|
|||
Вернутся к содержанию
Статья на стр. 16: Расчеты с ФСС: документальное обоснование "детских" выплат.
Для того чтобы возместить в ФСС средства, затраченные на выплату государственных пособий, работодателю прежде всего необходимо обосновать их назначение и выплату. Данное правило остается неизменным, несмотря на замену ЕСН страховыми взносами. Другое дело, что представители Минздравсоцразвития сочли необходимым подкорректировать сами перечни «оправдательных» документов.
Как ни странно, но сложившаяся в стране финансовая ситуация отнюдь не стала поводом для того, чтобы семьи откладывали реализацию своего желания обзавестись ребенком на более благоприятный момент. Скорее наоборот: видимо понимая, что «строить» карьеру нынче стало проблематичным, а пособие все-таки гарантированно можно получать, сотрудницы уходят в декрет. А затем, чтобы получать «детское» пособие, работницы обращаются к работодателям. И немудрено, ведь согласно пункту 1 статьи 13 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) назначение и выплата пособий по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется по месту работы.
Естественно, для того чтобы работодатель воплотил в жизнь чаяния новоиспеченных родителей (или только планирующих стать таковыми), ему необходимо заручиться определенным комплектом документов. Впоследствии фирме данные бумаги понадобятся для оправдания произведенных трат (и получения соответствующего возмещения) перед ФСС.
Документы для назначения…
В общем случае для того чтобы работодатель посчитал право сотрудницы на пособие по беременности и родам обоснованным, его необходимо снабдить листком нетрудоспособности, выданным медучреждением (п. 5 ст. 13 Закона № 255-ФЗ). Напомним, что данный документ должен быть оформлен на бланке, форма которого утверждена приказом Минздравсоцразвития от 16 марта 2007 г. № 172. А вот для того чтобы работодатель назначил и выплачивал сотруднице ежемесячное пособие по уходу за ребенком (до исполнения 1,5 лет), молодой маме потребуется представить: заявление о назначении указанного пособия; свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход (и его копию), либо выписку из решения об установлении над малышом опеки; свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию; справку с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не учится), – справку из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Одним лишь перечислением этих документов законодатели и ограничились.
Между тем Минздравсоцразвития решил внести уточнения и расшифровать список документации, которую необходимо сдать работодателю, дабы соответствующие пособия были назначены и выплачивались в срок. Таким образом, из-под пера чиновников вышел приказ от 23 декабря 2009 г. № 1012н, утвердивший Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (далее – Порядок). Кстати, подобная инициатива министров есть не что иное, как исполнение возложенных на них обязанностей. Так, в силу п. 5.2.100.30 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития (утв. постановлением правительства от 30 июня 2004 г. № 321) полномочия по установлению порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, принадлежат именно этой ведомственной структуре.
Итак, что же такое предусмотрели министры, без чего работодателю можно не торопиться с назначением пособий по беременности и «детских»?
Прежде всего чиновники отметили, что организация может принимать соответствующие бумаги не обязательно лично от того лица, которое претендует на пособие. Среди прочего, необходимая документация может поступить от законных представителей или доверенных лиц. Например, если по состоянию здоровья или по другим причинам мать ребенка не может передать заявление на «детские» пособия лично, оно может быть принято от другого члена семьи при представлении им документа, удостоверяющего личность и родство (п. 42 Порядка). Кроме того, документы могут прибыть работодателю по почте. В этом случае разрешено направлять в бухгалтерию родного предприятия копии документов, верность которых засвидетельствована, а вот подлинники документов письмами не посылаются. При этом направление бумаг по почте осуществляется способом, позволяющим подтвердить факт и дату их отправления (п. 5 Порядка).
