Выездная проверка не сокращает срок хранения «первички»
18 июня 2013Компании придется восстановить утраченную «первичку» даже в том случае, если налоговый орган с ней уже ознакомился в рамках выездной налоговой проверки. Такой вывод следует из письма Минфина от 7 июня 2013 г. № 03-02-07/1/21191.
Финансисты указали, что положения подпункта 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса обязывают налогоплательщиков в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Кроме того, и согласно части 1 статьи 29 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, установленных в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. Причем в силу части 3 указанной нормы экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухучета и их защиту от изменений. И в данном случае нет никаких иных вариантов. Соответственно, если документы по тем или иным причинам в пределах их срока «годности» утрачены, то, как ни крути, их необходимо восстановить.
В свою очередь за налоговиками подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 Кодекса закреплено право требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. Данное право инспекторы могут реализовать, в частности, при проведении повторной выездной налоговой проверки (ст. 89 НК) и проведения иных мероприятий налогового контроля, в том числе при необходимости получения документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, и информации относительно конкретной сделки (ст. 93.1 НК). Конечно, в некоторой степени ревизоры ограничены положениями пункта 5 статьи 93 Кодекса. Напомним, что в соответствии с данной нормой инспекторы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, которые ранее были представлены им в рамках «камералки» или выездной проверки. Однако необходимо учитывать, что указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также в случае, когда документы были утрачены самими инспекторами вследствие обстоятельств непреодолимой силы.