущества на основании пункта 1 статьи 256 Кодекса. Между тем таковое как раз и является основными средствами для целей применения УСН (п. 4 ст. 346.16 НК). «Упрощенцы», выбравшие объект «доходы минус расходы», вправе уменьшить базу по единому налогу на сумму затрат на приобретение ОС, к коим, как мы уже сказали, относятся и транспортные средства. Это позволяет сделать подпункт 1 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса.

Для того чтобы принять объект к учету, необходимо выяснить его первоначальную стоимость. Если хозяйствующий субъект обладает «упрощенным» статусом с момента постановки на учет, то искомая величина определяется согласно правилам бухгалтерского учета. Таково требование пункта 3 статьи 346.16 Кодекса.

С фирмами-«упрощенцами» все более-менее понятно – на основании пункта 3 статьи 4 Закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ (далее – Закон № 129-ФЗ) они должны вести бухучет ОС в общеустановленном порядке. А раз так, то организациям необходимо руководствоваться ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина от 30 марта 2001 года № 26н (далее – ПБУ 6/01). В то же время индивидуальные предприниматели в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона № 129-ФЗ бухучет не ведут. Впрочем, каких-либо особых положений для коммерсантов пунктом 3 статьи 346.16 Кодекса не предусмотрено. Значит, для определения первоначальной стоимости автомобиля им также необходимо «заглянуть» в ПБУ 6/01.

На практике у коммерсанта могут возникнуть споры с налоговиками по поводу правомерности списания затрат на покупку ТС. Контролеры вряд ли одобрят попытку учесть в целях налогообложения расходы на приобретение автомобиля, произведенные до регистрации в качестве предпринимателя.

Вид транспортного средства также является объектом пристального внимания ревизоров. Если речь идет о грузовиках, то проблемы вряд ли возникнут. А вот с легковыми авто все несколько сложнее. Ведь такие машины бизнесмен запросто может использовать в личных целях. Между тем базу по единому налогу уменьшают лишь затраты на покупку объектов, эксплуатируемых в предпринимательских целях. В связи с этим не повредит документально обосновать применение авто для ведения бизнеса. Для этих целей ИП вправе воспользоваться критериями основных средств, прописанными в пункте 4 ПБУ 6/01. Так, признаками ОС являются: использование актива в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд; способность приносить доход.

Однако вернемся к определению «цены» транспортного средства. Напомним, что «первоначалкой» ОС считается совокупность фактических затрат на приобретение имущества (п. 8 ПБУ 6/01). В «цену» объекта включаются суммы, уплачиваемые согласно договору продавцу, а также расходы на доставку авто.

Увеличивают стоимость ТС и платежи, связанные с постановкой актива на регистрационный учет в органах ГИБДД. К слову сказать, с февраля 2010 года «автомобильные» пошлины немного «подросли». В частности, выдача номерных знаков теперь стоит 1000 рублей, а не 200 рублей. За оформление же свидетельства о регистрации транспортного средства отныне нужно платить 300 рублей (до недавнего времени – 100 руб.). Таковы требования подпункта 36 пункта 1 новой редакции статьи 333.33 Кодекса. Соответствующие поправки были внесены Законом от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ. Влияют на рост «цены» приобретенного имущества и иные затраты: оплата консультационных, информационных и посреднических услуг; таможенные сборы (в случае импорта объекта); прочие издержки.

По общему правилу НДС, предъявленный покупателю, не включается в «первоначалку» объекта (п. 8 ПБУ 6/01). Однако согласно пункту 3 статьи 346.11 Кодекса «упрощенцы» не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость. Значит, «входной» налог также будет увеличивать «цену» купленного автомобиля, поскольку является для «спецрежимника» невозмещаемым налогом.

Отдельно стоит упомянуть о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В силу требований пункта 2 статьи 4 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ приобретение полиса ОСАГО для собственников автомобилей является обязательным. Отметим, что сделать это автовладелец должен еще до регистрации автомобиля, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения им. Кстати говоря, такого рода затраты не включаются в «цену» объекта, а списываются единовременно в период оплаты страховки (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК).

Если же бизнесмен захочет застраховать ТС от угона и ущерба, то есть приобрести полис КАСКО, то понесенные при этом траты учесть в целях налогообложения ему никак не удастся. Дело в том, что данный вид страхования является добровольным, а подобный вид расходов для «упрощенцев» попросту не предусмотрен.

Списание стоимости авто

Для «упрощенных» «спецрежимников» главой 26.2 главного налогового закона предусмотрен особый порядок списания в затраты издержек на покупку основных средств. Подобные расходы принимаются с момента ввода этих ОС в эксплуатацию. При этом в течение календарного года (налоговый период) затраты отражаются за отчетные периоды равными долями. Об этом говорится в пункте 3 статьи 346.16 Кодекса. Подчеркнем, что речь идет о ситуации, когда коммерсант применяет «упрощенку» с момента постановки на учет в инспекции.

Напомним, что согласно статье 346.17 Кодекса УСН-щики применяют кассовый метод определения доходов и расходов. Следовательно, возникает еще один критерий, жизненно необходимый для учета расходов, – фактическая оплата автомобиля. Только при одновременном соблюдении обоих указанных положений списание трат за покупку ТС будет признано правомерным. На этом акцентируют внимание эксперты Минфина в письме от 23 декабря 2009 года № 03-11-09/413.