Как бы то ни было, для назначения пособий работодателю потребуется получить как бумаги, подтверждающие право на пособия, так и заявление на его предоставление. Причем во избежание недоразумений министры решили сразу же указать, что именно должно содержаться в последней из упомянутых бумаг. Так, согласно пункту 6 Порядка, в заявлении должны указываться:
– наименование организации, в которую подается заявление;
– фамилия, имя, отчество без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность, а также статус лица, имеющего право на получение государственных пособий («мать», «отец», «лицо, их заменяющее»);
– сведения о документе, удостоверяющем личность (вид, серия и номер, кем и когда он выдан), указанные в соответствии с реквизитами этого документа;
– информация о месте жительства, месте пребывания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры), указанные на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства, месту пребывания (если предъявляется не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность);
– сведения о месте фактического проживания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры);
– вид пособия, за назначением и выплатой которого обращается лицо, имеющее право на получение государственных пособий;
– способ получения пособия: почтовым переводом либо перечислением на личный счет лица, имеющего право на получение пособия, открытый в кредитной организации;
– сведения о реквизитах счета, открытого лицом, имеющим право на получение пособий (наименование организации, в которую должно быть перечислено пособие, банковский идентификационный код (БИК), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), присвоенные при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, номер счета лица, имеющего право на получение пособий).
Указанные сведения должны быть подтверждены подписью лица, подающего заявление, с проставлением даты его заполнения.
Что касается пособий по беременности и родам, то таковые назначаются не только сотрудницам, которые являются кровными матерями малышей, но и тем работницам, которые усыновили ребенка в возрасте до трех месяцев (подп. «д» п. 9 Порядка). Разница в выплачиваемых средствах для таких матерей заключается лишь в том, что они получают пособие только после рождения ребенка (п. 11 Порядка). Разумеется, что на выплаты можно рассчитывать исключительно за период с момента усыновления до достижения младенцем трехмесячного возраста. К сожалению, о том, какой комплект документов потребуется организации для начисления пособий в отношении усыновленных детей, министры так и не упомянули.
Обратите внимание, что претендовать на пособие по беременности и родам могут не только ныне работающие сотрудницы, но и уже уволившиеся работницы. Именно так обстоят дела, если декретный отпуск наступил в течение месячного срока после ухода будущей мамы с работы в случае (п. 14 Порядка):
– перевода мужа на работу в другую местность, переезда к месту жительства мужа;
– болезни, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности (в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке);
– необходимости ухода за больными членами семьи (при наличии заключения медорганизации о нуждаемости родственника в постоянном постороннем уходе) или инвалидами I группы.
Если же сотрудницы представили заявление и листок нетрудоспособности работодателю, то не позднее 10 дней с даты приема этих документов фирма должна назначить пособие и начать его выплачивать (п. 18 Порядка).
Кроме того, эксперты Минздравсоцразвития посчитали, что работодатели, производящие выплату пособий по беременности и родам, должны выдавать сотрудницам еще и единовременное пособие, полагающееся женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (п. 21 Порядка). Для того чтобы претендовать на указанные суммы, сотрудницам следует ознакомить работодателя со справкой из женской консультации либо из другой медицинской организации, поставившей ее на учет в ранние сроки беременности (до двенадцати недель). Если этот документ окажется у работодателя в тот же момент, что и бумаги на получение пособия по беременности и родам, то суммы по обоим видам пособий необходимо будет выплатить одновременно (п. 24 Порядка). Если же данная справка окажется представленной позже, то единовременное пособие по беременности на ранних сроках должно быть назначено и выплачено не позднее 10 дней с даты ее получения работодателем.
Кстати, тот же десятидневный срок отводится организации для того, чтобы принять решение о предоставлении отпуска по уходу за ребенком. А ведь именно оно является основанием для назначения и выплаты ежемесячных «детских» пособий до достижения малышами 1,5-летнего возраста (п. 57, 58 Порядка). Для того чтобы у фирмы появился повод принять решение о назначении и выплате пособия, помимо заявления специалисты Минздравсоцразвития посчитали необходимым представление сотрудниками – молодыми родителями документов, поименованных в пункте 6 статьи 13 Закона № 255-ФЗ. Правда на сей раз на основании пункта 54 Порядка становится понятным, какие именно бумаги нужны в тех или иных ситуациях.
Так, в общем случае от работников потребуются свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка (детей), за которым осуществляется уход, и его копия либо выписка из решения об установлении опеки. Те же бумаги понадобятся и в отношении предыдущего ребенка (детей) и их копии, а в случае смерти малыша – свидетельство о смерти и его копия. Оригиналы представляемых документов потребуются работодателю для того, чтобы заверить копии.
