- b-doka.ru
- →
- Вопрос/ответ
- →
- В программу банковской лояльности включили НДФЛ?
В программу банковской лояльности включили НДФЛ?
Кредитные организации нередко предлагают своим клиентам определенные бонусы за то, что они, к примеру, сохраняют на своем счете определенный остаток. Если все как следует просчитать, то, скорее всего, такие подарки идут на пользу, скорее, самому банку, нежели его облагодетельствованным клиентам. Однако налоговики считают, что в подобных ситуациях не стоит забывать про НДФЛ. И здесь, действительно, есть над чем подумать. Высший Арбитражный Суд определением от 21 января 2013 г. № ВАС-13986/12 передал дело о налогообложении таких бонусов НДФЛ в Президиум ВАС.
Как следует из материалов дела, по условиям выпуска дебетовых карт их держатели, имевшие среднемесячный баланс на счетах в банке в сумме не менее 1 300 000 рублей, имели право получать услуги бизнес-залов в аэропортах. И эти услуги, стоимость которых составляла от 610 до 1040 рублей, оплачивал банк. Указанные обстоятельства, по мнению инспекции, свидетельствуют о получении физическими лицами – клиентами банка дохода в натуральной форме, который в силу статьи 210 Налогового кодекса включается в базу по НДФЛ. В то же время кредитная организация об обязанностях налогового агента даже и не вспоминала. За это ревизоры и выписали ей штраф.
Суды первой и апелляционной инстанций признали претензии инспекции необоснованными. Они отметили, что сложившиеся между банком и держателями карт отношения носили возмездный характер. Каждая из сторон преследовала свою выгоду: клиент – возможность получения определенных видов услуг, включая услуги бизнес-зала аэропорта, а банк – привлечение большего количества денежных средств. Следовательно, оплаченные банком услуги по экономической сути не могут быть охарактеризованы как доход в натуральной форме, подлежащий обложению НДФЛ.
В то же время кассация заняла сторону налоговиков. Арбитры пришли к выводу о возникновении у физических лиц дохода в натуральной форме, поскольку услуги бизнес-залов были получены безвозмездно взамен процентов по вкладам.
В заявлении, поданном ВАС, представителям банка пришлось, что называется, раскрыть все карты. Как оказалось, возможный доход от вклада, от которого клиенты отказались в пользу оплаты услуг в бизнес-залах аэропортов, предоставил бы им возможность посетить эти залы за свой счет несколько (!) раз в месяц. То есть сказать, что клиенты банка тут что-то выигрывают, при всем желании нельзя.
Таким образом, Президиуму ВАС предстоит решить, возникает ли в подобных ситуациях база по НДФЛ, и если да, то в каком порядке она определяется.