Отметим, что расходы в виде «цены» купленного автомобиля в размере уплаченных сумм отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода. Таково требование подпункта 4 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса.

Пример

Индивидуальный предприниматель Семенов А.П. 2 февраля 2010 года приобрел легковой автомобиль за 531 000 рублей (в том числе НДС – 81 000 руб.). В этот же день вся стоимость транспортного средства была оплачена. Паспорт транспортного средства уже был оформлен автосалоном и пошлину за получение данного бланка ИП уплачивать не пришлось. За госрегистрацию бизнесмен заплатил 1300 рублей (1000 руб. за получение номерных знаков + 300 рублей за свидетельство о регистрации). Иных затрат, связанных с покупкой авто, у коммерсанта не было.

Таким образом, первоначальная стоимость авто составила 532 300 рублей (531 000 руб. + 1300 руб.). Данная величина должна списываться по окончании каждого квартала четырьмя равными суммами – по 133 075 рублей (532 300 руб. : 4). Соответственно, именно эта величина будет отражена в Книге учета доходов и расходов по состоянию на 31 марта, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря 2010 года.

Эксплуатационные затраты

В ходе использования ТС по назначению неизбежно возникают разного рода издержки, основной из которых является покупка ГСМ. «Топливные» затраты уменьшают базу по единому налогу на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса. «Упрощенцы» вправе списывать в целях налогообложения материальные расходы, учитываемые в порядке, предусмотренном для «общережимников» (п. 2 ст. 346.16 НК). Иными словами, в конечном итоге необходимо руководствоваться подпунктом 5 пункта 1 статьи 254 Кодекса. Такого рода траты признаются после оплаты независимо от даты списания в производство (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК). Об этом напомнили эксперты Минфина в письме от 23 декабря 2009 года № 03-11-09/413.

Отметим, что для отражения расходов на ГСМ никак не обойтись без путевых листов. Ведь именно эти документы подтверждают фактическое использование автомобиля в служебных целях. Не стоит забывать и о том, что чиновники настоятельно рекомендуют пользоваться нормами расхода топлива, прописанными в распоряжении Минтранса от 14 марта 2008 года № АМ-23-р. Если же в отношении каких-либо моделей авто Министерством транспорта лимиты не прописаны, то необходимо руководствоваться технической документацией на ТС (письма Минфина от 14 января 2009 г. № 03-03-06/1/6 и от 14 января 2009 г. № 03-03-06/1/15).

Впрочем, указанная позиция не совсем логична. Дело в том, что нормирование «топливных» расходов для целей налогообложения Кодексом не предусмотрено. Более того, Минтранс не уполномочен издавать акты законодательства о налогах и сборах. А раз так, то предприниматель имеет полное право списывать расходы на ГСМ в том размере, который он считает нужным. Именно такой вывод следует из содержания Определения ВАС от 14 августа 2008 года № 9586/08.

Если коммерсант захочет воспользоваться услугами автомойки или парковки, то он на вполне законных основаниях сможет учесть понесенные при этом траты в целях определения базы по единому налогу. Это позволяет сделать подпункт 12 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса. Напомним, что любые издержки должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК).

Еще одной стабильной статьей «автомобильных» затрат является ремонт ТС. Ни для кого не секрет, что все детали, какими бы хорошими они ни были, рано или поздно изнашиваются и их приходится менять. Такого рода издержки «упрощенцы» списывают на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса. В качестве подтверждения понесенных затрат должны быть представлены документы, свидетельствующие об оплате ремонтных «манипуляций», акт приемки-передачи выполненных работ. Если же починка выполняется собственными силами, то должны быть в наличии бумаги, подтверждающие оплату использованных узлов. Такого мнения придерживаются эксперты Минфина в упомянутом письме от 23 декабря 2009 года № 03-11-09/413.

Сопутствующие издержки

Напоследок пару слов о транспортном налоге. Напомним, что обязанность по его уплате возлагается на лиц, на которых зарегистрировано ТС. Распространяется данное правило и на «упрощенцев», ведь применение спецрежима не предусматривает освобождение от уплаты «автомобильного» сбора (ст. 346.11 НК).

Кстати говоря, глава 28 Кодекса не выделяет индивидуальных предпринимателей в качестве плательщиков транспортного налога. Соответственно, коммерсант приравнивается в своих «транспортных» правах и обязанностях к физическим лицам. Данный вывод следует из содержания пункта 2 статьи 11 главного налогового закона. А раз так, то ИП должен уплачивать данный налог на основании уведомления, направляемого его «родной» инспекцией (п. 3 ст. 363 НК). Форма данного бланка приведена в Приложении № 3 к приказу ФНС от 31 октября 2005 года № САЭ-3-21/551@.

В силу подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса «автомобильный» платеж может быть принят в уменьшение базы по единому налогу. Для этого у предпринимателя на руках должно быть уведомление из ИФНС и квитанция, подтверждающая уплату налога.

Андрей Березин, эксперт ООО «Центр экономической информации»

 

Полный текст этой статьи вы можете прочесть в печатном или электронном журнале «Бухгалтер-Дока». Быстро подписаться на журнал можно на сайте в разделе «Подписка».
Подписаться на журнал
Просмотров 21472 / Комментариев: 0
Оцените важность статьи (5* — наивысшая):
  • Текущий 1.73/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(текущий рейтинг: 1.7 | 26 чел. проголосовало)
Поделиться ссылкой в
Читайте также:


Вход на сайт

Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Зарегистрироваться