Если же ребенок был рожден за границей, фирме необходимо получить от работника свидетельство о рождении, выданное консульским учреждением Российской Федерации за пределами нашей страны, и его копию. В случаях, когда регистрация рождения малыша произведена компетентным органом иностранного государства помимо копии с самого документа о рождении и регистрации ребенка, выданного и удостоверенного штампом «апостиль» данной заграничной инстанции, потребуется его перевод. Исключение составляют лишь бумаги, выданные на территории страны – участника Конвенции, отменяющей требование о легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге 5 октября 1961 года.
Поскольку право на данный вид пособия имеет только один из родителей, то работодатель должен быть уверен, что по месту учебы или работы супруга сотрудника пособие не выплачивается. Для этого организация должна быть уведомлена посредством справки с места работы супруга работника о том, что тот не использует указанный отпуск и не получает пособия. Если при этом «вторая половинка» не работает либо получает профессиональное образование (начальное, среднее или высшее) по очной форме обучения, у работника, претендующего на пособие, нужно затребовать справку из органов соцзащиты по месту жительства о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В тех случаях, когда на получение пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет претендуют сотрудники – иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории нашей страны, от них нужно будет получить копию документа, удостоверяющего личность, с отметкой о выдаче вида на жительство.
…и для возмещения
Вполне естественно, что выплачивать пособие организация должна не за счет средств, полученных от хозяйствования – впоследствии затраты на данные выплаты фирмам возместит ФСС. Следует обратить внимание, что с начала 2010 года подобное финансирование «спецрежимных» фирм соцстрах будет производить по аналогичному порядку, применяемому в отношении «общережимных» компаний (п. 14 ст. 37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
В общем случае, возврата компаниям затраченных на выплату пособий денег ФСС не производит: соцстрах попросту засчитывает израсходованные суммы в счет уплаты взносов на обязательное социальное страхование. Но ведь вполне может случиться, когда размер пособий оказался настолько велик, что превысил суммы, полагающиеся перечислению в ФСС. Вот как раз таки в этих ситуациях работодатель может претендовать на возврат денег из казны.
Для того чтобы «выбить» из ФСС потраченные на уплату пособий средства, организации придется запастись определенным комплектом документов. О том, что именно является основанием для возмещения соцстрахом затраченных на уплату пособий средств, поведал опять-таки Минздравсоцразвития, утвердив соответствующий список бумаг приказом от 4 декабря 2009 г. № 951н «Об утверждении перечня документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения» (далее – Перечень). Этот документ был зарегистрирован в Минюсте буквально перед новым годом – 24 декабря 2009 года (№ 15809). Использовать его можно с начала 2010 года.
По аналогии с комплектом документов, который поступает в организацию от рассчитывающих на пособия сотрудников, пакет документов работодателя, представляемый в соцстрах, должен содержать письменное заявление, где были бы указаны: наименование и адрес юрлица либо фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес постоянного места жительства работодателя-предпринимателя; регистрационный номер страхователя; указание на сумму необходимых средств на выплату страхового обеспечения.
Что касается последней из упомянутой информации, то обосновывать начисление расходов на выплату страхового обеспечения придется дополнительно. Для этого работодателю необходимо будет сдать в соцстрах расчетную ведомость по форме 4-ФСС (п. 2 Перечня). Напомним, что из данного вида отчетности можно также сделать вывод и о расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Однако помимо совершения выплат, работодатель должен будет доказать, что произвел он их не без оснований. И по сути все собранные с персонала подтверждающие документы должны будут предназначаться и для контроля соцстрахом. В результате в пункте 3 Перечня содержится требование о представлении работодателем в соцстрах копий подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию документов. А именно:
– для пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам – листок нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия;
– для единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности – справка из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель);
– для единовременного пособия при рождении ребенка – справка о рождении ребенка установленной формы, выданная органами записи актов гражданского состояния, а в случае рождения ребенка за пределами РФ – легализованный в установленном порядке документ, подтверждающий появление малыша на свет, с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык, справка с места работы другого родителя о неполучении пособия;
– для ежемесячного пособия по уходу за ребенком – документы, предусмотренные частями 6 и 7 статьи 13 Закона от 24 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.
Кроме того, не обошли министры вниманием и документы, которые нужно представить в территориальный орган ФСС для подтверждения выплаты пособий на погребение.
В любом случае, упомянул Минздравсоцразвития, верность представляемых бумаг должна быть засвидетельствована, как того требует пункт 2 статьи 57 Закона от 26 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Лоскутова Мария, ведущий эксперт ООО «Центр экономической информации»